Игры в жизни детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:00, реферат

Краткое описание

Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха. Условия формирования игры дошкольников с нарушениями слуха. Методы и приемы формирования игры.

Вложенные файлы: 1 файл

Игра в жизни детей с нарушениями слуха.docx

— 27.00 Кб (Скачать файл)

Игра в жизни детей  с нарушениями слуха

ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ  СЛУХА

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА  С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

 

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления  детей об окружающем мире и тех  сторонах действительности, которые  малодоступны в повседневной жизни. В ходе действий с предметами и  игрушками наиболее полно познаются  их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической  игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и  обучения.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность. В процессе игры дети вступают в  контакт по поводу игрушек, поэтому  здесь наиболее мотивированно и  естественно может быть организовано их общение.

Дети с нарушением слуха нередко  воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей  со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос  игровых действий на предметы, выполняющие  в быту другие функции. Отвлечься  от данного предмета, перенести слово  в новую ситуацию, нетипичную для  употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово  длительное время было закреплено за одним предметом. Трудности спонтанного  развития игровой деятельности обусловливают  необходимость специального методического  руководства.

 

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

 

Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. В основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

В игровых уголках располагаются таблички со словами и фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с ними, а по мере усложнения игр — названия профессий, трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений.

На первом году обучения в игровых уголках собирают игрушки, способные возбудить интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Эти игрушки располагают на нижних полках, откуда их может взять маленький ребенок. Здесь же находятся дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладки. На верхних полках лежат различные лото, парные картинки, мозаики, которые используются при проведении дидактических игр.

Для игр-драматизаций необходимо иметь набор костюмов, атрибутов, макетов, которые не предназначены для постоянного использования и хранятся отдельно. Для проведения театрализованных игр важно иметь настольный кукольный театр, ширму.

Для оснащения игр на воздухе следует выделить несколько кукол, лошадку, каталку, а также предусмотреть специальные игрушки для песка, снега, воды (формочки, совки, лопатки, ведра, лейки…).

На втором году обучения основное внимание уделяется игрушкам для сюжетных игр («Магазин», «Больница» и т. д.). Подбираются необходимые принадлежности для этих игр: фартуки, повязки, шапочки, халаты. Оборудуется квартира для кукол — столовая, спальня — и обставляется соответствующей мебелью. В игровом уголке из строительного материала сооружается гараж. Увеличивается количество настольных игр. Дополнительно для прогулок используются мячи, кегли, серсо, вертушки.

В старших группах необходимо организовывать зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать, гладить. В связи с расширением тематики игр выделяется место, и подбираются атрибуты для организации игр «Парикмахерская», «Наша улица», «Зоопарк», «Ателье», «Школа». После освоения определенной игры содержание игрового уголка изменяется, подбираются атрибуты для новой игры. Появляются куклы в национальных костюмах. Старшие дети охотно играют с мелкими куколками, фигурками животных, солдатиками. В связи с усложнением дидактических игр в игровых уголках появляется большее количество сборно-разборных игрушек (домики, машины, паровозики), мозаичные панно, пластмассовые конструкторы; возрастает количество настольных игр («Поймай рыбку», «Летающие колпачки», разнообразные по тематике лото, «Настольный хоккей (футбол)», «За рулем» и т. д.).

Взрослый с детьми обыгрывает игрушки, показывает им различные способы  действий с ними, помогает придумать  сюжет и найти предметы-заместители, демонстрирует исполнение различных  ролей, помогает общаться участникам игры. Вместе с тем необходимо учитывать, что игра ребенка имеет личный, интимный характер, он должен быть ее инициатором, и чрезмерно активное вмешательство  взрослого, навязывание малышу других действий может разрушить игру.

 

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРЫ

Предметные действия — необходимая  предпосылка игры. На начальных этапах игровое действие связано с предметом, в роли которого выступает сюжетная игрушка: кукла, зайка, машина; с ними совершаются действия типа «погулять», «покачать», «покатать». Привлечение  других сюжетных игрушек — посуды, одежды и т. п. позволяет увеличить  количество игровых действий. На этом этапе обучения игре основное внимание направляется на развертывание и  обозначение условных предметных действий в игре. Взрослый показывает различные  способы действий с одной игрушкой. На одних занятиях он показывает детям, как кормить куклу, фиксируя их внимание на предметных действиях: как правильно  пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой. На других занятиях с куклой гуляют, укладывают спать и т. д.

Маленький ребенок не умеет выполнять  игровые действия по подражанию взрослому. Поэтому его сначала обучают выполнению сопряженных действий, т. е. когда ребенок одновременно выполняет те же действия с аналогичной игрушкой. В некоторых случаях, действуя с одной игрушкой, взрослый учит его воспроизводить действия отраженно, вслед за ним, чередуя действия ребенка с собственным показом, а в отдельные моменты управляя рукой малыша.

Взрослый побуждает детей внимательно  рассматривать игрушки, сравнивать их, развивая внимание, память. Основные игрушки, используемые на этом этапе, — куклы, игрушки-животные: мишка, зайка, собака, кошка, машины, мячи, кубики, одежда, мебель, посуда для кукол. На глазах у детей постепенно объединяется несколько простых сюжетов (куклу накормили и положили спать; кукла поела и села смотреть телевизор и т. д.). Очень важно, чтобы дети привносили собственные элементы в игры, продемонстрированные ранее взрослым.

Показателем эффективности проводимых с детьми игр и действий с сюжетными  игрушками является ситуация, когда  дети в игровом уголке играют самостоятельно, а дома — с любимыми игрушками. Для того чтобы в дальнейшем научить  детей играть вместе, целесообразно  проводить игры, где они действуют  в паре: игры с мячом, скакалкой  и т. д.

Предметно-игровые действия могут  быть связаны с элементами строительных игр: сооружение взрослым  домов при участии детей, гаража, лестницы; обыгрывание их, включение в игры с сюжетными игрушками. Уместно также на данном этапе связывать действия с сюжетными игрушками с играми с водой, песком на участке (например, делать из песка пирожки для кукол, купать кукол, ловить рыбок…).

Важнейшим условием правильной организации действия с сюжетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и «прочитываются» (т. е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними («Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональная обстановка обучения игре, действия детей с игрушками могут способствовать быстрому по сравнению с другими занятиями запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов (ляля, мяу, ав-ав, бах и т. д.), контура слов, отдельных слогов, сочетаний звуков. Взрослому очень важно «подхватить» эти слова, закрепить в речи ребенка. Именно игра, как ни один другой вид деятельности, стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт.

Играм предшествует проведение наблюдений за бытовыми действиями взрослых, за используемыми  ими предметами; дети учатся с помощью  взрослого подражать им. Организуются игры, в которых дети стирают кукольное  белье, раздевают и одевают куклу, купают ее, готовят ей обед и т. д. Проведению таких игр предшествуют, помимо наблюдений, рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического приема используется подражание действиям взрослого: он показывает правильную последовательность игровых действий, которые в дальнейшем будут воспроизводить дети. При воспроизведении более точных, детальных действий в игре дети с нарушениями слуха очень часто начинают подменять игровые действия трудовыми. Так, например, стирая белье для куклы, увлекаются последовательностью действий, забыв о цели стирки. Этот факт должен быть в поле зрения взрослого: он должен обращать внимание детей на отношение к кукле, т. е. не забывать о цели и мотивах игровых действий.

По мере расширения представлений  об окружающем, накопления опыта игр  расширяются возможности общения. Однако общение детей с нарушениями  слуха в играх очень ограниченно  вследствие отсутствия необходимых  речевых средств. Взрослый включает в игры, первоначально в те, которые  проводит сам, необходимые слова  и выражения, показывает сферу их использования. Необходимо тщательно отбирать наиболее важные для данной игровой ситуации речевые средства, иначе, как это часто наблюдается, занятие превращается в повторение бесчисленного количества слов, эмоциональный настрой пропадает и игра перестает привлекать детей. В играх должен быть отражен тот речевой материал, который знаком и по другим занятиям (ознакомление с окружающим миром, развитие речи). Применительно к младшим дошкольникам это побуждения, сообщения, вопросы («Будем купать куклу. Дай мыло. Дай полотенце. Вымой руки (лицо). Вытри ... Кукла чистая ...»). Взрослый помогает детям воспользоваться теми или иными выражениями, показывает способы их использования.

