Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:04, реферат
Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) И воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту и находится в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ХОДЬБЕ 4
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.
Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы: увеличивается длина шага с 39—40 см у детей 4 лет до 51—53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170—180 до
Первая младшая группа (2-3 года). В первой младшей группе нужно учить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Для этих целей используют различные приемы: указания педагога, его показ, имитацию, игровую форму, зрительные ориентиры. Например, воспитатель идет перед группой детей спиной вперед с флажком: «Дети, идите за мной! Смотрите на зеленый флажок. Какой он красивый, как развевается!». Малыши идут за взрослым, размахивая флажками, держа голову прямо. Чтобы научить детей выше поднимать ноги, следует использовать упражнения в ходьбе с перешагиванием через шнур, кубики. При выполнении ходьбы на носках эффективен такой прием: «Вот какие мы большие!». Развитию пространственной ориентировки служат зрительные ориентиры и ходьба в заданном направлении — к кукле, мишке.
Вторая младшая группа (3-4 года). Вводится ходьба на носках с высоким подниманием коленей, с изменением направления, с выполнением различных заданий (остановиться, присесть, повернуться лицом к окну, стене, воспитателю). Ходьбу на носках с высоким подниманием коленей необходимо чередовать с обычной ходьбой. Продолжительность каждого упражнения в начале года не должна превышать 5 секунд, а к концу года — 10 секунд.
Средняя группа (4-5 лет). В средней группе ставится задача закрепить умение ребенка ходить, координируя движения рук и ног. Для этого в вводной части занятий следует использовать ходьбу с ускорением и замедлением, а также чередовать ходьбу с бегом. Во время ходьбы надо периодически напоминать детям, чтобы они не опускали голову, спину держали прямо. Закреплению навыка сохранять правильную осанку, укреплению мышц и связок стопы способствует ходьба на носках со сменой положения рук. В этой группе вводится ходьба на пятках и наружных сторонах стоп. Эти упражнения должны быть непродолжительными (5-10 секунд), они проводятся в чередовании с другими видами ходьбы. При обучении ходьбе мелким и широким шагом используются зрительные ориентиры (начерченные мелом линии, плоские обручи и др.).
Старшая группа 5-6 лет). Детей необходимо приучать выполнять все виды ходьбы четко, ритмично, с правильной осанкой и координацией. Так, при ходьбе на носках ребенок должен двигаться выпрямившись, чуть сгибая ноги в коленях; при ходьбе на пятках, на внешней стороне стопы двигаться ритмично, в общем темпе, стараясь выпрямиться. При обучении мягкому, эластичному шагу используются акцентированный перекат с пятки на носок и активные движения рук.
Подготовительная группа (6-7 лет). Дети совершенствуют технику ходьбы с разным положением рук. На одном занятии можно использовать упражнения в четырех-пяти видах ходьбы (повторяются пять-шесть раз примерно по 5 секунд). В летнее время детей следует упражнять в ходьбе по естественному грунту, песку, дорожке из камней, с подъемом и спуском, с перешагиванием (используются разные способы ходьбы).
3. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНОЙ ХОДЬБЫ
Правильная ходьба строится от бедра активным перекатом с пятки на носок, что обеспечивает наилучшее продвижение вперед. Наряду с этим одним из важных показателей являются угол разворота стоп, обеспечивающий устойчивость и прямолинейность ходьбы. У детей на протяжении всего дошкольного возраста происходит постепенное его увеличение. У детей раннего возраста характерна параллельная постановка стоп. К младшему дошкольному возрасту угол разворота стоп достигает 13,5°, к среднему 15°, а у детей старшего дошкольного возраста составляет приблизительно 17,2°.
Правильная ходьба предполагает соблюдение определенной осанки: корпус располагается прямо, плечи расслаблены и расправлены, немного отведены назад и вниз. Живот подобран. Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. Голова располагается прямо и ровно, не напрягая шеи. Дети контролируют обстановку при движении взглядом перед собой на 1,5—2 м.
В процессе правильной ходьбы наблюдается устойчивое проявление перекрестной координации и согласованности в работе рук и ног. Руки и кисти рук расслаблены, двигаются спокойно, без напряжения, с достаточной амплитудой вперед—назад.
При ходьбе бедро выносится вперед—вверх, но поднимается не высоко. Голень толчковой ноги после отталкивания немного складывается и вместе с бедром выносится вперед—вверх. После Достижения бедром определенного положения, перед его снижением срабатывает тормоз и после небольшой паузы, одновременно с постепенным опусканием бедра вниз, раскрывается голень, Подготавливаясь к загребающему движению под себя.
Правильной ходьбе способствует принятие определенной стойки перед началом движения, где положение головы, корпуса, а также разворот стоп соответствуют вышеописанному. Здесь же отметим, что принятие стойки предполагает такую расстановку стоп, при которой расстояние между пятками у младших дошкольников составляет приблизительно 10 см, а у старших — 12,5 см.
В процессе обычной ходьбы целесообразно не расставлять широко стопы, а стремиться соблюдать данное расстояние между пятками, так как в противном случае ходьба не будет носить прямолинейного характера.
В ходьбе стопа приземляется в последовательности пятка—носок. При этом бугры пальцев как бы чуть прихлопывают стопой после касания земли пяткой.
Средний темп ходьбы ребенка-дошкольника составляет 148— 172 шага в минуту, что значительно больше, чем у взрослых (120 шагов в минуту), а длина шага у них короче и колеблется в пределах 42—68 см, у взрослых — 70—90 см. С возрастом темп ходьбы детей замедляется, а длина шага увеличивается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гимнастика — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.
Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста.
Гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной).
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения. Основные движения — это жизненно необходимые для ребенка шжения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Ходьба направлена на укрепление здоровья ребенка, воспитание правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Ходьба рекомендуется для всех возрастных групп детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Кн. для малышей и их родителей. - Ярославль: Гринго, 1996. - 176 с.
2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.
4. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендацмм. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 96 с.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.
6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1996. - 185 с.
2