Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:48, реферат
Среди игровых театрализованных форм лидирующее положение занимает игровое театрализованное представление. Понять сущность этого жанра поможет знание его базовой основы — театрализованного представления. Театрализованное представление — это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено истори-ко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, известного деятеля и др.
Сценаристам игровых представлений очень важно суметь найти приемы, позволяющие регулировать поведение большой массы зрителей, направлять их на совершение нужных по ходу действия поступков. Этой цели хорошо служат: боевой клич, речевка, целенаправленные, специально подобранные физические движения, массовая песня. Заметим, что песня в последнее время используется все реже, что обедняет и сценарий, и самопредставление. Но лучше всего направляет действия зрителей сама игра, которая и стала важнейшей составной частью театрализованного игрового представления.
Импровизационно-игровая театрализация. В последнее время широкое распространение, правда более на Западе, чем у нас, получили инсценировки, которые создаются самими зрителями, свободно импровизирующими в обусловленных темой или сюжетом рамках. Импровизационно-игровые театрализации — это условный термин.
Считается, что эта форма родилась в Германии, где она носит название детского импровизационного театра. Справедливости ради надо сказать, что у нас она прослеживается и в древних хороводах, и
в крестьянском (фольклорном) театре, а в 70—80-х годах прошлого века многие наши отечественные культорганизаторы фактически свою работу с детьми строили именно на основе импровизационной театрализации.
Конечно, органично ввести игру в импровизационно-игровые театрализации очень трудно, но зато и эффект значительно выше. Подобные театрализации создаются по особой методике. Суть ее заключается в том, что представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а ведущие (часто в роли сказочников или сказочных героев) только намечают контуры сюжета. Ясно, что организовать такое действие невозможно без предварительной активизации фантазии зрителей, без серьезной организационной и методической подготовки. Игра, как уже говорилось, служит отличным средством организации детей-зрителей и развития их фантазии.
Алгоритм создания импровизационно-игровой театрализации примерно следующий. Вначале со зрителями проводятся игры, викторины, конкурсы, соответствующие теме и характеру будущего действа. Это дает возможность зрителям освоиться с обстановкой и привыкнуть друг к другу и к ведущим. Затем ведущие читают сказку, рассказ или отрывок из них и обсуждают прочитанное со зрителями. В ходе обсуждения как бы спонтанно возникает идея оживить прочитанное. Если дети идею поддерживают, значит, можно приступать к распределению ролей. Если нет, то затею необходимо отложить, так как, если фантазию детей разбудить не удалось, удача вряд ли придет. При распределении ролей надо позаботиться, чтобы все зрители, даже если их полон зал, были заняты в предстоящем спектакле. Дело это вполне решаемое. Хорошо разогретые зрители, особенно дети, с удовольствием сыграют не только Красную Шапочку, но и Волка, и даже роль обычного дерева. Причем отбоя от желающих не будет, если лес персонифицировать: мальчикам предложить стать дубочком, ясенем, тополем, а девочкам — березкой, рябинкой, яблонькой. Дети сыграют любой предмет — главное, увлекательно рассказать о нем и о его значении в спектакле. При этом функции каждого предмета должны быть существенными и совершенно необходимыми в спектакле. Трудно уговорить ребенка сыграть просто куст шиповника, но легко, если объяснить ему, что этот куст своими колючками будет преграждать путь Волку, помогать Красной Шапочке, а спасителям-охотникам дарить цветы.
Начинать
распределение следует с
В подобных представлениях очень многое зависит от ведущих, их умения, обаяния, интеллекта. Но даже очень хорошим ведущим не обойтись без сценария. Если сценарий написан с учетом возрастных и психологических особенностей аудитории, если он предусматривает все организационно-творческие моменты, если он предлагает четко продуманную линию действия, если в нем даны игры, конкурсы, манки и разумная методика их использования и, наконец, если есть остроумные тексты для ведущих — успех обеспечен.
Импровизационно-игровые театрализации легче всего создавать вместе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако импровизационные сценические формы любят также подростки и юноши. Видимо, популярность этой театральной формы обусловлена тем, что она способствует самоутверждению молодых людей, дает возможность им проявить свои способности и таланты. Естественно, для подростков и юношества применяется другой подход, учитывающий их психологию. Главная задача — создать условия для наиболее полного самовыражения молодого участника представления. Здесь необходимо более серьезное предварительное обучение молодых исполнителей навыкам актерского мастерства и импровизации. Участие зрителей в действии минимально, и оно проявляется главным образом в игре, которую предлагают актеры-импровизаторы.
