Игрушка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Содержание

План.
1. История игрушки
2. Русская народная игрушка
3. Требования к игрушке, содержание
4. Виды игрушек, характеристика
5. Методика внесения новой игрушки
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

конт. игрушка.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецкий педагогический колледж №2

Отделение заочного обучения

Контрольная работа

по                            _____________________ ___  вариант  _____

студентки     __      _________ курса,    группы________________

                  ______________________________________________

Обратный адрес     ________________________________________  

Оценка работы _______________ дата проверки_______________

Подпись преподавателя ____________________________________

Дата поступления контрольной  работы в колледж_____________

Регистрационный номер ___________________________________

 

                                    Тема: «Игрушка»

План.

1. История игрушки

2. Русская народная игрушка

3. Требования к игрушке,  содержание

4. Виды игрушек,  характеристика

5. Методика внесения новой игрушки

Литература

 

1.

Игрушка во все  исторические эпохи была связана  с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Развитие игрушки неразрывно связано с развитием общества. Игра детей по своему содержанию связана  с жизнью, трудом и деятельностью  взрослых членов общества. Тематика и  формы игрушек находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры, а также с эволюцией педагогических взглядов.

В древних игрушках подкупает  искренность, теплота и любовь, с  которой эти вещи делались. Все  это отсутствует в прекрасно выполненных фабричных игрушках.

 На низких  ступенях культурного развития  человечества игрушки должны  рассматриваться как часть общего  народного искусства: здесь нет  ничего оторванного от жизни  и интересов взрослых, ничего  преследующего особые воспитательные цели; игрушки делаются и детьми и взрослыми – для себя для близких; нет массового безличного изготовления на неизвестного потребителя. Отсюда при бедности умения, техники – богатство замысла, яркий след личного вкуса, местный колорит.

 Не только  у первобытных, но и у народов  с древней, высокой культурой  мы находим рядом с ребенком  его игрушку. По существу эти  игрушки мало разнятся от современных;  изменяется лишь форма, детали  и техника изготовления. Уже в  древнем Египте известны были игрушки, которые по древнему обычаю клались рядом с умершими детьми, и таким образом, они сохранились до наших времен. Теперь мы имеем возможность знакомиться с этими игрушками в разных европейских музеях.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи.

Самые ранние известные  нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это  деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения - «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть.

Позднее в игрушке  возник образ коня. О существовании  колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

В глубокой древности  возник и такой известный вид  игрушки, как кукла. Самым древним  египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и  статуэтки. Паяца мы встречаем в  древних могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Иногда руки и ноги в виде тонких палочек, с нарезками на местах кисти и щиколотки; иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, и призванными скрасить одиночество умершего.

 Античные  Греция и Рим оставили довольно  большое количество кукол. Многие  из них продолжали носить культовый  характер. Девушки бережно хранили  эти куклы до замужества и  в канун свадьбы приносили  их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали и куклы-марионетки.

 Известно  было тогда уже и серсо, но  не в виде деревянного обруча, а железного, с надетыми на  него колечками для шума и  звона; погоняли его либо одной  прямой палочкой, либо двумя, изогнутыми, с шариком на конце. Качели  в форме скамеечки на четырех ножках, игра в волчок, калики, чурки, бабки, кости, орехи - все это были излюбленные детские забавы, как и в наши дни.

 Судьба игрушек  в средние века остается невыясненной. Первые сведения относятся уже  к нарождающейся новой западноевропейской жизни.

В средние века производством игрушек занимались почти исключительно столяры  Лиможа, резчики по дереву в горах  Юры и примитивные ремесленники старого Нюрнберга. А Париж производил очень мало: маленькие деревянные флейты, свистки, шары, кии. Наибольшее количество игрушек во Францию уже тогда привозилось из Нюрнберга. Этот город издавна представлял собою базар игрушек, рынок всего мира, с которым лишь отчасти соперничал Страсбург (он славился в особенности механическими и автоматическими игрушками).

В XVI веке парижские  игрушечники выработали, как самостоятельную  специальность, изготовление кукол  на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки, поскольку куклы  эти были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими.

 Аристократическая  французская игрушка до начала XIX века сохраняет характер произведения  художественно прикладного искусства.  Она хороша, но не для детей,  так как им разрешено любоваться  ею через стекло. Дешевые городские  игрушки (первоначально - куклы) во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли. В XIX веке образовывается «Синдикат французских фабрикантов игрушек» для поддержки этой новой отрасли промышленности.

