Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:24, курсовая работа
Цель исследования: определить методы изучения художественных произведений на уроках чтения.
Задачи исследования: - Изучить и проанализировать литературу по данной теме; - Описать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
Введение………………………………………………………………………………… 3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………………… 5
2. Эстетическое предназначение уроков чтения………………………………….. 9
3. Творчество А.С. Пушкина в программе начальных классов……………….. 12
4. Методы изучения произведений на уроках чтения…………………………… 16
Заключение…………………………………………………………………………… 23
Литература…………………………………………………………………………… 25
Приложение 1………………………………………………………………………… 27
Приложение 2………………………………………………………………………… 35
- И самое время окунуться
в волшебный мир, может быть,
самой знаменитой сказки А.
С. Пушкина, знакомство с
Анализ текста.
- Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?
- Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания)
- Какие слова сказал
старик рыбке на прощанье
- С каким чувством он их произносил?
- Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?
- Прочитайте описание моря.
На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета.
- Ребята, каким цветом
можно передать настроение
Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного цвета выставляется на доске. Так на всех этапах подобной работы.
- Покажите руками движение моря (спокойное, синее).
Физкультминутка.
Вместе встали все скорей,
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились враз.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде:
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
А теперь вздохнули дружно
И вернулись в дом к себе.
2 этап работы над текстом.
- А чтобы узнать, о чем
же говорится во 2-ой части,
давайте мы с вами перенесемся
в театр. А какой же театр
без актеров? Кто хочет
- Давайте проверим на сколько внимательно вы слушали отрывок.
Анализ текста.
- Когда старик второй раз приходит к рыбке, как он обращается к ней? (можно рассказать или прочитать)
- Почему рыбак называет
рыбку “государыней”?(
- Почему просит “смиловаться”?
- Прочитайте, как старик
объясняет, почему он
- Прочитайте, как выглядит море?
- Каким цветом можно
передать настроение этой
- Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось).
3 этап работы над текстом.
- Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-й частью, смотрим на экран.
Просмотр отрывка.
Анализ текста.
- Сделайте вычитывание
3-й части по алгоритму,
ЗАДАНИЯ |
ОТВЕТЫ | ||
Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?(стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение). НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНИ. | |||
Почему? Объясни свой выбор. |
|||
Характер старика |
Какой характер был у старика? У старухи? Соедини. Кроткий Сварливый Добрый Мягкий Злобный Властный Смиренный, покорный Жадный, алчный Податливый Грубый Неуживчивый Безропотный Бескорыстный |
Характер старухи | |
Каким показалось море? |
- Каким цветом можно
передать настроение этой
- Покажите движением рук состояние моря (помутилося синее море).
4 этап работы над текстом.
- Перечислите главных героев сказки. (Ученики называют: старик, старуха, рыбка).
- Расшифруйте имя еще
одного героя нашего
Д |
А |
В |
Е |
М |
К |
О |
Р |
Я |
Р |
О |
Н |
1 |
8 |
2 |
12 |
9 |
7 |
10 |
4 |
5 |
11 |
3 |
6 |
- Почему море можно
назвать героем сказки? (выражает
эмоции, показывает характер, свое
отношение к происходящему,
- Как море показывает
свое отношение к
Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря.
- А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.
- Как рыбка относится к старику?
- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. (В классе спрятаны золотые рыбки, найдите их). Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.
Ученики пишут под музыку. Любая спокойная классическая музыка.
Чтение желаний.
- На следующих уроках
мы продолжим работать с этой
сказкой, и узнаем много
5. Рефлексия.
Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.
- Все сегодня старались
- С какой сказкой вы познакомились сегодня
- К какому виду сказок относится эта произведение?
- Почувствовали ли вы
отношение автора к своим
Анализ работы по табличкам.
- В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.
Спасибо за урок!
Приложение 2
Разработка урока чтения по теме: «А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»
Цели.
Ход урока
2. Вступительное слово учителя. - Ребята, сегодня мы приоткроем потайную дверь в добрую, сказочную страну “Лукоморье” и познакомимся с её жителями. Ведь в сказках всегда чудеса, неожиданности, приятные сюрпризы и желания. (Раздаётся звук музыкальной шкатулки, она открывается) - Что это? - Вот оказывается, где спрятались чудеса и желания. В музыкальной шкатулке. А чтобы чудеса исполнились, вы должны быть в хорошем настроении, улыбаться, отвечать на вопросы, читать.
3. Проверка домашнего задания
Вспомните сказку, которую мы читали на прошлом уроке. Исполните желание шкатулки: проинсценируйте сказку.
- Какую сказку читали?
(“Петушок – золотой гребешок”)
Мы много знаем сказок, загадок о петушках, но ещё, ребята, о нём сложены песни (звук музыкальной шкатулки). Шмкатулка продолжает творить чудеса и просит исполнить одну из русских народных песенок. Мы её исполним и выучим наизусть. Исполнение песни со звуковым ориентиром (у каждого на листочках текст песни).
Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Громко песни поёшь.
Громко песни поёшь.
Ване спать не даёшь?
Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Громко песни поёшь.
Громко песни поёшь.
Деткам спать не даёшь?
Молодцы. (Все получают фигурки петуха).
4. Знакомство с биографией А.С.Пушкина.
5. Работа по содержанию прочитанного
- Кто был другом и заступником маленького Саши Пушкина? - Кто рассказывал мальчику сказки?
Вывод. Сказки всегда несут добро, радость, улыбки. На ваших личиках я тоже вижу эти добрые улыбки.
6. Физминутка
Сидел со мной рядом
За партой сосед.
Закрыл он глаза
А соседа вдруг нет.
Теперь головою крути, не крути
А в классе никого не найти.
Хотим, чтоб скорее учитель сказал
“Давайте, ребята, откроем глаза”.
7. Знакомство с произведением “У Лукоморья”
Мы продолжаем наш урок и будем говорить об А.С.Пушкине и его стихах, которые читаются плавно, нежно, и поэтому многие композиторы сочиняли музыку (фрагмент из оперы М.И.Глинки “Руслан и Людмила”). Вы прослушали музыку (опера). Это большая поэма, начинается словами “У Лукоморья дуб зелёный”. В этом стихотворении есть слова-чудеса, слова, непонятные вам, которые в нашей речи не употребляются. Мы узнаем значение этих слов, а поможет нам в этом музыкальная шкатулка
8. Словарная работа
лукоморье |
пленяет |
златая цепь |
бурный |
песнь |
витязь |
дол |
тужит |
брег |
леший |
чредой |
колдун |
мимоходом |
русалка |
9. Тестирование
Информация о работе Изучение произведений А.С. Пушкина в начальных классах