Накопление у детей игрового опыта, освоение разнообразных действий с сюжетными игрушками дает возможность  усложнить игровые действия путем  введения предметов-заместителей, в  роли которых чаще всего используется полифункциональный игровой материал — предметы, не имеющие строго зафиксированного функционального назначения (палочки, брусочки, ленточки, бумажки…). Дети со сниженным слухом в играх предпочитают пользоваться сюжетными игрушками  и не стремятся найти и использовать предметы-заместители.

Работа по обучению детей со сниженным  слухом использованию предметов-заместителей предполагает определенную последовательность и зависит от уровня развития игры детей (Г. Л. Выгодская). Когда взрослый только приступает к обучению играм  с использованием заместителей, он демонстрирует действие с реальным предметом (расческа, мыло, термометр). Только затем, в ситуации отсутствия данного предмета, подыскивается и переименовывается подходящий предмет (например, палочка, брусок — это будет расческа... Потеряли расческу... Нечем причесать куклу...), демонстрируется действие с ним.

Таким образом, в работе с глухими и слабослышащими детьми в возрасте от двух до четырех лет  основное внимание обращается на овладение  ими структурой и последовательностью  предметно-игровых действий как  способа построения игры, где в  качестве основы игры выступает реальное предметное действие, имитируемое через  действия с игровым предметом. Проводятся такие игры, как «День куклы», «Кукла заболела», «Стирка», «Купание куклы» и т. д.

 

 Другим способом построения и обогащения игры является ролевое поведение. При таком  способе построения игры основным в  сюжете является персонаж, характерное  поведение которого ребенок имитирует, подчиняя ему предметно-игровые  действия. На предыдущих этапах развития игры еще не происходит явного принятия роли, воспроизводится ряд действий (кормят, лечат куклу, строят дом  и т. д.), однако роль имплицитно содержится в действиях, связанных с сюжетной игрушкой. По мере развития игры воспитатель  называет, обозначает роль словом. Демонстрируя определенные предметно-игровые действия, фиксируя внимание на отношениях, чувствах людей, он подчеркивает особенности  выполнения каждой новой роли. Трудности  вербального обозначения роли, недостаточное  понимание взаимоотношений людей  детьми должны побудить воспитателя  накопить достаточно много впечатлений  о деятельности взрослых, сначала  тех, что окружают ребенка: няни, воспитательницы, повара, шофера, а затем и тех, с которыми дети встречаются реже: продавца, парикмахера, врача. Очень  важно, чтобы наблюдения, вносимые в  игровую деятельность, были подкреплены  содержанием других занятий: наблюдениями, рассматриванием картинок на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, отработкой лексики на соответствующих  по тематике занятиях по развитию речи.

Расширение представлений о  профессиональной занятости людей  происходит различными путями: прежде всего организуются специальные наблюдения за деятельностью, например, повара. Объяснив, что повар (тетя Валя) будет готовить обед для всех детей, нужно внимательно осмотреть кухню: плиту, холодильник, столы. Воспитатель фиксирует внимание на действиях повара (варит суп, моет, режет, кладет в кастрюлю мясо, овощи и т. д.). Однако подобных наблюдений недостаточно, чтобы дети смогли в играх выполнять эту роль. Имеющиеся у них представления можно расширить, рассматривая картинки, диапозитивы, в процессе беседы уточняя названия атрибутов, действий повара: «Что сначала сделал повар? Что нужно, чтобы сварить суп?» Далее можно провести обыгрывание сюжетных игрушек (плиты, кухонной утвари и т. д.). Это позволит уточнить структуру игровых действий, необходимость и правильность использования различных предметов, освоить их еще до включения в сюжетную игру. Целесообразно проведение дидактической игры «Кому что нужно?».

Информация о работе Игры в жизни детей с нарушением слуха