Идеи К.Д. Ушинского в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Анализ теоретических подходов, нынешняя ситуация педагогической деятельности учителей начальных классов при обучении детей позволяют выделить проблему исследования: каковы основные идеи К.Д. Ушинского в процессе обучения учащихся в начальной школе.
Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определили выбор темы исследования: «Идеи Ушинского в процессе обучения детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучить основные положения системы обучения младших школьников великого русского педагога К.Д. Ушинского.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста в современной школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………….3
Глава I. Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в начальной школе
1.1 Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского………………………………..……………….................................7
1.2 Воспитание и обучение в трудах К.Д. Ушинского ………………………….15
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников с использованием основных идей К.Д. Ушинского.
2.1 Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся 3 класса…....................................................................31
2.2 Практика применения некоторых педагогических идей К.Д. Ушинского в процессе обучения младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………….………………………..35
2.3 Анализ экспериментального исследования……………………......................42
Заключение ………………………………………………………............................45
Список литературы ………………………………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

ушинский посл версия.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………..………….3

Глава I. Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в  начальной школе

1.1 Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского………………………………..……………….................................7

1.2 Воспитание и обучение в трудах К.Д. Ушинского ………………………….15

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников с использованием основных идей К.Д. Ушинского.

2.1 Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку  учащихся 3 класса…....................................................................31

2.2 Практика применения некоторых педагогических идей К.Д. Ушинского в процессе обучения младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………….………………………..35

2.3 Анализ экспериментального исследования……………………......................42

Заключение ………………………………………………………............................45

Список литературы ………………………………………………………………...48

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентации и замещения их новыми. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Он заключается в том, что культура общественных отношений, базирующаяся на приоритете коллективных прав, постепенно сменяется культурой, свойственной демократическому обществу, основанной на признании личных (гражданских) прав и свобод. Общество в целом, и школа в частности, почти не имеют опыта взаимодействия на основе этих ценностей. Школа вынуждена решать непривычные для нее задачи: старшие и младшие (учителя, дети и родители) должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе.

         Формирование всесторонне развитой личности - ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача - поиск новых способов обучения, повышение его качества и процента обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания. В процессе обучения школьников  учителям начальных классов отводится немаловажная роль. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения детей в начальной школе, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н. Богоявленского, М.Л. Закоружниковой и многих других.

        Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего  изучения наследия К.Д. Ушинского.     

Изучению различных аспектов наследия великого педагога, в частности идеи  народного  воспитания,  послужившую  основой  для создания оригинальной русской педагогики,  учения о роли родного  языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, посвящены труды Е.П. Белозерцева, С.Б. Каменецкой, В.М. Меньшикова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымовой, Л.В. Черновой, и других.

    К.Д. Ушинский был основоположником народной школы в нашей стране, создателем педагогической системы, автором научных трудов и учебников, по которым обучались десятки миллионов людей в дореволюционной России. Идеи одного из крупнейших педагогов своего времени оказали огромное влияние не только на развитие отечественной педагогической мысли, но и на мировую педагогическую науку в целом.

        Учение К.Д. Ушинского выдержало испытание временем. Оно во многом актуально и сейчас, когда происходит совершенствование всей системы народного образования в нашей стране.

        На сегодняшний день проблемы в процессе обучения детей младшего школьного возраста еще недостаточно изучены.

       Анализ теоретических подходов, нынешняя ситуация педагогической деятельности учителей начальных классов при обучении детей позволяют выделить проблему исследования: каковы основные идеи К.Д. Ушинского в процессе обучения учащихся в начальной школе.

        Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определили выбор темы исследования: «Идеи Ушинского в процессе обучения детей младшего школьного возраста».

       Цель исследования: изучить основные положения системы обучения младших школьников великого русского педагога К.Д. Ушинского.

        Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста в современной школе.

        Предмет исследования: идеи К.Д. Ушинского в учебно-воспитательном процессе детей начальной школы.

        Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание профессиональной деятельности великого русского педагога по обучению детей в школе.

2. Выявить основные проблемы в процессе обучения младших школьников. 

        Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников будет успешным, если использовать следующие основные подходы К.Д. Ушинского:

   а) обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным;

    б) обучение должно строиться на основе принципа наглядности;

    в)  обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

      Методы исследования: теоретические: анализ предметного содержания педагогической и специальной литературы, обобщение педагогического опыта;

практические: наблюдение, беседа с учителями начальных классов и родителями, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.

          Опытно – экспериментальная база исследования. Муниципальное образовательное учреждение «Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 2» 3 «а» класс, п. Домбаровский  Оренбургской области.

          Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

           Во введении обоснована актуальность проблемы, ее практическая значимость, сформулированы объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования.

          В первой главе « Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в начальной школе» раскрыты теоретические основы воспитания и обучения, рассматривается идея народности воспитания.

          Во второй главе представлены результаты опытно – экспериментальной работы, анализируются и обосновываются работы учащихся.

          В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

         Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 49 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы.  Список литературы включает 32 наименований.

         Приложение содержит 4 наименования.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в  начальной школе 

 

§ 1.1 Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского

           

        К.Д. Ушинский (1824-1871) - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский - образец преданности и бескорыстного служения благородному делу образования родного народа.

        Одной из ведущих идей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, является выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. [15, с. 21]

       Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.

        Идея соответствия общественного воспитания общественным потребностям получила наиболее яркое воплощение в принципе народности воспитания, который стал ядром педагогической концепции Ушинского. В методологическом плане принцип народности воспи­тания выступал как коренная закономерность развития образования - школа и воспитание должны строиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, прин­ципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственно­го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во мно­гих произведениях  в та­ких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспи­тательном значении», «Вопросы о народных школах», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в обще­ственном воспитании. Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспита­ние, созданное самим народом и основанное на народных нача­лах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

        Вос­питание он рассматривал как «создание истории», как обществен­ное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог ра­ционально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо, прежде всего, изучать са­мый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский. [23, с. 41]

       Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.

       Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека;
- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом  он  предостерегал  от  назойливых  наставлений  и  уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности.

          Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически разви­ты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходи­мо воспитывать и развивать на основе принципа народности.

Информация о работе Идеи К.Д. Ушинского в начальной школе