Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:10, реферат
В работе автор проводит анализ необходимых педагогу качеств, понять насколько деятельность педагога может повлиять на формирование личности его учеников.
Педагогический процесс-это сложная система наук и методов преподавания. От его построения зависит, будет ли преподаваемый материал интересен и насколько он будет понятен.
Введение__________________________________________________2
Глава 1 Педагогический процесс, как целостная система
1.1.Педагогический процесс___________________________________________3
1.2. Принцип целостности____________________________________________3
1.3. Структура педагогического процесса_______________________________4
1.4. Закономерности педагогического процесса___________________________5
Глава 2 Качества педагога
2.1. Качества необходимые педагогу____________________________________7
2.2. Качества противопоказанные_______________________________________8
2.3. Специфика работы________________________________________________8
Глава 3 Кто такой идеальный учитель?_________________________________10
Глава 4 Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение__12
Глава 5 Мастерство педагогического общения___________________________13
Заключение__________________________________________________________15
Список используемой литературы______________________________________16
Содержание:
Введение______________________
Глава 1 Педагогический процесс, как целостная система
1.1.Педагогический процесс____
1.2. Принцип целостности___________
1.3. Структура педагогического
1.4. Закономерности
Глава 2 Качества педагога
2.1. Качества необходимые
педагогу______________________
2.2. Качества противопоказанные____
2.3. Специфика работы______________
Глава 3 Кто такой идеальный учитель?__
Глава 4 Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение__12
Глава 5 Мастерство педагогического
общения_______________________
Заключение____________________
Список используемой литературы____________________
Введение:
Выбирая тему своей работы,
я долго не могла определиться,
но потом я поняла, что тема
«Мой идеал педагога» может
На учителя в современной
школе возлагается огромная миссия.
Он должен не только научить ребенка
азам наук, но кроме этого должен
привить ему чувство
В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной
подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств учителей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий.
Педагог должен обладать многими качествами, но о них мы поговорим позже, скажу только то, что все эти качества должны быть очень ярко выражены и их обладатель должен быть высокоморальным и очень образованным человеком.
В своей работе я хочу провести анализ необходимых педагогу качеств, понять насколько деятельность педагога может повлиять на формирование личности его учеников.
Педагогический процесс-это сложная система наук и методов преподавания. От его построения зависит, будет ли преподаваемый материал интересен и насколько он будет понятен.
Я понимаю, что идеальный педагог с точки зрения науки и учеников- это скорее всего два разных человека, но, на мой взгляд, именно человек, который объединяет в себе и те и другие качества и есть идеальный.
Глава 1 Педагогический процесс, как целостная система
1.1.Педагогический процесс
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей
и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее
намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств
воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором
социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).
Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов
воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность,
общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
Что же следует понимать под целостностью?
В педагогической науке, пока
нет однозначной трактовки
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство
объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с
другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих
в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их
свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического
процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки,
так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее
значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
1.2.Принцип целостности
Принцип целостности – основа педагогического процесса
Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она
объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс
обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании,
такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения.
А для реальной педагогической практики – единство образовательной,
развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов
выполняет и сопутствующие
функции в целостном
воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и
образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему
воспитания и развития. Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и
методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения
преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов,
принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и
на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование
убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же
время формируются представления знания и умения. Таким образом, оба процесса
ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует
достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип
реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью
учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.
В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность
процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации,
находит выражение в определении
правильного соотношения
навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний,
умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его
изменения.
1.3. Структура педагогического
Структура целостного педагогического процесса
Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные
части:
- общие основы;
- теория воспитания;
- дидактика – теория обучения;
- школоведение.
Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто
накладывается друг на друга.
Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы
составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты
системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в
целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения
организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической
системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат
процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога,
применяемой технологии и ученика.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе
наиболее полно отражается
термином “педагогическое
включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие,
усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в
воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического
взаимодействия проявляются
разнообразные связи между
воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в
обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-
деятельностные связи. Весьма важное значение имеют связи управления и
самоуправления в
многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи
управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и
другие виды связей. При
анализе педагогического
и причинно-следственные связи,
выявляя среди них особо
выявление особо важных причин
недостатков и успехов в
процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его
совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные
связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной
форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли
качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность,
многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному
математическому описанию.
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов –
обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому,
пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально
отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные
теоретические проблемы воспитания и образования.
1.4. Закономерности педагогического процесса
Закономерности
Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и
закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается
сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения.
Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо
проанализировать следующие связи:
· связи педагогического процесса с более широким общественными
процессами и условиями;
· связи внутри педагогического процесса;
· связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;
· между процессами педагогического руководства и самодеятельности
воспитуемых;
· между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания
(воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.);
· связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами
организации педагогического процесса.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности
педагогического процесса:
1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов
педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего
влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех
элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный
закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических
средств и методов.
2.Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности
учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и
развитием собственной активности обучающихся, между способами организации
обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он
раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает
необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
4.Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина
всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.
Это значит, что педагогический
процесс, как развивающееся
педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные
движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие
промежуточные результаты, имеет
и более высокие общие
6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:
1) наследственности;
2) воспитательной и учебной среды;
3) применяемых средств
и способов педагогического
7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности
обратных связей между
2) величины,
характера и обоснованности
воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность
педагогического процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,
моральных, материальных и других) стимулов.
9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в
педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) интенсивности и качества чувственного восприятия;
2) логического осмысления воспринятого;
3) практического применения осмысленного.
10.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней