Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:35, дипломная работа
Анализ теоретических подходов, нынешняя ситуация педагогической деятельности учителей начальных классов при обучении детей позволяют выделить проблему исследования: каковы основные идеи К.Д. Ушинского в процессе обучения учащихся в начальной школе.
Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определили выбор темы исследования: «Идеи Ушинского в процессе обучения детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучить основные положения системы обучения младших школьников великого русского педагога К.Д. Ушинского.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста в современной школе.
Введение…………………………………………………………………..………….3
Глава I. Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в начальной школе
1.1 Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского………………………………..……………….................................7
1.2 Воспитание и обучение в трудах К.Д. Ушинского ………………………….15
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников с использованием основных идей К.Д. Ушинского.
2.1 Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся 3 класса…....................................................................31
2.2 Практика применения некоторых педагогических идей К.Д. Ушинского в процессе обучения младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………….………………………..35
2.3 Анализ экспериментального исследования……………………......................42
Заключение ………………………………………………………............................45
Список литературы ………………………………………………………………...48
3
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в начальной школе
1.1 Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского………………………………..……………….
1.2 Воспитание и обучение в трудах К.Д. Ушинского ………………………….15
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников с использованием основных идей К.Д. Ушинского.
2.1 Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся 3 класса….......................
2.2 Практика применения некоторых педагогических идей К.Д. Ушинского в процессе обучения младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………….………
2.3 Анализ экспериментального исследования……………………..........
Заключение ……………………………………………………….........
Список литературы ………………………………………………………………...48
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентации и замещения их новыми. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Он заключается в том, что культура общественных отношений, базирующаяся на приоритете коллективных прав, постепенно сменяется культурой, свойственной демократическому обществу, основанной на признании личных (гражданских) прав и свобод. Общество в целом, и школа в частности, почти не имеют опыта взаимодействия на основе этих ценностей. Школа вынуждена решать непривычные для нее задачи: старшие и младшие (учителя, дети и родители) должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе.
Формирование всесторонне развитой личности - ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача - поиск новых способов обучения, повышение его качества и процента обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания. В процессе обучения школьников учителям начальных классов отводится немаловажная роль. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения детей в начальной школе, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н. Богоявленского, М.Л. Закоружниковой и многих других.
Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.
Изучению различных аспектов наследия великого педагога, в частности идеи народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики, учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, посвящены труды Е.П. Белозерцева, С.Б. Каменецкой, В.М. Меньшикова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымовой, Л.В. Черновой, и других.
К.Д. Ушинский был основоположником народной школы в нашей стране, создателем педагогической системы, автором научных трудов и учебников, по которым обучались десятки миллионов людей в дореволюционной России. Идеи одного из крупнейших педагогов своего времени оказали огромное влияние не только на развитие отечественной педагогической мысли, но и на мировую педагогическую науку в целом.
Учение К.Д. Ушинского выдержало испытание временем. Оно во многом актуально и сейчас, когда происходит совершенствование всей системы народного образования в нашей стране.
На сегодняшний день проблемы в процессе обучения детей младшего школьного возраста еще недостаточно изучены.
Анализ теоретических подходов, нынешняя ситуация педагогической деятельности учителей начальных классов при обучении детей позволяют выделить проблему исследования: каковы основные идеи К.Д. Ушинского в процессе обучения учащихся в начальной школе.
Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определили выбор темы исследования: «Идеи Ушинского в процессе обучения детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучить основные положения системы обучения младших школьников великого русского педагога К.Д. Ушинского.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста в современной школе.
Предмет исследования: идеи К.Д. Ушинского в учебно-воспитательном процессе детей начальной школы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание профессиональной деятельности великого русского педагога по обучению детей в школе.
2. Выявить основные проблемы в процессе обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников будет успешным, если использовать следующие основные подходы К.Д. Ушинского:
а) обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным;
б) обучение должно строиться на основе принципа наглядности;
в) обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.
Методы исследования: теоретические: анализ предметного содержания педагогической и специальной литературы, обобщение педагогического опыта;
практические: наблюдение, беседа с учителями начальных классов и родителями, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно – экспериментальная база исследования. Муниципальное образовательное учреждение «Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 2» 3 «а» класс, п. Домбаровский Оренбургской области.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность проблемы, ее практическая значимость, сформулированы объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования.
В первой главе « Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в начальной школе» раскрыты теоретические основы воспитания и обучения, рассматривается идея народности воспитания.
Во второй главе представлены результаты опытно – экспериментальной работы, анализируются и обосновываются работы учащихся.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 49 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы. Список литературы включает 32 наименований.
Приложение содержит 4 наименования.
Глава I. Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в начальной школе
§ 1.1 Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский (1824-1871) - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский - образец преданности и бескорыстного служения благородному делу образования родного народа.
Одной из ведущих идей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, является выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. [15, с. 21]
Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.
Идея соответствия общественного воспитания общественным потребностям получила наиболее яркое воплощение в принципе народности воспитания, который стал ядром педагогической концепции Ушинского. В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как коренная закономерность развития образования - школа и воспитание должны строиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Вопросы о народных школах», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании. Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Воспитание он рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо, прежде всего, изучать самый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский. [23, с. 41]
Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.
Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;
- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека;
- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности.
Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.