Изучение авторской песни на уроках музыки в 8 классе общеобразовательной школы (программа Ю. Б. Алиева)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.
Задачи:
1. Сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры;
2. Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры;
3. Развивать взгляд на русскую литературу как на литературу "вечных", философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей литературы разных периодов;
4. Развивать у учащихся познавательный интерес к современному литературному процессу;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения авторской песни 6
1.1. Авторская песня как средство эстетического воспитания школьников 6
2. Методические аспекты изучения авторской песни на уроках музыки 12
2.1. Методы изучения авторской песни в школе 12
2.2. Интернет ресурсы авторской песни в помощь учителю музыки 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.85 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Алтайская  государственная академия культуры и искусств»

Музыкальный факультет

Кафедра музыкального образования

 

 

 

 

 

  Изучение авторской песни на уроках музыки в 8 классе общеобразовательной школы (программа Ю. Б. Алиева)

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

                                                             Выполнил: студент 3 курса, гр. МО,

                                            заочной формы обучения

                      Жидзик А.А

                                                       Проверила: Константинова Н.В

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2013г.

 

 

Оглавление

 

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты изучения авторской песни 6

1.1. Авторская песня как средство эстетического воспитания школьников 6

2. Методические аспекты изучения авторской песни на уроках музыки 12

2.1. Методы изучения авторской песни в школе 12

2.2. Интернет ресурсы авторской песни в помощь учителю музыки 20

Заключение 21

Список использованной литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Актуальность.          Авторская песня - это интереснейшее, но до настоящего времени недостаточно изученное явление, составляющее значительный пласт российской художественной культуры. Обладая собственной эстетической ценностью, художественная культура играет существенную роль в определении форм социального поведения, становится средством выражения духовных запросов и идеалов различных слоев общества. Современные исследователи придают особое значение отдельным жанрам искусства, признавая их активную роль в процессах социально-культурных преобразований. Авторская песня рассматривается в исследовании как актуальный жанр искусства 60-х - 80-х гг. XX века, который сумел раздвинуть идеологические и узкофольклорные рамки и послужил толчком к перенесению многих социально-политических проблем в культурно-философский и эстетический пласт.

         Актуальность данной темы обусловлена необходимостью показать уникальность авторской песни как своеобразного направления песенного жанра, которое в наши дни претерпевает существенные изменения. Уникальность заключается и в неповторимом настрое автора, и в тесном, неповторимом общении его со слушателем, при котором автора-исполнителя и слушателя объединяет общая вера в реальность того, о чем поется в песне. Авторская песня не столько призывает к действию, сколько она становится действием, и со-действием, объединяющим людей. Особенность данного песенного направления также и в том, что автор песни сам является и ее исполнителем, и слушателем, т. е. оказывается вовлеченным в процесс диалога. В то же время автор получает мощную энергетическую «подпитку» от слушателей, непосредственное общение с ними увеличивает его творческие силы. Иными словами, авторская песня - это результат сотворчества, и по-настоящему создается она в момент исполнения.

          Песня - один из наиболее распространенных, демократических и наиболее быстро отзывающихся на любые изменения в общественно-политической жизни жанров музыкально-поэтического искусства.

           Авторская песня запечатлела существенные черты своего времени, поставив перед слушателями множество сугубо экзистенциальных вопросов, вызвав резонанс в широких кругах общественности, еще раз отразила неоспоримую связь изменений в стране с демократическими процессами в сфере культурной жизни общества. Жанр авторской песни оценивается как одно из современных направлений в искусстве, имеющих, в то же время, богатые традиции в культуре разных народов. Масштабы явления, его новаторский характер и культурные функции, понимаемые через диалогический процесс воздействия на слушателя, восприятия и ответной реакции реципиента, подчеркивают актуальность данного темы.

Цель работы: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.

Объект исследования: изучение авторской песни на уроках музыки.

Предмет исследования: способы и приёмы изучения авторской песни в общеобразовательной школе.

Задачи:

1. Сформировать представление о художественном  своеобразии  жанра «авторская песня»  как уникальном явлении русской культуры;

2. Продолжить формирование  умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры;

3. Развивать взгляд на русскую литературу как на литературу "вечных",   философских вопросов бытия,  на  преемственность тем и идей  литературы   разных периодов;

4. Развивать у учащихся познавательный интерес к современному литературному процессу;

Методы  исследования. В работе были использованы методы и принципы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях, на основе методики (Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б), теоретический анализ педагогической  литературы, концепции обновления учебно–воспитательных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты изучения  авторской песни

1.1. Авторская песня как средство  эстетического воспитания школьников

 

Одной из главных проблем, стоящих  перед обществом, всегда являлась духовное и эстетическое воспитание детей  и подростков. Особенно актуально  она встала на сегодняшний день. И, прежде всего, необходима достаточно универсальная форма для реализации творческого потенциала ребенка. Одной  из таких форм является песня –  авторская песня.

