Игры в жизни детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:00, реферат

Краткое описание

Значение игры в развитии ребенка с нарушением слуха. Условия формирования игры дошкольников с нарушениями слуха. Методы и приемы формирования игры.

Вложенные файлы: 1 файл

Игра в жизни детей с нарушениями слуха.docx

— 27.00 Кб (Скачать файл)

Только после этой предварительной  работы воспитатель организует игру на новую тему, участвуя в ней  в качестве одного из действующих  лиц. Для того чтобы показать игровые  возможности всех ролей, воспитатель  в следующий раз исполняет  другую роль. В противном случае дети будут воспроизводить повторяющиеся  стереотипные игровые действия. Осваивая новую игру, все больше детей исполняют  одни и те же роли. Задача воспитателя - подсказать, как можно разнообразить  игровые действия, какие новые  лица могут участвовать в игре, какие новые атрибуты, предметы-заместители  могут быть введены. Воспитатель  следит за тем, чтобы дети стремились осваивать знакомые роли во время  игр в свободное время.

Следует помнить, что для детей  освоение роли связано с действиями с соответствующими предметами, сюжетными  игрушками. Поэтому, во-первых, важно следить за наличием игрушек, связанных с той или иной ролью, а во-вторых, стимулируя действия с игрушками, подсказывать, какую роль может выбрать ребенок («У тебя руль. Кем ты будешь? Ты шофер?»). Многие дети воспроизводят действия, понимая их смысл, но, не зная соответствующих слов и выражений (шофер, повар, портниха). Поэтому важно отразить эту лексику на табличках, располагая их рядом с наборами игрушек и атрибутов (повар работает на кухне, повар готовит: варит суп, жарит). Наличие такого материала поможет ребенку обозначить свои действия, рассказать о своих играх и, самое главное, общаться с другими детьми, выполняя ту или иную роль. В связи с освоением детьми ролей в играх (врач, шофер, повар, портниха и т. д.) необходимо иметь игровые атрибуты: шапочки, фартуки, халаты, сумочки.

Однако при выполнении тех или  иных ролей недостаточно только воспроизвести  игровые действия. В старшем дошкольном возрасте игра построена не только на изображении деятельности людей, но и на передаче их взаимоотношений. Воспитатель, прежде всего сам, воспроизводит чувства, отношения людей, выполняя роли в игре и фиксируя на этом внимание детей («Врач заботится о больном. Продавец вежлив с покупателями» и т. д.). Оценивая вместе с детьми исполнение ролей тем или иным ребенком, воспитатель подчеркивает, как он относится к другим участникам игры («Алеша хороший шофер. Он заботился о пассажирах. Он помог маме с дочкой войти в автобус»). Для детей всегда сложно распределение ролей, поэтому воспитатель помогает им. Он следит, чтобы наиболее активные не исполняли многократно одни и те же роли, чтобы застенчивые, а также дети с плохой речью могли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Однако делать это следует деликатно, считаясь с желанием детей, учитывая особенности их характеров. Не следует диктовать и навязывать роль, которая не нравится ребенку.

В ходе освоения детьми ролей в  разнообразных играх следует  насыщать их сложными элементами, поднимать  игру на более высокий уровень. Для  этого включаются предметы-заместители, используются действия в воображаемом плане.

Дети очень любят звонить  в воображаемый звонок, вытирать ноги о воображаемый коврик, щелкать воображаемым включателем. Однако воображаемыми  могут стать только те действия, которые хорошо усвоены в быту, понятны по смыслу и доступны всем детям.

 

 В старшем дошкольном возрасте игры становятся более длительными, продолжаются в течение нескольких недель, видоизменяясь, обогащаясь новыми элементами; расширяется круг действующих  лиц и отражаемых явлений. На этом этапе происходит овладение способами  построения сюжета. Наиболее часто дети играют в такие игры, как «Парикмахерская», «Город», «У врача», «На почте», «Школа», «Ателье» и т. д.

В этих играх объединяется ряд сюжетов (например, болезнь ребенка, приход врача, действия родителей, посещение  поликлиники, посещение магазина и  покупка подарка для бабушки, приход в детский сад). В таких  коллективных играх участвуют все  дети, так как для этого требуется  тщательный отбор речевых средств, их предварительное уточнение.

Воспитатель учит детей пополнять  игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и  отношения, развивать сюжет, перестраивать  его. Такая игра предполагает включение  элементов планирования, общение  детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в речевом плане оформления. Дети должны знать названия игр, действующих  лиц, уметь распределить роли.

Подготовка к игре длится несколько  дней, проводится как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогулках и тесно связана  с материалом других занятий. Условно  могут быть выделены следующие этапы  в подготовке к сюжетно-ролевой  игре:

подготовка к экскурсии (определение  воспитателем ее цели, выбор объектов наблюдения, отбор речевого материала, который будет сообщен во время  экскурсии);

проведение экскурсии, выполнение действий во время экскурсии (покупка  подарка для кого-то из детей, отправление  писем и открыток и т. д.);

беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представлений детей  в процессе рассматривания картинок, книг, альбомов; уточнение и активизация  необходимого речевого материала;

закрепление знаний детей в процессе рисования, дидактической или подвижной  игры;

обыгрывание сюжетных игрушек, подбор предметов-заместителей; изготовление необходимых атрибутов;

определение замысла предстоящей  игры, планирование ее этапов, распределение  ролей;

проведение коллективной игры с  участием воспитателя;

выражение непосредственных впечатлений  от игры, исполнения ролей детьми.

Сложная сюжетно-ролевая игра требует  от детей овладения речевым материалом, связанным как с организацией игры, так и с ее содержанием. Ими  должен быть усвоен терминологический  словарь, характерный для игровой  деятельности (игра называется «Кем ты хочешь быть?»; слова: «роль», «костюм», «как будто» и др.). Эти слова и  выражения можно подобрать из словаря к программе по игре. Постоянное использование этих речевых единиц способствует усвоению их детьми. В  овладении речевым материалом, связанным  с определенной тематикой, значительную помощь воспитателю может оказать  сурдопедагог, планирующий близкие  по тематике занятия по развитию речи. Планомерное расширение словаря  по данной теме, уточнение и конкретизация  значения слова, отработка его структуры, активизация в различных контекстах помогут во время игры сосредоточить  внимание на ее содержательной стороне.

Помимо сюжетно-ролевых в программе содержатся игры-драматизации. Овладение ими связано со знакомством со сказками: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Красная Шапочка». Подготовка к проведению таких игр требует участия сурдопедагога, так как с текстами сказок дети знакомятся на занятиях по развитию речи. Первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ картинок, диафильмов, использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение, повторное рассказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются действия персонажей и их последовательность; подбираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли. Как видим, роль сурдопедагога при обучении глухих и слабослышащих дошкольников игре достаточно велика. Таким образом, повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.

 

 

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ. – Книга для учителя  и воспитателя/Под редакцией Л. П. НОСКОВОЙ. – МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1993 - (стр.92-104).

 

 


Информация о работе Игры в жизни детей с нарушением слуха