Сюжетный игровой вечер (утренник). Шоумены и культорганизаторы часто используют в практике проведения игровых вечеров и утренников театрализованные формы, в которых драматургическая основа либо отсутствует вовсе, либо едва просматривается. Впрочем, называть эти действия театрализованными можно только с большой натяжкой, поскольку вся театрализация заключается в том, что ведущие выступают в образах литературных или сказочных героев. Справедливости ради надо сказать, что в большинстве случаев речь идет не о перевоплощении в образ, так как дело не идет дальше переодевания в костюм избранного героя. Этот способ помогает культорганизаторам наладить доверительное общение с аудиторией. Выбор героев зависит от пристрастий самих ведущих, их внешних данных и актерских способностей, но обычно принимается личина положительных персонажей, в характере которых присутствуют лидерство и покровительство младшим и слабым, такие, например, как Карлсон, Пеппи, Василиса и т.д. Но в роли организаторов игрового вечера (утренника) могут выступать Емеля, Иван-дурак и даже Баба-Яга. Схема при этом проста: для того чтобы получить приз (награду), надо выполнить несколько заданий Бабы-Яги или помочь сказочному Иванушке преодолеть ряд препятствий. Применяя описанный прием, культорганизаторы вынуждены придумывать хотя бы простенький, незамысловатый сюжет.
Наличие какого-никакого сюжета, персонажей, реквизита, костюма, светозвуковых и прочих театральных эффектов позволяет сценаристам и массовикам-исполнителям называть подобные действа игровыми театрализованными представлениями!
Однако к таковым они отношения отнюдь не имеют, ибо театрализованное представление предполагает наличие драматургического развития, а его-то здесь и нет.
А есть игровая программа с использованием чисто внешних театральных средств. Но создавать подобные программы необходимо, так как они, помимо вовлечения в игру, способны вызывать у детей и подростков эмоциональный импульс и пробуждать тягу к настоящему театру.
Викторина — игра в ответы на вопросы — получила невиданную популярность в России в 20-х годах прошлого века настолько широкую, что ее стали считать изобретением советских культпросветчиков.
Популярность викторины была обусловлена необыкновенной тягой советских людей того времени к знаниям. В дальнейшем эта жажда была частично утолена всеобщим образованием, но до сих пор викторина — излюбленная игра россиян. Разновидности этой игры заполнили телевидение. Каждый канал считает обязательным иметь хотя бы одну программу-викторину. Ведущие таких программ — самые известные люди в стране, можно сказать, национальные герои. Не отстают от телевидения радио, газеты и журналы, что увеличивает их популярность и тиражи.
Викторины используются в игровых театрализованных представлениях, преимущественно в экспозиционной части. Отсутствие драматического действия не дает больших возможностей использовать ее в других элементах представления, особенно в кульминационной части. Впрочем, все зависит от таланта сценариста. Можно найти способ использования викторины в любой части представления. Как ни крути, а вопрос требует ответа, что уже и является действием или, во всяком случае, прелюдией к нему.
По своему характеру и содержанию викторины подразделяются на три основных вида: тематические, литературные, музыкальные. В викторинах широко используются технические возможности радио, телевидения и кино. В первые перестроечные годы всеобщий интерес телезрителей привлекала викторина, вопросы
которой искусно прятались в канве сюжета киноновелл.
Авторы и организаторы-постановщики викторин всегда озабочены обеспечением зрелищной привлекательности. В школах и клубах пытаются применить некоторые элементы театрализации. Иногда вопросы доводятся до участников при помощи театральной или эстрадной миниатюры, иногда при помощи пластического или пантомимического этюда. А чаще всего вопросы задает ведущий в образе литературного или сказочного героя. Многочисленные новые радиостанции не перегружают себя поиском эмоциональной формы, а предпочитают элементарно задавать вопросы, часто, правда, непростые и даже каверзные. Но можно услышать и викторины в виде радиоспектаклей. Телевизионные викторины также не отличаются разнообразием форм подачи вопросов. Видимо, это связано с большими финансовыми затратами на съемки сложных театрализованных сюжетов. Но тем не менее и здесь озабочены театрализацией (мантии, совы, майки лидеров и т.д.) и другими манками. Самым распространенным является колесо рулетки, которое позволяет организаторам добавить игре привлекательности, придать азартность, т.е. включить очень сильные манки. Человек никогда не откажется от разгадывания загадок и поисков ответов на вопросы. Не откажется он и от возможности продемонстрировать свой умственный потенциал и накопленные знания. И многое отдаст за право посостязаться, добиться победы и утвердиться на более высокой ступени пьедестала общественного признания. Все это гарантирует викторине популярность и в будущем, а сценаристам предоставляет широкое поле для поисков и создания новых интересных и завлекательных форм игры в ответы на вопросы.
Информация о работе Игровые театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми