Игры в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:04, реферат

Краткое описание

Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) И воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту и находится в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ХОДЬБЕ 4
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ходьба.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ              3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ХОДЬБЕ              4

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ              13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ               16


ВВЕДЕНИЕ

 

Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) И воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту и находится в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.

Средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы; важная роль отводится рациональному общему режиму жизни и, в частности, двигательному режиму детей.

Обучение ходьбе в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с "Программой воспитания в детском саду". Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ХОДЬБЕ

 

Все дети, посещающие дошкольное учреждение, должны заниматься физкультурой по "Программе воспитания в детском саду", но в зависимости от состояния здоровья, функционального состояния, особенностей физической подготовленности они могут иметь временные ограничения.

Ходьба является упражнением доступным каждому ребенку и поэтому играет большую роль в физическом воспитании детей. Рассмотрим основные требования к ходьбе в разных возрастных группах.

Содержание программного материала для детей младшей группы

1. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами).

2. Ходьба в разных направлениях:

по прямой,

по кругу,

змейкой (между предметами),

врассыпную.

3. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).

Содержание программного материала для детей средней группы

1. Ходьба на носках, пятках, на наружных сводах стопы.

2. Ходьба с высоким подниманием бедра.

3. Ходьба мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (вправо/влево).

4. Ходьба в колонне по одному, парами, с изменением направления движения, "змейкой", врассыпную, с нахождением своего места в колонне.

5. Ходьба с перешагиванием через предметы (35-40 см).

6. Ходьба по кругу, взявшись за руки.

7. Ходьба с остановкой по сигналу, между предметами.

8. Пешеходная прогулка.

Содержание программного материала для детей старшей группы

1. Ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы.

2. Ходьба с высоким подниманием бедра.

3. Ходьба приставным шагом вправо (влево).

4. Ходьба мелким и широким шагом.

5. Ходьба в колонне по одному, по два (парами).

6. Ходьба с изменением направления движения, "змейкой", врассыпную.

7. Ходьба с выполнением задания по сигналу.

8. Ходьба с перешагиванием через предметы.

9. Ходьба по кругу по кругу, взявшись за руки.

Содержание учебного материала для детей подготовительной группы

1.Ходьба обычная.

2. Ходьба на носках с различными положениями рук.

3. Ходьба на пятках.

4. Ходьба на наружных сводах стоп.

5. Ходьба с высоким подниманием колена (бедра).

6. Ходьба мелким и широким шагом.

7. Ходьба приставным шагом вперёд и назад.

8. Ходьба перекатом с пятки на носок.

9. Ходьба в полуприседе.

10. Ходьба в колонне по одному, по два, по три, в шеренге.

11. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой, с поворотами, "змейкой", врассыпную.

12. Ходьба в сочетании с другими видами движения.

Как видно из программных требований обучение ходьбе учитывает возрастные особенности дошкольников и усложняется по мере их развития.


2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

 

Ходьба — циклическое основное дви­жение, естественный способ передви­жения ребенка.

Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами. Эти фазы движе­ний, повторяющиеся при каждом двой­ном шаге, составляют цикл. Таким об­разом, в ходьбе отмечается наличие характерных черт циклических движений: закономерная последовательность и связь фаз движений в цикле и такая же закономерная последовательность и связь циклов.

Ходьба является сложным движением. В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной си­стемы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

В сложном акте ходьбы непосредственным регулятором движе­ний являются конкретные кожно-мышечные ощущения, первосигнальные раздражители. И. М. Сеченов отмечал: «В течение каж­дого шага есть момент, когда обе ноги касаются пола, и чувство­вание в этот момент опоры служит для сознания сигналом отсла­ивать от пола подошву одной ноги и прислаивать другую — сигна­лом, регулирующим правильное чередование деятельности обеих ног во времени и пространстве».

Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспи­тывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы. «При обыкновенной ходьбе, — как указывал П.Ф.Лесгафт, — передви­гаемая вперед нога становится на почву пяткой, а затем при пере­движении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стоп... При ходьбе ребенка необходимо наблю­дать за положением груди: она должна быть направлена вперед; необходимо также устранить все препятствия для дыхательных дви­жений нижней ее части. Голова должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию».

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Благодаря автоматизму и ритмичности, чередованию сокраще­ния и расслабления работы мышц ходьба при определенной дози­ровке не утомляет ребенка, так как когда опорная нога выдержи­вает тяжесть всего тела — другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение и имеет меньшую нагрузку.

Ребенок начинает овладевать ходьбой в конце первого или на­чале второго года жизни. В этом возрасте организм располагает спо­собностью к осуществлению лишь разрозненных движений, по­добных рефлексам сгибания, разгибания, хватания и т.п. Затем эти разрозненные двигательные реакции интегрируются в акты локомоции. На этом этапе развитие циклических движений происхо­дит в связи с формированием нервных подкорковых интегрирую­щих центров локомоции.

На втором году жизни продолжается работа по совершенство­ванию развития основных движений. У ребенка появляются навы­ки ходьбы, чувство равновесия, воспитывается координация дви­жений, правильная осанка, формируется свод стопы.

У человека уже на ранних этапах освоения локомоторных актов в деятельности включаются высшие отделы коры больших полуша­рий, поскольку к совершенствованию движений привлекается ин­дивидуальный опыт и сознательный контроль за деятельностью. На начальной ста­дии овладения ходьбой автоматизм и координация движений у ре­бенка развиты слабо. Овладевая ходьбой, ребенок широко расстав­ляет ноги, балансирует руками, разводя их в стороны, вытягивая вперед и вверх. Это связано с необходимостью сохранить равнове­сие. Известно, что при вертикальном положении тела центр тяже­сти у ребенка находится выше, чем у взрослого, поэтому он легко падает. При ходьбе ребенок не полностью выпрямляет ноги (они у него согнуты в коленях и тазобедренных суставах), стопы ставит параллельно или слегка повернутыми носками внутрь. При постановке топы ребенок шлепает всей ступней без переката с пятки на носок. Иногда наблюдается раскачивание из стороны в сторону, при этом ребенок прижимает руки к туловищу; нередко наблюдается легкое помахивание одной рукой, шарканье ногами. Темп движения нерав­номерный: ребенок то быстро вдет, почти бежит, то замедляет шаг.

На втором году жизни ребенок ходит в удобном для него темпе. На третьем году жизни у него наблюдаются согласованные движе­ния рук и ног, он уже умеет соблюдать равновесие.

Определяющим условием формирования ходьбы является обу­чение. Оно, согласно исследованию А. А. Саркисяна, осуществля­ется в игровой форме. Ребенка обучают способам правильной ходьбы методом целостного упражнения.

Значительное внимание в этом возрасте уделяется упражнениям в усложненных видах ходь­бы (перешагивание через палочки, ходьба по узкой дорожке, доске и т.д.). Важно, чтобы ребенок видел безукоризненный образец ходьбы, осанки взрослого, которому он с удовольствием подра­жает.

У ребенка пятого года жизни, особенно во второй половине, появляется согласованность движений рук и ног, свобода в ориен­тировке в пространстве, в изменении направления; правильная осанка: туловище сохраняет вертикальное положение, плечи раз­вернуты, живот подобран, голова слегка приподнята (зрительный контроль на 2—3 м от ног). Дыхание ритмичное, спокойное. Все шаги одинаковые, сохраняется ритмичность, координация дви­жений рук и ног правильная. У него закрепляются и совершенству­ются навыки ходьбы: выполняется ходьба на носках, пятках, внеш­ней стороне стопы и т. п. По заданию воспитателя каждый ребенок может быть ведущим и ориентироваться в пространстве.

Ходьба ребенка шестого года жизни имеет устойчивый и мед­ленный темп, большую ширину шага.

В старшем дошкольном возрасте движения в ходьбе совершен­ствуются благодаря накоплению двигательного опыта.

Педагог должен обращать внимание на правильную осанку, координацию рук и ног, регуляцию дыхания (3 шага — глубокий вдох; 4 шага — длительный выдох); правильную, уверенную, спо­койную манеру ходьбы, умение изменять ее: ходить, не сгибая колен, в полуприседе, с высоким подъемом колена, широким ша­гом, на пятках и т.д.

Совершенствованию ходьбы, а также профилактике плоскосто­пия способствуют специальные упражнения: ходьба на носках вы­полняется на уменьшенной площади опоры и требует напряжения мышц голени и стопы, тем самым укрепляя свод стопы. Короткий шаг, меньший взмах руки способствуют выпрямлению позвоноч­ника. Ребенок младшего дошкольного возраста выполняет разные виды ходьбы: ходьбу на наружном крае стопы («косолапый миш­ка»); ходьба крадучись, на полусогнутых ногах; босиком по лежа­щей на полу ребристой лесенке с захватыванием ее перекладин пальцами ног; ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок.

В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

1)  с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, спо­собствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению свя­зочного и суставного аппарата;

2)  ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

3)  ходьба приставным шагом.

Детям предлагается ходьба с различными заданиями, выполня­емыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между пред­метами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предмета­ми; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъе­мом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, брев­на), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Очень полезна ходьба гимнастическая с носка, с хорошим взма­хом рук, укрепляющая мышцы плечевого пояса, брюшного прес­са, ног, стопы.

Дети 7-го года жизни при целенаправленном руководстве хо­рошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, коорди­нацию движений, ориентируются в различных условиях и пользу­ются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно ов­ладевают ее техникой. В целях совершенствования ходьбы им пред­лагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоско­сти. Ходьба выпадами — согнутая в колене нога выносится вперед, ставится на всю стопу и при шаге выпрямляется; другая нога — прямая, стоящая сзади на носке, производит толчок, руки про­извольны. Кроме того, дети 7-го года жизни упражняются в ходь­бе с закрытыми глазами (короткими шагами), ходьбе спиной впе­ред (при этих упражнениях следует обеспечивать ребенку без­опасность).

Информация о работе Игры в детском саду