Задача педагога по эстетическому  воспитанию – вызвать в ребёнке  первоначальный интерес к искусству. Сделать это проще и результативнее при условии, если ребёнок непосредственно  принимает участие в творческом процессе, авторская песня – наиболее доступный вид искусства, не требующий  особых музыкальных и вокальных  данных. При этом, она несёт в  себе элементы высокого искусства: поэзии, музыки, театра, что в свою очередь, позволяет наиболее полно раскрыть творческие силы ребёнка. При всей доступности  – авторская песня не примитивна и, ориентируясь на высшие духовные ценности человека и идеи гуманизма, формирует  нравственное и духовное начало ребенка.

 Авторская песня универсальна:

1) Она доступна и не  требует особых профессиональных  навыков в непосредственном исполнении. Доступна для восприятия мелодии,  т.к. текст песни позволяет  запоминать мелодический рисунок,  привязывая его к определенным  образам. (так, например, преподаватели  музыкальных инструментов предлагают  своим ученикам сочинить какой-нибудь  текст, чтобы легче и быстрее  запомнить произведение). А так  же и поэтический текст легче  воспринимается через мелодию.

2) Ребёнок принимает активное  участие в творческом процессе. Следовательно, растёт интерес  к творчеству, желание заниматься  музыкой, поэзией.

3) Авторская песня — синтетическая  форма, совмещающая одновременно  музыкальное искусство, поэтическое  и театральное. В исполнительстве  песни, где часто присутствует  лирический герой, от лица которого  ведётся речь – необходима  актёрская подача, вживание в  образ, расстановка интонационных  ударений, композиционное построение, продумывание сверхзадачи (о чём  песня, в каком ключе исполнять  – задумчиво, задорно, весело), разработка характера героя и  т.д.

4) При всей доступности,  авторская песня на сегодняшний  день является многогранной формой  искусства, она охватывает практически  все музыкальные направления  (джаз, рок, классику, фольклор и  др.). Также широко представлены  поэтические формы: от лирических  стихотворений, баллад, русских народных  стилизаций до эпоса.

5) Авторская песня охватывает  все возраста – от самых  маленьких до совершеннолетних. Разнообразие тем, авторов, стилей  дает возможность найти ту  форму, которая наиболее подходит  к определённому характеру, настроению, уровню сознания. И даёт возможность  работать с каждым индивидуально.

6) Авторская песня предоставляет  широкие возможности для работы  с различного рода ансамблями: дуэтами, трио, квартетами и, наконец,  хором.

(Большое количество песен  позволяет раскладывать на голоса, сочинять партии). Также возможны  эксперименты с различными музыкальными  инструментами (гитарой, фортепьяно, баяном, скрипкой и др.), посредством  которых возможно аранжировать  песню.

7) Философский аспект авторской  песни. Авторская песня ставит  вечные вопросы – добра и  зла, смысла жизни, место человека  на земле – и всё это в  доступной поэтической форме,  часто на конкретных жизненных  ситуациях, которые лежат в  основе сюжета. Песня впервые  ставит перед ребёнком те проблемы  и вопросы, которые волнуют  и заставляют задумываться. Таким  образом, ребёнок учится размышлять, анализировать, делать выводы.

8) Познавательный аспект. Часто  песня несёт в себе элементы  чего-то незнакомого: географические  названия, имена знаменитых людей,  литературных героев, предметов,  понятия и т.п. Слушая или  исполняя песню, ребёнок интересуется  тем, что ему непонятно, и  в результате приобретает новые  знания: от конкретных понятий  до легенд или литературных  произведений, лёгших в основу  той или иной песни. Также  широко представлены в песнях  поэзия разных стран, стилизация  различных народных мелодий не  только нашей страны, рассказы  о том или ином времени, месте  или исторических событиях. Тем  самым, вызывая интерес к смежным  областям знаний: географии, истории,  литературе, философии.

9) Дидактический аспект. Песня  многому учит: даёт ответы на  те вопросы, которые волнуют  ребенка, при этом ориентируя  его на высшие человеческие  ценности, идеи добра и гуманизма  – именно они лежат в основе  эстетики авторской песни.

 Что же такое авторская  песня?

Существует много версий, я приведу одну из них:

Во второй половине пятидесятых  – начале шестидесятых годов у  русской поэзии появилось новое  течение. Его создали "поющие поэты" – авторы стихов и музыки своих  песен, являвшихся одновременно их исполнителями. В одних случаях это были профессиональные поэты, сочетавшие песенное творчество с созданием непесенных стихотворений (Б. Окуджава, А. Городницкий и т.д.). В других случаях – авторы песен, именно в этом жанре реализовавшие  свой поэтический талант (Ю. Визбор, Ю. Кукин и т.д.). Песни такого рода поначалу исполнялись в дружественных  компаниях, в туристических походах, зачастую они предназначались для  узкого круга, и прямой контакт исполнителя  и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.

