Игрушки в жизни ребенка. Виды игрушек и их характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

Содержание

Введение
2. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
на разных этапах онтогенеза
3. История возникновения игрушки и ее классификация
4. Анализ современных игрушек
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мдк 0201.docx

— 58.80 Кб (Скачать файл)

типа поведения, возникновению  различных эмоциональных состояний  и развитию

позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к

сопереживанию),  но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных

нежелательных проявлений в  поведении (тревожность, упрямство, замкнутость,

гнев, враждебность и т.п.).

    

3 Анализ современных  игрушек

 

Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим,  какой

социальный опыт помогут  усвоить  детям современные игрушки.

Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет  кукла Барби, к

которой проявляется неоднозначное  отношение общественности как в нашей

стране, так и за рубежом.

Рассматривая положительное  влияние этой куклы  на развитие психики, психологи

В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что она позволяет усвоить

девочкам важный компонент  женской роли - роль «красавицы», в  то время как

всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей

за ребенком.  Освоение  этой роли  на Эдиповой фазе (3 - 5 лет), для которой

характерно возникновение  у детей интереса к различиям  полов, атрибутике

своего пола,  дает  ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в

себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить

психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать

чувство собственной неадекватности.

Говоря о возможном  негативном влиянии  Барби и ей подобных кукол на

психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько

аспектов. Во-первых, игры с  такими куклами    приобщают  детей к культу

красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости

вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка

воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей  ее дом и

приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр,

на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми

зверюшками, с игрушечными  автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со

всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются

предаваться фантазиям и  мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

За последние годы изменился  образ не только «прекрасной куклы», но и образ

кукол-героев современных  мультфильмов. Они, как  указывалось  выше, имеют

характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную

характеристику, не зависящую  от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять

лет назад на прилавках  магазинов можно было увидеть  игрушки,  являющиеся

носителями качеств, которые  наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня

это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену

Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих  своим поведением реалии российских

отношений,  пришли герои  зарубежных - американских и японских - мультфильмов:

бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие

персонажи, которые можно  увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же

нравственную характеристику несут в себе герои современных  мультфильмов?

Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью,

сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными

физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым  мог бы

позавидовать любой современный  культурист. Большинство этих героев можно

назвать идеальными представителями  мужского пола, а их поведение как  бы

доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Особое место среди  игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные

существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины, покемоны. Всех их

можно отнести к  сказочным  персонажам, но если героям российских сказок был

присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи  несут далеко не

позитивный потенциал, к  сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.

Например, покемоны ( от английского   карман, мон – сокращенное «монстр») -

герои японского мультфильма, согласно сюжету, принадлежат детям: мальчикам и

девочкам 10-12 лет.  Дети обладают обширными знаниями о покемонах, занимаются

их «воспитанием» - тренировкой  особых боевых качеств, которые позволят

принимать им участие в  боях друг с другом. Владелец победившего покемона в

конечном итоге получает звание мастера.

Сюжет в общих чертах безобидный, если бы не характер  боевых качеств,

которыми  обладают покемоны: способности к кровососущему укусу, атаке

крыльями, наведению ужаса,  царапанью, удару хвостом и т.п.

Таким образом, современные  сказочные персонажи своим поведением как бы

утверждают: добро побеждает  зло, но только при помощи применения силы.

Казалось бы, что взрослые должны делать все, чтобы ребенок  как можно реже

сталкивался с такими сказочными персонажами. Но в нашей стране интерес  к этим

персонажам поддерживается как бы искусственно. Например, издается специальный

«Журнал для чемпионов  покемонов» тиражом в 27,5 тысяч экземпляров, во втором

номере за 2002 год которого  помещен ПОКЕ-справочник, в котором можно

подробно узнать об этих  и других «достоинствах» карманных  чудовищ.

А на прилавках магазинов  игрушек покемонов можно встретить в виде ... игрушек

для купания маленьких  детей, наряду с традиционными уточками, мячиками,

лодочками и т.п.  Малыши с радостью принимают любые игрушки, не подозревая

ничего о «заданности образа». У многих детей игрушки, полученные в детстве,

переходят в разряд любимых. Взрослые при этом не подозревают, что  в

младенчестве имеет место такой механизм социализации, как запечатление

(импритинг), то есть образ объектов фиксируется у ребенка на подсознательном

уровне. Естественно предположить, что в более старшем возрасте, когда

обладатель такой игрушки  увидит ее на экране телевизора в качестве героя

мультфильма, «сработает»  другой механизм усвоения социального  опыта –

идентификация, который поможет принять «к руководству» все особенности

поведения своего любимца.

