Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 09:58, статья
Модернизация современного дошкольного образовательного процесса характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сквозной нитью реализуется принцип индивидуализации: п. 1.6.(задачи стандарта) - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, в п.1.4 (принципы стандарта) - индивидуализация дошкольного образования, п.3.2.3.(содержание) - индивидуализация образования, в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории, или профессиональная коррекция особенностей развития, и т.д.
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, неповторимую индивидуальность воспитанника.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УРОВНИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
Бондарь Наталья Ивановна, Владимирова Владлена Андреевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 78
Модернизация современного дошкольного образовательного процесса характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сквозной нитью реализуется принцип индивидуализации: п. 1.6.(задачи стандарта) - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, в п.1.4 (принципы стандарта) - индивидуализация дошкольного образования, п.3.2.3.(содержание) - индивидуализация образования, в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории, или профессиональная коррекция особенностей развития, и т.д.
В широком смысле
Индивидуализация в общей педагогике большинством исследователей понимается как метод, условие, средство, принцип обучения и воспитания, акцентирующие внимание на субъекте, его неповторимых особенностях (Ю.К. Бабанский, И.Е. Белогорцева и др.). Ряд исследователей рассматривают индивидуализацию как процесс, направленный на развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, Я-концепции, самооценку, самоопределение и т.д. (О.С. Гребенюк, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.М. и др.).
В дошкольной педагогике
проблема индивидуализации
Задачей педагога детского сада становится переориентация с фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами, одновременно обучая всех по-разному?!
В условиях дошкольного образования индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях.
Технологическим
средством реализации
Выставка – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников. Выставки в нашем детском саду представлены в различных формах: «Музей одной семьи» (традиции, увлечения, интересы семьи и др.), фотовыставки, выставки «Очень умелые ручки» (поделки, рукоделие и др.), выставка литературно-художественных журналов, книг (соавторство детей и взрослых в придумывании и оформлении сказок, стихов, комиксов) «Сказки о пушистых малышах» и т.д.
Творческой группой педагогов
в ДОУ разработаны этапы
1 этап - совместное планирование, обсуждение тематики выставки на родительском собрании и с детьми в группе, что позволяет создать положительный настрой на совместную работу.
2 этап - объявление темы выставки с оформлением рекламного плаката, который готовят дети совместно с педагогом или родителями
3 этап - изготовление экспонатов выставки или работ в условиях семьи и доу.
4 этап - оформление выставки, презентация творческих работ, их оценка. На этом этапе наглядно видны результаты совместного творчества детей и взрослых, что вызывает чувство гордости у ребёнка за свою семью, побуждает желание рассказать о своей работе.
5этап - подведение итогов творческого мероприятия: награждение, поощрение участников.
Открытие выставок
происходит очень торжественно,
с разрезанием красной
Проектирование индивидуальной стратегии образования ребенка – сложный процесс, требующий высокого профессионализма педагога. Деятельность педагогов направляется в первую очередь на создание условий для осмысленного выбора и принятия детьми индивидуальной образовательной стратегии, индивидуальную помощь в планировании своей деятельности, консультирование по применению информационных источников. Важнее не то, что знают воспитанники детского сада, а то, как они реализуют свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу, проводника, он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка, как свободной личности в «умном», гибком, комфортном образовательном пространстве.
Таким образом, индивидуализация призвана помочь «прорисовыванию» зарождающейся личности, становлению и раскрытию индивидуальности.