Со временем некоторые из авторов песен начали выступать  с публичными концертами, ещё больше расширяли их аудиторию магнитофонные  записи, сделанные как во время  публичных, так и во время домашних концертов. Поющих поэтов стали слушать и петь тысячи незнакомых им людей по всей стране.

Вскоре начались споры о  том, как обозначить и назвать  новое общественно-художественное явление. Появилось выражение "самодеятельная песня", возникли клубы СП, стали  проводиться самодеятельные слёты  и фестивали. В основе своей это  было естественно возникшее молодёжное движение со свободно-демократическими принципами и законами.

Когда поющие поэты появились  на радио, то посвящённая им передача радиостанции "Юность" получила название "Барды и менестрели" (использованы были западноевропейские старинные  названия певцов-поэтов). В обиходе  прочнее укоренилось "бард", им до сих пор продолжают называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет  их, аккомпанируя себе на гитаре (в этом значении слово "бард" живёт и  ряде иностранных языков). Однако самым  общепринятым стало выражение "авторская  песня". Это понятие дожило до нашего времени и даже вошло в  справочные издания.

Долгое время к этому  термину придирались, ведь "авторскими", за исключением фольклора, являются все песни, поскольку у них  есть авторы музыки и стихотворного  текста (допустим, Дунаевский и Лебедев-Кумач). Любой термин несёт в себе ту или  иную степень условности, соглашения между теми, кто им пользуется. Достаточно того, что под выражением "авторская  песня" большинство говорящих  подразумевает примерно одно о то же.

Обычно термин-название появляется позже, чем сам феномен, им обозначаемый. Когда же родилась авторская песня? Кто напоминает о А.Вертинском, а  кто видит первого "барда" в  Денисе Давыдове... Если увлечься подобными  поисками, то, в конце концов, можно  добраться и до древнегреческой  поэзии, исполнявшейся под аккомпанемент  кифары. Но здесь необходимы разумные пределы. Песня, как таковая, предшествовала рождению всех поэтических жанров и  является общим источником.

Литературный критик Вл. И. Новиков  считает, что "авторская песня  возникла как альтернатива "советской  массовой песне" – жанру тоталитарного  искусства, создавшемуся композиторами, поэтами и певцами. Среди деятелей литературы и искусства, работавших в этой области, было немало талантливых  людей. Но никто из них не был автором  песни в полном смысле слова. Композитор должен был порой класть на музыку совершенно безразличные ему тексты. В других случаях стихотворец  сочинял слова на готовую ритмико-мелодическую схему (так называемую "рыбу"). Я не берусь здесь оценивать достоинства  и недостатки, плюсы и минусы массовой песни – это особая эстетическая проблема. Но совершенно очевидно, что  именно в противовес такому типу песня  та, о которой идёт речь, предпочла  назвать себя "авторской". Один человек сочетает в себе, как правило, автора мелодии, автора стихов, исполнителя  и аккомпаниатора – вот признак  авторской песни как культурного  феномена".

Авторская песня в комплексном  смысле – это многогранное социальное явление, в известной мере 50-90х  годов XX века. Своё слово о нём  ещё предстоит сказать специалистом самых разных областей: музыковедам, культурологам, социологам, историкам. Когда-то драматург А. Володин назвал бардовские песни "фольклором городской  интеллигенции". Слово "фольклор" здесь было употреблено слишком  своевольно (авторская песня –  это творчество индивидуальное, а  не коллективное), но огромная роль авторской  песни в истории русской интеллигенции  бесспорна.

 Последние время в среде  авторской песни направление  детского песенного движения  стало активно развиваться, что  свидетельствует о возникшей  потребности в данном направлении.  Выпускаются аудио-альбомы с детскими  песнями (С. Ветрова – "Песни  солнечных зайчиков", Копосовы  детям – "Фантастика-романтика", дуэт Никитиных и т.д.). Создаются  молодёжные коллективы, проводятся  концерты и творческие встречи  с детьми, а также теле и  радио передачи. Многие известные  авторы писали песни для детских  фильмов, сказок и спектаклей (Б. Окуджава – фильм "Приключение Буратино", Ю. Ким спектакль "Недоросль", В. Высоцкий сказка "Алиса в стране чудес", С. Никитин "Али-Баба и сорок разбойников" и т.д.). А, самое главное, что детям и подросткам интересна авторская песня, среди них наблюдается творческий рост в плане как исполнения, так и авторства собственных песен.

Информация о работе Изучение авторской песни на уроках музыки в 8 классе общеобразовательной школы (программа Ю. Б. Алиева)