Исходя из утверждения  Е.А. Флериной о том, что «тематика и формы игрушки

находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием

его духовной культуры и  педагогических взглядов» (С.12), социальный педагог в

работе с родителями  должен обсуждать  вопросы о сущности педагогических

взглядов и духовной культуры того общества, которое для своих  детей создает

различных монстров, чудовищ, суперменов с ярко выраженными боевыми

качествами, наборы различного вида оружия и т.п.? Какой социальный опыт может

усвоить ребенок, играя в  подобные игрушки? Можно ли ожидать  проявления у

ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств,

как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь  более  слабому? Не

нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»?

        4 Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей       

Анализ содержания ведущих  видов деятельности и требований к использованию

соответствующих игрушек  позволяет рассматривать возраст  ребенка как один из

критериев для выбора  игрушки.

Другим критерием  должен быть опыт ребенка, так как ребенок  отображает в игре

то, что видит вокруг.  Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра

ребенка  с его жизненным  опытом, тем четче в ней прослеживаются знания им

назначения предметов (игрушек). Следовательно, приобретать можно  игрушки,

смысл которых созвучен опыту ребенка. Отсутствие понимания смысла игрушки,

неумение действовать  с ней ведет к тому, что ребенок  перестает играть с

такими «непонятными», «неинтересными»  игрушками.

При выборе игрушек надо учитывать половую принадлежность ребенка,  которая

может стать следующим  критерием для выбора игрушек.

Нейропсихологи установили, что уже на первом месяце жизни у мальчиков и у

девочек различаются процессы восприятия и анализа информации. И уже к году

различия в их психике  достигают такого высокого уровня, что проявляются не

только в поведении, но и в такой сложной деятельности, как игра. Девочка в 1-

1,5 года уже качает в  руках куклу, а мальчик ползает  по полу с машинкой и

«гудит». В дошкольном возрасте даже если от старшей сестренки осталось много

кукол, мальчик редко берет  их в руки, а девочка значительно  меньше брата

интересуется машинками  и солдатиками.

В дальнейшем игры детей  разного пола опираются на разные виды зрения: у

девочек - на ближнее, у мальчиков - на дальнее. Девочки могут играть в

ограниченном пространстве и все свое «игрушечное богатство» (кукол, их

одежду, мебель, посуду и  т.п.) раскладывают перед собой. Мальчикам  для их

полноценного психического развития требуется большее пространство, чем

девочкам. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если

пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную:

лазают по лестницам, забираются на шкаф. Для мальчиков в этом возрасте в

игротеке необходимы наборы солдатиков, спортивные игрушки –  мяч,

кольцебросы,  велосипеды, самокаты, роликовые коньки, летающие игрушки –

вертолеты, пропеллеры. Для  девочек,  безусловно, также нужны  игрушки,

способствующие их физическому  развитию, но многие девочки все  же предпочитают

куклы, швейные детские  машинки, наборы кукольной посуды, мебели  и др.

Таким образом, исходя из анализа  особенностей современных игрушек;; возрастных

особенностей развития психики  ребенка, проявляющихся в уровне овладения ведущим

видом деятельности, развитии познавательных процессов, личностных особенностях,

можно выделить критерии для выбора игрушки. Согласно им игрушки

не только не будут травмировать психику ребенку, а, наоборот, будут

способствовать его гармоничному развитию и успешному протеканию процесса

социализации. К таким  критериям, по нашему мнению, можно  отнести как 

особенности самого ребенка - возраст, уровень физического развития,

жизненный опыт, половая принадлежность, - так и особенности игрушки

- полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка на

агрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность

для жизни ребенка.

Таким образом, взрослые, покупающие игрушки своему ребенку, должны помнить,

что игрушка - важное средство психического развития и неотъемлемый элемент

процесса социализации ребенка. Выбирая игрушку сегодня, им стоит  задать себе

следующие вопросы:

-         какие качества я хочу воспитать  в ребенке?

-         не навредит ли эта игрушка  психике и здоровью ребенка?

                    Список использованной литературы.                   

1.     Абраменкова  В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-

1998.-№4.-С.33-34.

2.     Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга

Информация о работе Игрушки в жизни ребенка. Виды игрушек и их характер