Идея развивающего обучения в трудах И. Г. Песталоцци и А. Дистервега

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 05:43, контрольная работа

Краткое описание

Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены, и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Основа.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Воспитание патриотизма, беззаветной  деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским главное место, в соответствии с основой всей его педагогической системы – народностью.

Особенно ценной является идея Ушинского  о связи школы с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что "истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны и жизнью и наукой - с другой." Учитель всегда должен помнить, что он выводит новое поколение из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект постановления ЦК ВКП(б) от 15 августа 1932 г. "Об учебных программах и режиме в начальной и средней  школе"

 

ЦК ВКП(б) устанавливает, что не устранен до конца коренной недостаток школы, заключающийся в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно решает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основными науками.

Важнейшей причиной этого являются недостатки программ, неудовлетворительности методов школьной работы и слабость методического руководства со стороны наркомпросов и их местных органов, слабая дисциплина в школе, а иногда – отсутствие всякой дисциплины и порядка.

Отмечается отсутствие увязки между  различными звеньями школьной системы, в результате чего начальная и  средняя школа  ни по выпускаемым  контингентам, ни по уровню знаний не отвечает задачам подготовки кадров для поступления  в техникумы, втузы и вузы.

В соответствии с этим ЦК ВКП(б) предлагает:

      1. Об учебных программах.
      1. НКПросу РСФСР переработать к 1 января 1933 года программы для начальной и средней школы таким образом, чтобы обеспечить действительное, прочное и систематическое усвоение детьми основ наук, знаний фактов и навыки правильной речи, письма, математических упражнений и пр.
      2. При переработке программ руководствоваться следующим:

а) провести внутреннее перераспределение  учебного материала программ по математике, физике, химии и биологии для групп  второго концентра, приведя объем и характер учебного материала этих программ в полное соответствие с возрастными особенностями детей каждой из этих групп. Одновременно с этим необходимо произвести и частичное сокращение программ второго концентра по математике, физике, биологии и химии, с тем, чтобы безусловно обеспечить твердое и прочное усвоение и закрепление основ каждой науки;

б) устранить существующие факты  недостаточной увязки между учебными программами второго концентра  по математике, физике и химии, а  также и между программами по истории, обществоведению, литературе и языкам;

в) учесть необходимость использования  в учебных занятиях (упражнений по русскому языку, математике, обществоведению  и т.д., лабораторные работы по физике, химии и естествознанию) материала социального строительства, обеспечив тщательный подбор доступного детям материала;

г) значительно усилить элементы историзма в программах по обществоведению, по языку и литературе, географии, иллюстрируя основные разделы и  темы этих дисциплин необходимым фактическим материалом, историческими экскурсами  и сравнениями;

д) предусмотреть увеличение количества часов на математику, построив курс математике в начальной и средней  школе таким образом, чтобы обеспечить переход к следующим ступеням профтехнического образования;

е) в программах по физике ввести отсутствующие  элементы статики, понятие о силе, о законах Ньютона; по биологии –  понятие о клетке и клеточном  строении организма; по химии необходимо более систематическое построение программы, рассчитанное на твердое усвоение элементарных химических понятий; по географии – программа должна обеспечить знание карты, в особенности карты СССР, основных понятий физической географии, основных элементов физической, природной и экономической географии СССР как в целом, так и каждой из республик, краев и областей в отдельности; в учебные программы по географии должны быть включены в надлежащем объеме знания по географии капиталистических стран;

ж) признать необходимым, чтобы средняя  школа обязательно обеспечила знание одного иностранного языка, каждому оканчивающему школу;

з) ЦК ВКП(б) предлагает НКПросу РСФСР  обратить особое внимание на разработку программ по родному языку и обществоведению  и улучшению преподавания их. Программа  по родному языку должна обеспечить усвоение действительно систематического и точно очерченного круга знаний, а также прочных навыков правильного чтения, письма и устной речи, введя в практику учебной работы учащихся самостоятельные письменные работы, грамматические разборы и т.п. как в классе, так и на дому;

и) признать необходимым в учебные  программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т.д.);

к) придавая большое значение постановке трудового обучения в политехнической  школе, признать необходимым, переработать учебные программы по труду, с тем, чтобы обеспечит действительное соединение обучения с производственным трудом, и изучить "в теории и на практике" главных отраслей производства.

      1. Об  организации учебной работы и укреплении школьного режима.

