Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа
Цель работы: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.
Задачи:
1. Сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры;
2. Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры;
3. Развивать взгляд на русскую литературу как на литературу "вечных", философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей литературы разных периодов;
4. Развивать у учащихся познавательный интерес к современному литературному процессу;
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения авторской песни 6
1.1. Авторская песня как средство эстетического воспитания школьников 6
2. Методические аспекты изучения авторской песни на уроках музыки 12
2.1. Методы изучения авторской песни в школе 12
2.2. Интернет ресурсы авторской песни в помощь учителю музыки 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Федеральное
государственное бюджетное
«Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Музыкальный факультет
Кафедра музыкального образования
Изучение авторской песни на уроках музыки в 8 классе общеобразовательной школы (программа Ю. Б. Алиева)
Курсовая работа
Жидзик А.А
Барнаул, 2013г.
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения авторской песни 6
1.1. Авторская песня как средство эстетического воспитания школьников 6
2. Методические аспекты изучения авторской песни на уроках музыки 12
2.1. Методы изучения авторской песни в школе 12
2.2. Интернет ресурсы авторской песни в помощь учителю музыки 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Введение
Актуальность. Авторская песня - это интереснейшее, но до настоящего времени недостаточно изученное явление, составляющее значительный пласт российской художественной культуры. Обладая собственной эстетической ценностью, художественная культура играет существенную роль в определении форм социального поведения, становится средством выражения духовных запросов и идеалов различных слоев общества. Современные исследователи придают особое значение отдельным жанрам искусства, признавая их активную роль в процессах социально-культурных преобразований. Авторская песня рассматривается в исследовании как актуальный жанр искусства 60-х - 80-х гг. XX века, который сумел раздвинуть идеологические и узкофольклорные рамки и послужил толчком к перенесению многих социально-политических проблем в культурно-философский и эстетический пласт.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью показать уникальность авторской песни как своеобразного направления песенного жанра, которое в наши дни претерпевает существенные изменения. Уникальность заключается и в неповторимом настрое автора, и в тесном, неповторимом общении его со слушателем, при котором автора-исполнителя и слушателя объединяет общая вера в реальность того, о чем поется в песне. Авторская песня не столько призывает к действию, сколько она становится действием, и со-действием, объединяющим людей. Особенность данного песенного направления также и в том, что автор песни сам является и ее исполнителем, и слушателем, т. е. оказывается вовлеченным в процесс диалога. В то же время автор получает мощную энергетическую «подпитку» от слушателей, непосредственное общение с ними увеличивает его творческие силы. Иными словами, авторская песня - это результат сотворчества, и по-настоящему создается она в момент исполнения.
Песня - один из наиболее распространенных, демократических и наиболее быстро отзывающихся на любые изменения в общественно-политической жизни жанров музыкально-поэтического искусства.
Авторская песня запечатлела существенные черты своего времени, поставив перед слушателями множество сугубо экзистенциальных вопросов, вызвав резонанс в широких кругах общественности, еще раз отразила неоспоримую связь изменений в стране с демократическими процессами в сфере культурной жизни общества. Жанр авторской песни оценивается как одно из современных направлений в искусстве, имеющих, в то же время, богатые традиции в культуре разных народов. Масштабы явления, его новаторский характер и культурные функции, понимаемые через диалогический процесс воздействия на слушателя, восприятия и ответной реакции реципиента, подчеркивают актуальность данного темы.
Цель работы: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.
Объект исследования: изучение авторской песни на уроках музыки.
Предмет исследования: способы и приёмы изучения авторской песни в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры;
2. Продолжить формирование
умения анализировать и
3. Развивать взгляд на русскую литературу как на литературу "вечных", философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей литературы разных периодов;
4. Развивать у учащихся познавательный интерес к современному литературному процессу;
Методы исследования. В работе были использованы методы и принципы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях, на основе методики (Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б), теоретический анализ педагогической литературы, концепции обновления учебно–воспитательных систем.
1. Теоретические аспекты
1.1. Авторская песня как средство
эстетического воспитания
Одной из главных проблем, стоящих
перед обществом, всегда являлась духовное
и эстетическое воспитание детей
и подростков. Особенно актуально
она встала на сегодняшний день.
И, прежде всего, необходима достаточно
универсальная форма для
Задача педагога по эстетическому
воспитанию – вызвать в ребёнке
первоначальный интерес к искусству.
