Идея развивающего обучения в трудах И. Г. Песталоцци и А. Дистервега

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 05:43, контрольная работа

Краткое описание

Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены, и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Основа.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.

Большое место отводил Дистервег  в образовании детей отечественной  истории и географии, родному  языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.

В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил  способностей  и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе "постепенно выдвигается вперед и материальная цель" – вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями.

Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, зачатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.

Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде законов и правил обучения.

  1. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.
    1. Обучай природосообразно!
    1. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!
    2. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!
    3. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии  не будет более нужно!
    4. Обучай наглядно!
    5. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!
    6. Веди обучение не научным, а элементарным способом!
    7. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей!
    8. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить!
    9. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!
    10. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!
    11. Приучай ученика работать, заставь его не только любить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!
    12. Считайся с индивидуальностью твоих учеников.
    1. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.
    1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика!
    2. Задерживайся главным образом на изучении основ!
    3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первое из последних!
    4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!
    5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере!
    6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!
    7. Связывай родственные по содержанию предметы!
    8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!
    9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!
    10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!
    11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!
    12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.
    1. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
    1. Проходить со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!
    2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!
    3. Обучай культуросообразно!
    1. Правила обучения, касающиеся учителя.
    1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!
    2. Обучай энергично!
    3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!
    4. Никогда не останавливайся!

Дистервег настаивал на том, чтобы  обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них – обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком  всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него связано с правилами "от близкого к далекому", "от простого к сложному", "от более легкого к более трудному", "от известного к неизвестному". Эти правила, которые в свое время еще были сформулированы Коменским, Дистервег подвергает дальнейшей обработке, справедливо предостерегая педагога от их формального применения.

Большое значение Дистервег придает  сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей  такого усвоения является способность  учащихся ясно и четко изложить существо дела.

Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: "Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили" – и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти. "Не торопись при изучении основ" – гласит одно из его правил.

Успешное обучение, по справедливому  утверждению Дистервега, всегда носит  воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.

Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. "Всякий метод плох, - заявляет он, - если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность". Для начального обучения он рекомендует "элементарный", или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность "искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить". По мнению Дистервега "плохой учитель сообщает истину", хороший учит ее находить.

Дидактика развивающего обучения Дистервега оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы.

  1. Дальнейшее раскрытие принципа развивающего обучения в истории педагогики

 

Прогрессивные идеи Песталоцци и Дистервега получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Они нашли свое отражение в трудах великого русского педагога К. Д. Ушинского.

Дидактические взгляды Ушинского  отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существует два вида внимания: активное, т.е. произвольное, и пассивное, т.е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять  в воспитаннике уверенность в  своей памяти.

Обучение, говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности  его для ребенка и последовательности.

Во избежание переутомления  нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое  значение придавал принципу наглядности. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще…"; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, "которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком", - писал он.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, которая характерна для Каменского и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить детей  всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум – "способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями в которые они поставлены".

Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Каменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы и т.д.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности  усвоения детьми учебного материала. Он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубления учебного материала при его повторении роль повторения для лучшего понимания нового материала и т.д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

В процессе обучения Ушинский различает  две стадии. На первой стадии дети под  руководством учителя наблюдают  предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятия. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученные детьми понятия, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

Ушинский считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности.

В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд.

Указания  Ушинского на большое  воспитательное значение труда, его  мысль о том, что "учение есть труд и труд серьезный", представляют большую ценность для педагогики и наших дней.

К. Д. Ушинский читал, что человек  должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял, как целеустремленный сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать у ребенка  гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, и чувство ответственности. Чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Информация о работе Идея развивающего обучения в трудах И. Г. Песталоцци и А. Дистервега