Изучение авторской песни на уроках музыки в 8 классе общеобразовательной школы (программа Ю. Б. Алиева)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.
Задачи:
1. Сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры;
2. Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры;
3. Развивать взгляд на русскую литературу как на литературу "вечных", философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей литературы разных периодов;
4. Развивать у учащихся познавательный интерес к современному литературному процессу;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения авторской песни 6
1.1. Авторская песня как средство эстетического воспитания школьников 6
2. Методические аспекты изучения авторской песни на уроках музыки 12
2.1. Методы изучения авторской песни в школе 12
2.2. Интернет ресурсы авторской песни в помощь учителю музыки 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.85 Кб (Скачать файл)

Предлагаемый путь изучения авторской  песни применим в первую очередь  к классу, подготовленному, так скажем, средне. Большинство нынешних школьников имеют очень смутное представление  об авторской песне – на них  наш план и рассчитан. Но всё же предложим один вариант учителям, работающим в сильном классе, где  ученики знакомы с авторской  песней ещё до соответствующего урока  и имеют неплохую теоретическую  подготовку. В таком классе можно  обойтись без монографического урока  по творчеству одного конкретного барда, а построить урок проблемно –  скажем, посвятить его жанру баллады  в авторской песне. Почему именно баллады? Дело в том, что своеобразие  авторской песни особенно ярко проявилось именно в этом жанре, позволившем  охватить разнообразные пласты тогдашней  реальности. Скажем, Высоцкий признавался, что старается писать свои песни  «так, чтобы в них что-то происходило». Подчёркнутая сюжетность многих песен  Высоцкого, Галича, Анчарова, Кима и  других бардов отличала их от большого массива лирики 60-х – 70-х годов, в значительной степени рефлективно-элегической, и придавала им особую жизненную  убедительность, достоверность и  динамику.

Такой урок можно построить, например, на сопоставлении «Баллады о парашютах» Анчарова с позднейшими балладными вариациями Высоцкого на её темы - «Песней  лётчика» (наделение простого воина  библейскими чертами) и «Райскими  яблоками» (путешествие в рай, и в итоге – отказ от него). Было бы любопытно сосредоточиться и на ироническом употреблении слова «баллада» в названиях песен Галича («Баллада о чистых руках», «Баллада о сознательности» и др.).

Наконец, можно предложить (тоже для  подготовленного класса и даже, может  быть, для факультатива) тип урока, который мы бы назвали комбинированным. На таком уроке авторская песня  рассматривалась бы в сравнении  с произведениями традиционной, «письменной» поэзии. Нам представляется, например, очень плодотворной идея урока с  условным названием «Из тумана холодного  прошлого…» по произведениям поэтов второй половины ХХ столетия: Твардовского («По праву памяти»), Галича («Облака») и Высоцкого («Банька по-белому»). Такая тема и такой отбор материала  имеют несколько очевидных преимуществ. Во-первых, ученики наглядно убедятся, что авторская песня не является в русской поэзии чем-то обособленным, а, напротив, откликается на те же проблемы, которые волнуют поэтов, стихи  свои не певших. Во-вторых, само сопоставление  произведений поэтов разных поколений  должно показать даже скептически настроенным  старшеклассникам, что ведущие барды  выдерживают соседство с таким  безусловным классиком как Твардовский, а значит – их поэзия выдерживает  самую строгую проверку «по гамбургскому счёту» (именно так назвал свою статью в сборнике «Авторская песня» Вл. И. Новиков – см. сноску 2). В-третьих, обращение к творчеству одновременно трёх поэтов подчеркнёт значимость темы сталинских репрессий и темы исторической памяти в литературном и общественном сознании 60-х годов, особенно – конца  десятилетия, когда созданы независимо друг от друга «По праву памяти»  и «Банька по-белому».

Разумеется, авторская песня открывает  перед учителем и другие возможности  изучения её на уроке. Я думаю, что со временем удельный вес этого материала в школьной программе будет увеличиваться.

 

 

2.2. Интернет ресурсы  авторской песни в помощь учителю  музыки

 

1)http://www.bards.ru/

2) http://www.progressor.ru/

3) http://www.mityaev.ru/

4) http://www.inst.ru/

5) http://www.kulichki.com/vv/

6) http://www.israbard.net/

7) http://www.asia-plus.ru/

8) http://bogushevich.theatre.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время наблюдается  большой интерес к вокальном искусству среди детей и молодежи. Растет количество певческих коллективов, открываются многочисленные вокальные студии, организуются вокальные классы в музыкальных и общеобразовательных школах, где имеются возможности выбора для творческого развития любых видов вокального исполнительства – академическое, народное, эстрадное, джазовое, хоровое пение. Ежегодно в нашей стране и за рубежом проводится масса вокальных конкурсов с участием детей и молодежи разных возрастных категорий, что говорит о необычайной популярности данного вида творчества.

Среди проблем воспитания учащейся молодежи одной из самых острых можно  назвать снижение уровня художественно-эстетических потребностей. Основная масса школьников сориентирована главным образом  на образцы массовой молодежной музыки низкого качества, не отвечающей критериям  художественности. Современные исследования показывают также недостаточный  среди детей школьного возраста уровень знания авторской музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Августин А. Исповедь. Абеляр  П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. 335 с. (Человек в исповедальном  жанре).

2. Авторская песня. М.: Олимп, 1997. 512 с.

3. Авторская песня. П Мелодия. 2000. № 3. С. 28 29.

4. Алексеева Л. Н. Поэтический мир современной песенной лирики. М.: Знание, 1983. 32 с.

5. Андреев Ю. А. Наша авторская. М.: Молодая гвардия, 1991. 271 с.

6. Андреев Ю. А., Вайнонен Н. В. Наша самодеятельная песня. М.: Знание, 1983, 64 с.

7. Апрелева В. А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999, 327 с.

8. Асафьев Б. В. Избранные труды. В IV т. Т. И. М.: Изд. Академии наук СССР, 1954. 384 с.

9. Асафьев Б. В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. 248 с.

10. Бард-рок, /./ Молодежная эстрада. 1991. № 4. С. 91 92.

11. Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950-х 1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра).: Автореферат дисс. <.> канд. искусствоведения. М,: ВНИИ искусствознания, 1989. 24 с.

12. Курилов Д. Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-70-е гг.).: Автореферат дисс. <.> канд. филолог, наук. М.: Лит. институт им. Горького, 1999. 23 с.

13. Лирические бардовские песни. // Молодежная эстрада. № 3. 1996. 112 с

14. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. / Сост. Р. А. Шипов. М.: Советский композитор, 1989. 255 с.

15. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта / Ю.Б. Алиев. - М: Гуманит.. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007г.

16. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1987. 32С.


Информация о работе Изучение авторской песни на уроках музыки в 8 классе общеобразовательной школы (программа Ю. Б. Алиева)