ЦК ВКП(б) предлагает наркомпросам союзных республик учебный процесс в школе организовать на следующей основе:

а) Основной формой организации учебной  работы в начальной и средней  школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся. Эта форма должна включить в себя под руководством учителя общегрупповую, бригадную и индивидуальную работу каждого учащегося с применением разнообразных методов обучения. При этом должны быть всячески развиваемы коллективные формы учебной работы, не практикуя организации постоянных и обязательных бригад.

б) Преподаватель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую  им дисциплину, всемерно приучая детей  к работе над учебником и книгой, при этом преподаватель должен всемерно помогать детям при затруднении их учебных занятий. Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания, в меру овладения определенным курсом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа в лабораториях, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебных целях).

в) В основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся. Преподаватель должен в  процессе учебной работы внимательно  изучать каждого ученика. На основе этого изучения преподаватель обязан в конце каждой четверти составлять характеристику успеваемости каждого ученика по данному предмету. Всякие сложные схемы и формы учета и отчетности – запретить.

г) Предложить наркомпросу срочно разработать методики по отдельным  дисциплинам, а также по различным видам учебно-воспитательной работы.

д) Вменить в обязанность заведующим школами и педагогам повести  настойчивую воспитательную работу, борясь с нарушающими порядок  в школе проступками учащихся, привлекая к этому делу общественные организации, родителей, комсомольские и пионерские организации, а неисправных учащихся, хулиганствующих и оскорбляющих учащий персонал, нарушающих распоряжения администрации школы и педагогов и ломающих школьный режим, портящих или расхищающих имущество школы, исключать из школы без права поступления в школу сроком от одного до трех лет.

е) Предложить наркомпросам разработать  ряд мероприятий по систематической  педагогической пропаганде, приступив  немедленно к составлению и изданию  педагогической литературы для родителей.

ж) Разработать в двухмесячный срок план развертывания производства и снабжения начальной и средней школы учебными пособиями (картами, глобусами, наглядными таблицами), учебной аппаратурой для естественно научных и физико-математических кабинетов, а также и план стандартного оборудования рабочих комнат и школьных мастерских соответствующими станками, инструментами и материалами в целях подведения надлежащей учебной базы для организации политехнической школы.

      1. Об  учительских кадрах.
      1. ЦК ВКП(б) обязывает наркомпросы союзных республик, советские и партийные органы всемерно обеспечить учителю в его работе необходимые условия для успешного выполнения им отечественных и почетных обязанностей по обучению и воспитанию молодого поколения СССР.
      2. Наркомпросу установить точный порядок перевода и направления учителей и такую расстановку кадров на местах, которая обеспечила бы правильное использование на работе опытных учителей и систематическую помощь со стороны последних молодым учительским кадрам. Предложить местным органам не отрывать учителя для общественной работы во время занятий в школе и подготовки к ним (подготовка к урокам, самообразование, участие на курсах и методических совещаниях и т.д.) категорически запретив использование учителя для выполнения различных технических поручений по работе сельсовета, рика и т.д.
      3. Считать необходимым, производить приемы детей учительства в техникумы, в вузы и втузы наравне с рабочими.
      4. ОГИЗу к 1 января 1933 г. организовать подбор и рассылку учителям по доступной цене комплектов книг, наиболее необходимых педагогам по отдельным отраслям знаний и педагогическим вопросам. Наркомпросу, совместно с книготоргующими организациями опубликовать в месячный срок льготные условия покупки и получения книг учителями.
      5. Наркомпросу принять меры к тому, чтобы в кратчайший срок поставить надлежащим образом все дела педагогического образования, заочного и краткосрочного обучения учителей, обратив особое внимание на овладение учительством методикой и инструментами педагогического труда (умелое использование для обучения пособий, приборов, карты, наглядных таблиц, кино, радио и т.д.). Всемерно расширить практику поощрения и премирования учителей за лучшие образцы работы, а также учет и использование в руководстве достижений передовых школ и учителей.
      1. О старших группах средней школы.

В целях осуществления программы  партии "О проведении бесплатного  и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет" (Программа ВКП(б)), а также в целях скорейшего поднятия уровня общеобразовательной и политехнической подготовки учащихся средней школы, расширения подготовленных контингентов для высшей школы и устранения возрастного несоответствия между средней и высшей школой приступить, начиная с 1932/33 учебного гола, к реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю.

Исходя из этого, предложить СНК СССР в месячный срок утвердить  конкретный план и размеры организации  в предстоящем учебном году над  семилеткой 8-х групп, как первый шаг к десятилетней школе.




Информация о работе Идея развивающего обучения в трудах И. Г. Песталоцци и А. Дистервега