Идеальный педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:10, реферат

Краткое описание

В работе автор проводит анализ необходимых педагогу качеств, понять насколько деятельность педагога может повлиять на формирование личности его учеников.
Педагогический процесс-это сложная система наук и методов преподавания. От его построения зависит, будет ли преподаваемый материал интересен и насколько он будет понятен.

Содержание

Введение__________________________________________________2
Глава 1 Педагогический процесс, как целостная система
1.1.Педагогический процесс___________________________________________3
1.2. Принцип целостности____________________________________________3
1.3. Структура педагогического процесса_______________________________4
1.4. Закономерности педагогического процесса___________________________5
Глава 2 Качества педагога
2.1. Качества необходимые педагогу____________________________________7
2.2. Качества противопоказанные_______________________________________8
2.3. Специфика работы________________________________________________8
Глава 3 Кто такой идеальный учитель?_________________________________10
Глава 4 Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение__12
Глава 5 Мастерство педагогического общения___________________________13
Заключение__________________________________________________________15
Список используемой литературы______________________________________16

Вложенные файлы: 1 файл

на проф.обучение.docx

— 45.30 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение__________________________________________________2

Глава 1 Педагогический процесс, как  целостная система

1.1.Педагогический процесс___________________________________________3

1.2. Принцип целостности____________________________________________3

1.3. Структура педагогического процесса_______________________________4

1.4. Закономерности педагогического  процесса___________________________5

Глава 2 Качества педагога

2.1. Качества необходимые  педагогу____________________________________7

2.2. Качества противопоказанные_______________________________________8

2.3. Специфика работы________________________________________________8

Глава 3 Кто такой идеальный учитель?_________________________________10

Глава 4 Педагогический идеал и  его конкретно-историческое воплощение__12

Глава 5 Мастерство педагогического  общения___________________________13

Заключение__________________________________________________________15

Список используемой литературы______________________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Выбирая тему своей работы, я долго не могла определиться, но  потом я поняла, что тема «Мой идеал педагога» может послужить  мне основой для будущего ориентира  в профессии.

На учителя в современной  школе возлагается огромная миссия. Он  должен не только научить ребенка  азам наук, но кроме этого должен  привить ему чувство прекрасного, научить сопереживать и оказывать  помощь.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной

подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы  формирования и развития исследовательских  качеств учителей, подготовке их к  поиску, изучению и внедрению инновационных  педагогических технологий.

Педагог должен обладать многими  качествами, но о них мы поговорим  позже, скажу только то, что все  эти качества должны быть очень ярко выражены  и их обладатель должен быть высокоморальным  и  очень  образованным  человеком.

В своей работе я хочу провести анализ необходимых педагогу качеств, понять насколько деятельность педагога может  повлиять на формирование личности его учеников.

Педагогический процесс-это  сложная система наук и методов  преподавания. От его построения зависит, будет ли преподаваемый материал интересен и насколько он будет понятен.

Я понимаю, что идеальный  педагог с точки зрения науки  и учеников- это скорее всего два разных человека, но, на мой взгляд, именно человек, который объединяет в себе и те и другие качества и есть идеальный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Педагогический процесс, как целостная система

 

1.1.Педагогический процесс

Педагогическим процессом  называется развивающееся взаимодействие воспитателей

и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее

намеченному  изменению  состояния, преобразованию свойств  и качеств

воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это  процесс, в котором

социальный опыт трансформируется в качества  формируемого человека (личности).

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов

воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность,

общность и единство, –  главные характеристики педагогического  процесса.

Что же следует понимать под  целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого  понятия. В

общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство

объекта, его относительная  автономность, независимость от окружающей среды; с

другой стороны под  целостностью понимают единство всех составляющих, входящих

в педагогический процесс. Целостность  – это объективное, но не постоянное их

свойство. Целостность может  возникнуть на одном этапе педагогического

процесса и исчезнуть  на другом. Это свойственно как для педагогической науки,

так и практики. Целостность  педагогических объектов, из которых  наиболее

значимым и комплексным  является учебный процесс, строится целенаправленно.

 

1.2.Принцип целостности

Принцип целостности –  основа педагогического процесса

Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она

объективно существует, поскольку  существует в обществе школа, процесс

обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном  понимании,

такими характеристиками целостности являются единство преподавания и  учения.