 История  немецкой игрушки ясно показывает  тесную связь игрушек с культурой,  укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего  сорта, дорогих, изготовляющихся  в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.

Производство  игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки.

 Первый шаг  к крупному производству был  настоящей революцией во всей  игрушечной промышленности: игрушки  стали делать из папье-маше  – смесь бумаги с песком, цементом  и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства.

2.

Русская народная игрушка имеет свою славную историю  и богатые традиций. Для нее  характерны упрощенность и ритмичность  формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета. На протяжении столетий очаги игрушечного производства возникали в разных губерниях — Архангельской, Вологодской, Нижнегородской и др. Столица «игрушечного царства» находилась в Подмосковье, в Троице-Сергиевском посаде.

В царской России игрушки в основном ввозились  из-за границы: дорогие — для детей  привилегированных сословий и дешевые, фабричные — для детей рабочих. Народная игрушка производилась  в недостаточном количестве. Только в советское время детская игрушка стала предметом серьезных забот государства.

Правда и  простота народной игрушки, ее выразительность  и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребенка. Резная богородская игрушка  дает тонкое реалистическое изображение людей, животных; в Загорске изготавливают из папье-маше ярко расписанных уток, петухов (звучащих); семеновская деревянная игрушка (мебель, транспорт) отличается богатой декоративной росписью; глиняная дымковская — фантастическим замыслом, мягким юмором.

Большую педагогическую ценность представляют токарные (бабенковские) игрушки: пирамидки, матрешки, вкладные мисочки. Они служат основным дидактическим  материалом для знакомства с цветом, формой, размером, для развития мышления, внимания. Изящество формы, яркая окраска изделий способствуют формированию художественного вкуса.

Педагогическое  значение народной игрушки показано в книгах Е. А. Флериной и А. П. Усовой.

3.

Основное требование к  игрушкам определила Н.К. Крупская в  статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять её в определённое русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку  от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Е.А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребёнка, увлекать образами современной действительности». Игрушка должна вызывать добрые чувства к явлениям нашей действительности, способствовать накоплению положительного нравственного опыта. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Такого рода игрушки не допустимы в детском саду.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка  к разнообразным действиям в  игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребёнок только созерцает её, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е.А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребёнка, тем больше её воспитательные возможности». Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста.

Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление  игрушки должно быть безопасным для  жизни и здоровья ребёнка и  отвечать ряду гигиенических требований:

По своей  конструкции игрушки не должны оказывать  травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность  несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.

Диаметр составных  частей игрушек для детей в  возрасте до 3- лет (пирамиды, наборы колец или шариков на стержнях) должен быть не менее 30 мм при минимальной высоте 12 мм. В качестве наполнителя погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм. Детали погремушек прочно скрепляются; резиновые и пластмассовые надувные игрушки обязаны иметь клапан с надежно закрепленной пробкой.

Максимальная  масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать  силе ребенка — не превышать 400 г  для детей дошкольного возраста и 800 г для детей младшего школьного возраста.

Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого  шума не должна превышать 65 дБ.

В электромеханических  игрушках с микроэлектродвигателями  электрическое напряжение питания  допускается не более 12В. Для детей  старшего школьного возраста разрешается изготовление электромеханических игрушек, подключаемых в сеть переменного тока (127—220 В), при наличии понижающих устройств и надежной электроизоляции.

В оптических игрушках непосредственного наблюдения (калейдоскопы, фильмоскопы, бинокли и т. д.) оправу, касающуюся кожи лица, делают из материала, допускающего влажную обработку и дезинфекцию. Это относится и к деталям музыкальных игрушек, которые дети берут в рот или прикладывают к губам. Такие игрушки упаковываются поштучно в закрытые пакеты из полимерных пленочных материалов. При продаже продавцу запрещается опробовать их и нарушать целостность упаковки.

В целях предупреждения травматизма в игрушках типа «Ружье», «Пистолет», «Пушка» и др. запрещается  использовать в качестве метательных снарядов любые острые предметы и взрывчатые вещества; метательные снаряды должны иметь предохраняющие устройства в виде наконечников из резины или других мягких и упругих материалов.

Информация о работе Игрушка