Изложение как вид творческой работы в начальной школе: понятие, цель, задачи, специфика проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского. Этой задаче – научить детей членить смысл на предложения и слова и служат изложения текста.

Содержание

1. Изложение как вид творческой работы в начальной школе: понятие, цель, задачи, специфика проведения.
2. Подробное изложение: понятие, методика проведения.
3. Сжатое изложение: сущность, особенности проведения.
4. Выборочное изложение: понятие, методика проведения.
5. Творческое изложение и особенности его проведения в начальных классах.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по изложению.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

1. Формировать умение  анализировать текст (тема, идея, структура, деление на части).

2. Формировать умение  понимать язык текста, уметь выделять  наиболее точные слова для  выражения мысли.

3. Совершенствовать навык  правописания.

В 3 и 4 классах программный  материал содержит большое количество различного рода изложений и сочинений, и далеко не все учащиеся успешно справляются с этим видом письменных работ.

                                                             8

Причиной является не только недостаточный словарный  запас, но и отсутствие интереса у  детей к их написанию. Актуальность проблемы развития речи у младших школьников трудно переоценить.

Определенную роль в  этом процессе играет такой вид работы, как творческие изложения, которые  отличаются от других видов письменных пересказов как целями, так и методикой  работы и предполагают более высокий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников.

Особенностью творческих изложений является их нацеленность на эмоциональный отклик учащихся, вступление с автором в своеобразный диалог с помощью текста и даже некоторое соавторство, что повышает, как правило, заинтересованность детей в выполнении этого вида заданий. Для творческих изложений характерна определенная переработка исходного текста, его изменение или дополнение.

 

Таким образом, использование  прогнозирования при написании изложения соответствует особенностям восприятия и воспроизведения текста-повествования младшими школьниками. Усвоение не только содержания, но и структуры и языковой формы образца позволяет учащимся, как правило, не сокращать, а несколько увеличивать объем текста, препятствует обеднению содержания высказывания и упрощению его языковой формы, помогает сохранять характерные для данного стиля или автора средства языка.

Данный вид изложения  особенно эффективен при работе над  текстом-повествованием.

Упреждение текста может  проводиться также в устном варианте на уроках литературного чтения при  восприятии и воспроизведении художественных и научно-познавательных текстов.

Методика проведения изложения на основе прогнозирования  текста обеспечивает естественный переход к следующей группе упражнений – написанию различных сочинений. Применение прогнозирования текста мотивирует речевую деятельность детей, способствует коммуникативно-деятельностному подходу к обучению, оптимизации интеллектуальной активности учащихся.

 

 

 

                                                               9

 

 

                            Используемая литература:

  1. Горецкий В.Г. Уроки обучения грамоте [Текст] / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. – М.,1988.
  2. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка [Текст] / Б.Т. Панов.М., 1986.
  3. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М.Р. Львов – М., 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            10


Информация о работе Изложение как вид творческой работы в начальной школе: понятие, цель, задачи, специфика проведения