Сделать это проще и
Авторская песня универсальна:
1) Она доступна и не
требует особых
2) Ребёнок принимает активное участие в творческом процессе. Следовательно, растёт интерес к творчеству, желание заниматься музыкой, поэзией.
3) Авторская песня —
4) При всей доступности,
авторская песня на
5) Авторская песня охватывает
все возраста – от самых
маленьких до совершеннолетних.
Разнообразие тем, авторов,
6) Авторская песня предоставляет
широкие возможности для
(Большое количество песен
позволяет раскладывать на
7) Философский аспект авторской
песни. Авторская песня ставит
вечные вопросы – добра и
зла, смысла жизни, место
8) Познавательный аспект. Часто
песня несёт в себе элементы
чего-то незнакомого:
9) Дидактический аспект. Песня многому учит: даёт ответы на те вопросы, которые волнуют ребенка, при этом ориентируя его на высшие человеческие ценности, идеи добра и гуманизма – именно они лежат в основе эстетики авторской песни.
Что же такое авторская песня?
Существует много версий, я приведу одну из них:
Во второй половине пятидесятых – начале шестидесятых годов у русской поэзии появилось новое течение. Его создали "поющие поэты" – авторы стихов и музыки своих песен, являвшихся одновременно их исполнителями. В одних случаях это были профессиональные поэты, сочетавшие песенное творчество с созданием непесенных стихотворений (Б. Окуджава, А. Городницкий и т.д.). В других случаях – авторы песен, именно в этом жанре реализовавшие свой поэтический талант (Ю. Визбор, Ю. Кукин и т.д.). Песни такого рода поначалу исполнялись в дружественных компаниях, в туристических походах, зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.
Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами, ещё больше расширяли их аудиторию магнитофонные записи, сделанные как во время публичных, так и во время домашних концертов. Поющих поэтов стали слушать и петь тысячи незнакомых им людей по всей стране.
Вскоре начались споры о
том, как обозначить и назвать
новое общественно-
Когда поющие поэты появились на радио, то посвящённая им передача радиостанции "Юность" получила название "Барды и менестрели" (использованы были западноевропейские старинные названия певцов-поэтов). В обиходе прочнее укоренилось "бард", им до сих пор продолжают называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре (в этом значении слово "бард" живёт и ряде иностранных языков). Однако самым общепринятым стало выражение "авторская песня". Это понятие дожило до нашего времени и даже вошло в справочные издания.
Долгое время к этому термину придирались, ведь "авторскими", за исключением фольклора, являются все песни, поскольку у них есть авторы музыки и стихотворного текста (допустим, Дунаевский и Лебедев-Кумач). Любой термин несёт в себе ту или иную степень условности, соглашения между теми, кто им пользуется. Достаточно того, что под выражением "авторская песня" большинство говорящих подразумевает примерно одно о то же.
Обычно термин-название появляется
позже, чем сам феномен, им обозначаемый.
Когда же родилась авторская песня?
Кто напоминает о А.Вертинском, а
кто видит первого "барда" в
Денисе Давыдове... Если увлечься подобными
поисками, то, в конце концов, можно
добраться и до древнегреческой
поэзии, исполнявшейся под
Литературный критик Вл. И. Новиков
считает, что "авторская песня
возникла как альтернатива "советской
массовой песне" – жанру тоталитарного
искусства, создавшемуся композиторами,
поэтами и певцами. Среди деятелей
литературы и искусства, работавших
в этой области, было немало талантливых
людей. Но никто из них не был автором
песни в полном смысле слова. Композитор
должен был порой класть на музыку
совершенно безразличные ему тексты.
В других случаях стихотворец
сочинял слова на готовую ритмико-мелодическую
схему (так называемую "рыбу").
Я не берусь здесь оценивать достоинства
и недостатки, плюсы и минусы массовой
песни – это особая эстетическая
проблема. Но совершенно очевидно, что
именно в противовес такому типу песня
та, о которой идёт речь, предпочла
назвать себя "авторской". Один
человек сочетает в себе, как правило,
автора мелодии, автора стихов, исполнителя
и аккомпаниатора – вот признак
авторской песни как
Авторская песня в комплексном
смысле – это многогранное социальное
явление, в известной мере 50-90х
годов XX века. Своё слово о нём
ещё предстоит сказать
Последние время в среде
авторской песни направление
детского песенного движения
стало активно развиваться,