Изложение как вид творческой работы в начальной школе: понятие, цель, задачи, специфика проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского. Этой задаче – научить детей членить смысл на предложения и слова и служат изложения текста.

Содержание

1. Изложение как вид творческой работы в начальной школе: понятие, цель, задачи, специфика проведения.
2. Подробное изложение: понятие, методика проведения.
3. Сжатое изложение: сущность, особенности проведения.
4. Выборочное изложение: понятие, методика проведения.
5. Творческое изложение и особенности его проведения в начальных классах.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по изложению.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1. Изложение как вид  творческой работы в начальной  школе: понятие, цель, задачи, специфика  проведения.

2. Подробное изложение:  понятие, методика проведения.

3. Сжатое изложение:  сущность, особенности проведения.

4. Выборочное изложение:  понятие, методика проведения.

5. Творческое изложение  и особенности его проведения  в начальных классах.

 

 

 

 

1. Изложение как вид  творческой работы в начальной  школе: понятие, цель, задачи, специфика  проведения.

Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского. Этой задаче – научить детей членить смысл на предложения и слова и служат изложения текста.

Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.

 В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление.

 В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других.

                                                              2

 Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение. Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру. Изложение (устное и письменное) формирует умение в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой - умение пересказывать текст устно или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся связную речь (коммуникативное умение). Это умение раскрывает тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение).

 Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.

Опыт показывает, что  ученики лучше справляются с  изложением, если его проведению предшествовала работа над свободным диктантом. Специфика свободного диктанта в том, что этот вид работы не только совершенствует навыки правописания, но и развивает связную речь. Свободные диктанты обогащают словарный запас и грамматический строй речи ученика, формируют умение ученика пересказывать чужой текст с учетом его темы и основной мысли. Чтобы свободный диктант стал более эффективным средством подготовки к написанию изложений, необходимо использовать соответствующие приемы работы. Так, перед тем как ученики будут воспроизводить содержание текста по частям, необходимо предложить им определить тему и основную мысль текста, его тип и стиль, коллективно провести языковый разбор текста, составить план. Постепенно объем частей, предназначенных для свободной записи, должен увеличиваться. На определенном этапе возможны и такие свободные диктанты, которые соединяются с изложением: например, первая (или первая и вторая) часть текста записывается под диктовку, а содержание остальных частей воспроизводится учеником самостоятельно.

 Свободный диктант подготавливает ученика к самостоятельному пересказу текста, и с позиции задачи развития связной речи это вид работы, предшествующий изложению.

                                                             3

Изложение – традиционный вид учебной работы по развитию связной речи школьников. Каждый вид изложения преследует свою цель. Учителю, для достижения учащимися этой цели, необходимо знать и владеть методикой работы над изложением.

Все изложения, проводимые во II классе, можно разделить на две  основные группы: одни проводятся по готовому плану, предложенному учителем; в работе над другими учащиеся составляют план коллективно под руководством учителя. В основу расположения текстов в сборнике положен этот принцип их деления.

Восстановив основные навыки работы над изложением текстов по готовому плану, учитель уже в первой четверти включает в систему работы и обучение учащихся составлению плана к изложению. Работы по готовому плану следует продолжать в течение всего учебного года, располагая их по степени увеличения объема рассказов и усложнения задания, сопутствующего изложению.

Строя свою систему обучения второклассников изложениям, учитель  принимает во внимание возможную  связь содержания текстов с изучением  программы по русскому языку и  чтению и наблюдениями по природоведению.

 

2. Подробное изложение:  понятие, методика проведения.

Понятие об изложении  вводится во 2 классе. Для 1 этапа работы удобнее всего использовать подробное  изложение по зрительно воспринимаемому  тексту. На 2 этапе все знания об изложении  закрепляются, систематизируются.

Изложить – это  значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно  и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь

Учитель читает текст, обращает внимание на смысловую целостность  текста: о чём говорит заглавие, выделяет опорные слова, выясняет смысл непонятных слов, их написание.

Языковая подготовка к изложению должна включать помимо выяснения непонятных слов, работу над лексикой, опорно-выразительными средствами, может сочетаться с работой  над планом и композицией текста. Чтобы правильно составить план, дети уже при ознакомительном чтении должны

                                                               4

определить, какой тип  речи доминирует в данном тексте. Работа над композицией включает в себя:

- повторение сведений  о рассказе как о литературном  жанре;

- теоретический анализ  композиционных особенностей рассказа. Из каких частей состоит рассказ?  Что связывает в единое целое  различные части рассказа? Как  схематично можно изобразить  построение любого рассказа? Итак, что вы знаете о рассказе? Назовите какой-нибудь рассказ. Докажите, что это рассказ. Важно, чтобы дети вспомнили, что в основе рассказа лежит случай, эпизод, происшествие. В рассказе главное – развёртывающееся в определённой последовательности действие, которому подчиняется описание героев, места и времени действия. В рассказе 4 части: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка.

