Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:06, реферат
Одним из важных и до сих пор недостаточно исследованных аспектов этой проблемы является профессиональный имидж учителя и его формирование в условиях школьного учебного процесса.
В настоящее время специалистами различных направлений активно разрабатывается проблемы имиджа образовательных учреждений как элемента их конкурентоспособности и продвижения на рынке: имидж вуза, продвижения образовательных услуг, имидж образовательного учреждения, конкурентоспособность среднего общеобразовательного учреждения.
Имидж педагогов также привлекает внимание исследователей в виду очевидной значимости темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИМИДЖ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 4
2. ВОСПРИЯТИЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ УЧАЩИМИСЯ И ПРОБЛЕМА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ 5
3. ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА 6
3.1. Имидж дошкольного педагога 7
3.2. Имидж современного учителя в школе 10
3.3. Представления студентов об имидже преподавателя вуза 14
ВЫВОДЫ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ИНСТИТУТ
******************************
КАФЕДРА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
Имидж современного педагога и пути его формирования
Работу выполнил:
студент группы
Работу проверил:
Казань - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИМИДЖ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
2. ВОСПРИЯТИЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ УЧАЩИМИСЯ И ПРОБЛЕМА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
3. ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
3.1. Имидж дошкольного педагога
3.2. Имидж современного учителя в школе
3.3. Представления студентов об имидже преподавателя вуза
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из важных и до сих пор недостаточно исследованных аспектов этой проблемы является профессиональный имидж учителя и его формирование в условиях школьного учебного процесса.
В настоящее время специалистами различных направлений активно разрабатывается проблемы имиджа образовательных учреждений как элемента их конкурентоспособности и продвижения на рынке: имидж вуза, продвижения образовательных услуг, имидж образовательного учреждения, конкурентоспособность среднего общеобразовательного учреждения.[1]
Имидж педагогов также привлекает внимание исследователей в виду очевидной значимости темы.
Особое научное значение проблемы имиджа учителя определяется как минимум тремя обстоятельствами: во-первых, влияние учителя в современной школе во многом носит неформальный психологический характер; во-вторых, современный имидж занимает второе место в списке десяти профессионально значимых качеств учителя; в-третьих, особая роль в этой ситуации отводится начальному образованию.
Данная проблема еще недостаточно изучена. В частности, пока мало научных трудов, посвященных изучению представлений учащихся об имидже учителя. Между тем сведения об этих представлениях необходимы для эффективного и целенаправленного формирования современного позитивного имиджа учителя в восприятии детей, подростков и молодежи.
В связи с этим изучение современного имиджа педагогов является актуальной проблемой социальной психологии и смежных наук: педагогической психологии, имиджелогии и др.
Это и определило цель настоящей работы исследования - изучение профессионального имиджа современного учителя.
Общепринятого определения имиджа как социального феномена пока нет. Сделаны попытки определить его как «визуальный образ»,[2] или как «мнение»,[3] или как «символический образ субъекта» и т.п. Однако эти определения, по нашему мнению, грешат односторонностью, неполны и потому ни одно из них не может быть признан универсальным.
Исследователи данной проблемы провели контент-анализ содержания понятия «имидж» у нескольких авторов, чьи работы были изданы за последние 15 лет. В результате он пришли к следующим выводам: во-первых, используется почти всегда одна семантическая основа - образ; во- вторых, имидж определяется или как форма отражения объекта, или как модель познания, или как инструмент социального управления.
Имидж определяется как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированная модель сочетания элементов общества и предметного мира. Образ этот целенаправленно формируется субъектами общественной практики в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения политических, экономических, социальных целей, познания, карьеры, самовыражения и т.д.
Психосемиотический подход, по мнению Е.А.Петровой, позволяет решить следующие фундаментальные проблемы социальной психологии развития: объективации внутренних характеристик носителя имиджа, кодирования и декодирования вербальной и невербальной информации, социального и межличностного познания, самоподачи, управления впечатлением, психодиагностики и психологической коррекции.[4]
Отсюда возникает следующее определение: «Имидж есть образ- представление, в котором в сложном и определенном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта.
Имидж, являясь комплексным образованием, включающим семиотическую, когнитивную и образную составляющие, обладает рядом свойств: относительной константностью и в то же время динамичностью, ассоциативностью, схематичностью, открытостью (незавершенностью). Имидж может быть связан с реальностью в очень широком диапазоне - от раскрытия до полуправды, искажения и полного несоответствия реальным качествам носителя имиджа.
Таким образом, чаще всего понятие «имидж» расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Значение фактора экспрессивности, то есть педагогически целесообразной выразительности внешнего облика учителя и его поведения отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги. Так, еще А.С. Макаренко считал, что по настоящему профессиональный педагог должен уметь произнести слово «нет» пятьюдесятью интонациями и умело выстроить свое поведение, обусловленное профессиональной целью.
Л.В. Митиной в структуре педагогического общения выделена проблема самопрезентативности или самоподачи педагога.[5] Среди мотивов самоподачи А.А. Леонтьев выделял необходимость самоподачи в профессиональном плане.[6]
Это утверждение согласуется с данными о том, что внешний облик учителя имеет непосредственную воспитательную функцию.
Ученик постоянно пытается «читать» поведение и настроение учителя. Вот почему учитель должен уметь грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данный момент вербальные и невербальные формы поведения, быть понятным ученикам, открытым и искренним.
К числу факторов развития личности учителя Л.М.Митина относит «эмоциональную экспрессивность, при которой выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи, ее интонациях позволяет передать не только особенности характера учителя, но и его образ мысли, его отношение к различным социальным ценностям (нравственным, гражданским, художественным), его отношение к ученикам и другим людям и, конечно, владеющие им переживания».
Многократные исследования показали, что учащиеся предпочитают преподавателей с развитым невербальным языком. В частности, учащимся нравятся учителя, которые чаще улыбаются. Юношам нравятся учителя, которые чаще жестикулируют, а девушкам - которые не манипулируют подручными предметами (карандашами, авторучками, мелком и т.п.). Отмечается также, что улыбка и легкий физический контакт (прикосновение рукой) привлекают внимание учеников в большей степени, чем другие невербальные средства. И главное: внешняя привлекательность учителя оценивается преимущественно по его невербальному поведению.
Установлено, что у учителей с высоким уровнем педагогического мастерства невербальная выразительность находится, как правило, на высоком или среднем уровне развития, являясь одной из составляющих их профессионального мастерства.
Экспериментально была выведена зависимость учебной мотивации учеников одного класса от степени невербальной выразительности учителя.
Е.А.Петрова подчеркивает, что имидж учителя всегда проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты - его индивидуальные характеристики, а также личностные, коммуникативные, деятельностные и поведенческие.
Л.М. Митина выделяет в структуре имиджа внешний процессуальный и внутренний компоненты. К внешнему компоненту имиджа она относит мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внутренняя составляющая имиджа - это психика человека, его духовный и нравственный потенциал, ценности, потребности, интересы, установки.
В диссертации М.В. Апраксиной[7] исследован вопрос имиджа современного воспитателя дошкольного учреждения.
Ею указывается, что под имиджем дошкольного воспитателя понимают преднамеренное создание его визуально-аудиального облика, который позволяет наиболее привлекательно проявиться лучшим личностно-деловым качествам педагога.
Феномен имиджа дошкольного воспитателя является специфической научной категорией, самостоятельной по своей семантике, предполагающей дальнейшую востребованность в развитии педагогической имиджелогии.
Для направленного формирования имиджа дошкольного воспитателя особое значение имеют следующие приоритетные условия: педагогическая деятельность, наличие определённых личностно-деловых качеств и владение технологией самопрезентации.
Методика овладения дошкольным воспитателем технологией личной самопрезентации, то есть создание позитивного визуально-аудиального облика, обеспечивает эффект личного обаяния, оказывающего особое формирующее воздействие на детские впечатления.
