Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:04, контрольная работа
Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.
Введение
2. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
на разных этапах онтогенеза
3. История возникновения игрушки и ее классификация
4. Анализ современных игрушек
5. Заключение
6. Список литературы
специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребенок
упражняется в условиях, приближающихся к реальной деятельности взрослых, но
не тождественных с ней. Конкретный вид этих орудий зависел от того, какая
отрасль труда являлась основной в данном обществе. Так, у народов Крайнего
Севера необходимым орудием оленевода, охотника, рыболова являлся нож, топор,
лыжи. К этим типичным для народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети
должны овладеть как можно раньше, у охотничьих народов прибавлялись лук и
стрелы, у рыболовов – удочка, у оленеводов – аркан.
Другими словами, отношение между обществом и ребенком в контексте его
социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы
«общество - игрушка – ребенок», а игрушка является своеобразным
связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.
Такая связь отчетливо прослеживается не только во взаимоотношениях, присущих
первобытнообщинному строю, но и на гораздо более поздних этапах общественного
развития. Например, даже к концу XIX века среди игрушек, выпускаемых в
России, можно было встретить такие, как «Крестьянка с детьми», «Скотный
двор», «Сани крестьянские с лошадьми в шерсти». Все они готовили детей к
предстоящей взрослой жизни.
Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального
внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в
создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.
Одна из первых отечественных
классификаций принадлежит Е.А.
первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения
теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он
подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и
сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория
игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая,
плодотворная, устойчивая педагогическая практика»[17, С.].
В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп
игрушек, которые он назвал «изначальными»:
1) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
2) двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
3) образные игрушки - изображения животных и куклы;
4) веревочку,
из которой делают различные,
порой самые замысловатые
Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации
для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного
воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего
воздействия на психику ребенка.
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в
теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А.
Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и
физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол,
бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики,
глазомера;
- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. -
содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок
выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал,
конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские
способности и изобретательство;
-
техническая игрушка –
фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает
конструктивные способности,
расширяет технический
интерес к строительству и технике;
- настольные игры способствуют развитию сообразительности,
внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты,
счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с
вертящимся хвостом
- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные
инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития
музыкального слуха;
-
театральная игрушка - теневой
театр, театр игрушек,
подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское
художественное восприятие.
В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая
игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как
средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:
-
игрушки, направленные на
(погремушки, матрешки, пирамидки,
игрушки-заместители реальных
человеческой культуры, орудий);
-
игрушки, воздействующие на
(куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).
Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка,
в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его
поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно
рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его
восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на
новое, появляется предпочтение).
В раннем возрасте ребенок получает так называемые дидактические, то есть
обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать,
сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает
представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся
народные игрушки - мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с
разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень
сильно изменили свой внешний вид. Например, игрушки-вкладыши имеют самые
различные формы: геометрических фигур, фруктов и овощей, очертаний
различных животных. Русские матрешки неоднократно меняли цвет и узоры на
своих «нарядах». Но несмотря на эти изменения, неизменной осталась обучающая
функция этих игрушек. Русскую матрешку педагоги и сейчас рассматривают как
классический дидактический материал. С ее помощью ребенка можно научит
сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, цвету. Сама конструкция
матрешки и всевозможных
игрушек-вкладышей
самоконтроля: попробуйте неправильно собрать матрешку - не удастся, только
вкладывая в большую меньшую, ребенок может последовательно сложить все
фигурки в одну. Поэтому такие игрушки часто называют автодидактическими.
В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных
предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда,
игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает
функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.
Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура
материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное
отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к
игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие,
пушистые материалы вызывают
положительное эмоциональное
ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность.
Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее
пропорции и цвет.
Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько
групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление
общения ребенка с игрушкой
и тем самым выполняет
- «прекрасные куклы»,
имеющие большие глаза,
короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые,
золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования
- в рост человека и средних размеров;
- характерные куклы ( кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными
определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;
- куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных
эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление).
Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его
настроению;
- этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты
того или иного народа.
В последние годы игрушки начинают рассматриваться с точки зрения
психотерапевтического воздействия на ребенка, поэтому появляются другие
классификации игрушек. Возникло новое направление - куклотерапия,
использующая в качестве основного приема психокоррекционного воздействия
куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя,
социального педагога, психолога, врача).
Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог
Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:
Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство,
кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с
«пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной
семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение
чувств.
К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно
важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как
с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких
чувств.
Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья
и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть
игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и
фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет
глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой
разрывать на куски.
Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе
относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют
структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности
здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из
них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не
существует правильного
или неправильного способа
может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых
детей.
Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность
социальному педагогу представить все многообразие современных игрушек,
понять, что они не только способствует появлению у ребенка определенного
Информация о работе Игрушки в жизни ребенка. Виды игрушек и их характер