-Составление плана  опирается на 2 основных умения: выделять  смысловые части и сжимать их до кратких формулировок.

Дети читают второй раз  текст с установкой на детальное  чтение текста (выделить основные смысловые  части текста).

 Открывается памятка “Как подготовится к изложению”:

1. Прочитай (прослушай)  текст. Определи его тему и  основную мысль.

2. Найди в тексте  опорные слова.

3. Раздели текст на  части, озаглавь их.

4. Найди буквы, которые  надо проверить, объясни, почему  так пишутся слова.

5. Прочитай текст ещё  раз. Обрати внимание на употребление  слов и словосочетаний.

 

3. Сжатое изложение: сущность, особенности проведения

 

 

Сжатое изложение текста – это краткий его пересказ. В основе лежит “свёртывание”  или сжатие информации. Прежде чем  записать текст, ребёнок должен его  обработать, но не просто отбросить  ненужную информацию и за этот счёт сократить текст, а так, чтобы через достаточно длительный

                                                          5

промежуток времени  можно было вновь развернуть текст  без существенной её утраты. Процесс  написания сжатого изложения  слагается из ряда этапов, которые учитель должен использовать в работе с детьми:

 

1 этап. Аудирование –  организация учителем восприятия  текста (лучше зрительно) с установкой  на ознакомительное чтение.

 

2 этап. Выделение главных  смысловых частей плана, т.е.  составление плана, которое опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок. Учитель второй раз читает текст с установкой на детальное слушание: детям необходимо определить, сколько в тексте частей и выделить в каждой части опорные слова. Только после выделения основных частей текста ребёнок может приступить к свёртыванию информации, находящейся в каждой части. Результатом сжатия должно стать уменьшение объёма текста по сравнению с исходным при сохранении главных мыслей. Сюда же относится и работа по сокращению текста в соответствии с составленным планом.

 

3 этап. Учитель начинает  обучение переформулированию каждой  части и выбору наиболее удачных  формулировок в соответствии  с основной мыслью части. Критерий  отбора заголовка – точность, соответствие основной мысли. При написании сжатого изложения переформулировка состоит в том, что сохраняются только главные мысли в каждой части, и они носят фразовый характер. Поэтому наступает момент сжатия фразы до назывного предложения, состоящего из 2-3 слов.

 

Таким образом, при проведении изложений необходимо учитывать  особенности данного типа и знать  методику. Каждый вид изложения преследует свою цель. При разработке методики проведения изложения необходимо учитывать  его характеристику. Текст должен соответствовать требованиям данного типа изложения. Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, формирует навыки запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников.

 

4. Выборочное изложение:  понятие, методика проведения.

Выборочное изложение  предполагает отбор материала, относящегося к определённой теме, персонажу или  явлению. Следовательно, ученику прежде всего необходимо осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра,

                                                            6

языковых особенностей и пересказать тем или иным способом (подробно или кратко, художественно  или по-деловому).

Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. На 1 этапе обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно. Выборочное изложение предлагается после проведения специальных уроков, связанных с выработкой умения раскрывать тему, реализовывать основную мысль высказывания. Тексты следует брать небольшие, чтобы они позволяли сосредоточивать внимание младших школьников на различного рода описаниях: цветка, дерева, животного…

 Одновременно на уроках чтения дети делают небольшие устные выборочные пересказы по прочитанным произведениям. Выборочный рассказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.

 

Памятка “Как подготовиться  к выборочному изложению”:

1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.

2. Определи, о чём говорится  в каждом отрывке. Пронумеруй  каждый отрывок. Проверь, нет  ли отрывков на одну и ту  же тему. Если есть, поставь один  и тот же номер.

3. Просмотри отрывки,  расположи их по порядку, сгруппировав их.

4. Подбери к ним  заглавия.

5. Просмотри ещё раз  отмеченный текст, проверив, соответствуют  ли заголовки содержанию отрывков.

6. Расскажи о герое,  пользуясь планом.

Тексты подбираются  таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разных местам. Далее работа может строиться так:

 

                                                          7

- Учитель (или школьник, подготовленный заранее) выразительно  читает текст.

- Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка  основной мысли.

- Выделение объектов  описания.

- Повторное чтение  с установкой на изучающее  слушание (выбрать материал, нужный  для описания предмета, героя,  события). Работа идёт параллельно  на доска и в тетрадях.

- Анализ каждого выбранного  детьми предложения сточки зрения  его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.

- Беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).

5. Творческое изложение и особенности его проведения в начальных классах.

 

 

Творческое изложение  – это изложение, в котором  личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее  предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, от лица одного из персонажей, введение в рассказ словесных картин – словесное рисование, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц.

 

Цели творческого изложения:

 

Информация о работе Изложение как вид творческой работы в начальной школе: понятие, цель, задачи, специфика проведения