А для реальной педагогической практики – единство образовательной,

развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов

выполняет и сопутствующие  функции в целостном образовательном  процессе:

воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и

образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему

воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток  на цели, задачи, формы и

методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения

преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов,

принципов, теорий, оказывающих  впоследствии большое влияние и  на развитие, и

на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает  формирование

убеждений, норм, правил и  идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же

время формируются представления  знания и умения. Таким образом, оба  процесса

ведут к главной цели –  формированию личности, но каждый из них  способствует

достижению этой цели присущими  ему средствами. На практике этот принцип

реализуется комплексом задач  урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью

учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств  обучения.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность

процесса обучения, как  комплексность его задач и  средств их реализации,

находит выражение в определении  правильного соотношения знаний, умений и

навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении  знаний,

умений и навыков в  единую систему представлений о  мире и способах его

изменения.

 

1.3. Структура педагогического процесса

Структура целостного педагогического  процесса

Педагогический процесс  считают системой наук и выделяют следующие основные

части:

-         общие основы;

-         теория воспитания;

-         дидактика – теория обучения;

-         школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых  часто

накладывается друг на друга.

Структура – это расположение элементов в системе. Структуру  системы

составляют выделенные по определенному критерию элементы, или  компоненты

системы, а также связи  между ними. Только зная, что и  с чем связано в

целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения

организации, управления и  качества данного процесса. Связи  в педагогической

системе не похожи на связи  в других динамических системах. Результат

процесса находится в  прямой зависимости от взаимодействия педагога,

применяемой технологии и  ученика.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе

наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое

включает в себя в  единстве педагогическое влияние, его активное восприятие,

усвоение объектом, собственную  активность воспитуемого, проявляющуюся  в

воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического

взаимодействия проявляются  разнообразные связи между субъектами и объектами

воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся  в

обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-

деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и

самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения  их во

многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи

управления опираются  на информационные, организационно-деятельностные и

другие виды связей. При  анализе педагогического взаимодействия надо учитывать

и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например,

выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом

процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его

совершенствования. Там, где  это рационально, полезно выявить  и функциональные

связи между педагогическими  явлениями, описывая их в математически корректной

форме. Но при этом особо  важно соблюдать требования о  ведущей роли

качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность,

многофакторность этих процессов  часто не поддаются корректному

математическому описанию.

Развитие человека требует  организации двух взаимосвязанных  процессов –

обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные  задачи и потому,

пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально

отличаются друг от друга  методами и формами организации. Рассмотрим основные

теоретические проблемы воспитания и образования.

 

1.4. Закономерности педагогического процесса

Закономерности педагогического  процесса

Всякая наука имеет  своей задачей открытие и исследование законов и

закономерностей в своей  области. В законах и закономерностях  выражается

сущность явлений, в них  отражены существенные связи и отношения.

Для выявления закономерностей  целостного педагогического процесса необходимо

проанализировать следующие  связи:

·        связи  педагогического процесса с более  широким общественными

процессами и условиями;

·        связи  внутри педагогического процесса;

·        связи  между процессами обучения, образования, воспитания и развития;

·        между  процессами педагогического руководства  и самодеятельности

воспитуемых;

·        между  процессами воспитательных влияний  всех субъектов воспитания

(воспитателей, детских организаций,  семьи, общественности и др.);

·        связи  между задачами, содержанием, методами, средствами и формами

организации педагогического  процесса.

Из анализа всех этих видов  связей вытекают следующие закономерности

педагогического процесса:

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов

педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс  определяющего

влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех

элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя  данный

закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень  педагогических

средств и методов.

2.Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности

учащихся. Он раскрывает соотношение  между педагогическим руководством и

развитием собственной активности обучающихся, между способами организации

обучения и его результатами.

3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он

раскрывает соотношение  части и целого в педагогическом процессе, обусловливает

необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового,  содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

4.Закон единства и взаимосвязи теории и практики.

5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина

всех последующих изменений  зависит от величины изменений на предыдущем этапе.

Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между

педагогом и воспитуемым  имеет постепенный характер. Чем  выше промежуточные

движения, тем весомее  конечный результат: ученик, имеющий  более высокие

промежуточные результаты, имеет  и более высокие общие достижения.

 

 

 

6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

Темпы и достигнутый уровень  развития личности зависят от:

1) наследственности;

2) воспитательной и учебной  среды;

3) применяемых средств  и способов педагогического воздействия.

7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность педагогического  воздействия зависит от:

1)      интенсивности  обратных связей между воспитуемым  и педагогами;

2)      величины, характера и обоснованности корректирующих  воздействий на

воспитуемых.

8. Закономерность стимулирования. Продуктивность

педагогического процесса зависит  от:

1)  действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,

моральных, материальных и  других) стимулов.

9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в

педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) интенсивности и качества  чувственного восприятия;

2) логического осмысления  воспринятого;

3) практического применения осмысленного.

10.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней

Информация о работе Идеальный педагог