Константа обаятельности - одна из обязательных характеристик современного воспитателя во многом определяющей, насколько удачно он выполняет своё профессиональное предназначение.
Педагогическая деятельность, являясь по своему характеру формообразующей для имиджа дошкольного воспитателя, в буквальном смысле слова вытачивает облик педагога. Это объясняется спецификой её цели, своеобразием содержания, форм и методов работы дошкольного воспитателя.
Эстетическая изысканность и индивидуальная контурность личного имиджа во многом помогает воспитателю обрести единство внутреннего содержания и внешней выразительности личного имиджа. Подобное единство обеспечивает личное обаяние воспитателя.
Имидж дошкольного воспитателя оказывает на нервную систему детей младшего возраста особое формирующее воздействие, которое вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.
В дошкольном возрасте социальное пространство осваивается постепенно, через стремление ребёнка реализовать свою потребность в любви и эмоциональной поддержке. Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоционального комфорта и чувства привязанности к взрослому. В силу возрастной незащищённости, ребёнок несёт в себе потребность встретить доброту и внимание. Доброта, искренность, убеждённость и нравственная чистота воспитателя имеют обаятельное влияние на юные души воспитанников. Эти качества в чрезвычайной степени облегчают ребёнку процесс тонкого и глубокого восприятия и усвоения впечатлений, формирует в его психике установку на ожидание соответствующего образа воспитателя.
В беседе с родителями о значении обаятельного имиджа воспитателя мы слышали следующие мнения: «Обаятельный воспитатель порождает симпатию через которую устанавливаются доверительные отношения с ребёнком, а это очень важно.», «Обаятельный воспитатель необходим в детском саду и детям и родителям, он вселяет чувство доверия и уверенности за ребёнка.», «Обаятельный воспитатель вызывает желание к сотрудничеству и определяет дальнейшее отношение к детскому саду».
Таким образом, дошкольному воспитателю необходимо быть обаятельным. На лице и во всём внешнем виде у обаятельного воспитателя отражается радость, возбуждаемая видом и обществом детей, ярко светится открытое для них сердце, всегда готовая возвышенная любовь и кротость, соединённая с нравственной силой, способной всё укротить, всё покорить, всё увлечь за собой. Константа обаятельности - одна из обязательных характеристик современного воспитателя во многом определяющей, насколько удачно он выполняет своё профессиональное предназначение.
Воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его в зависимости от этого строят своё поведение. Обаятельного воспитателя дети почитают и легко поддаются влиянию его личного примера, с лёгкостью выполняют его педагогические поучения.
В этой связи интересны полученные данные[8] о том, с чем ассоциируется у дошкольников облик «обаятельного воспитателя». Оказывается, что такие понятия как «обаятельный», «красивый» и «добрый» в понимании дошкольника почти идентичны. На вопрос о том, «Кто из воспитателей нравиться и почему?», дети, отвечая на первую часть вопроса, все без исключения называли по имени своего любимого воспитателя. На вопрос, почему он нравиться, из 15 опрошенных дошкольников с 4 до 5 лет, 11 отметили, что воспитатель «добрый», 2-е отметили, что он «не обижает и не наказывает», и только один ребёнок не смог сформулировать причину своей симпатии и привязанности.
Малыши благополучно развиваются и воспитываются в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создаёт благоприятные условия, для формирования эффекта психологического комфорта, без него ребёнок не может полноценно реализовывать свои возможности как развивающаяся личность. Ребёнок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия. Значит, современный воспитатель поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески преобразовывать их.
Психолого-педагогические исследования ряда учёных (О. С. Газман, В. А. Петровский и др.) свидетельствуют о большой роли механизма неосознаваемого ребёнком «заражения» чертами педагога, заимствования воспитанником особенностей поведения, манер воспитателя. В зависимости от типа личностных качеств педагога у детей проявляются особенности мышления (гибкость или, напротив инертность мышления, оригинальность суждений или следование стереотипам), формируется предпочтительное отношение к одним или другим областям знаний и т.д.
Информация о работе Имидж современного педагога и пути его формирования