Индивидуализация дошкольного образования. Уровни и средства реализации индивидуализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 09:58, статья

Краткое описание

Модернизация современного дошкольного образовательного процесса характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сквозной нитью реализуется принцип индивидуализации: п. 1.6.(задачи стандарта) - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, в п.1.4 (принципы стандарта) - индивидуализация дошкольного образования, п.3.2.3.(содержание) - индивидуализация образования, в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории, или профессиональная коррекция особенностей развития, и т.д.
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, неповторимую индивидуальность воспитанника.

Вложенные файлы: 1 файл

Бондарь Н.И..doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

УРОВНИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.

 

Бондарь Наталья Ивановна, Владимирова Владлена Андреевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад комбинированного вида № 78

 

     Модернизация  современного дошкольного образовательного процесса характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сквозной нитью реализуется принцип индивидуализации: п. 1.6.(задачи стандарта) - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, в п.1.4 (принципы стандарта) - индивидуализация дошкольного образования, п.3.2.3.(содержание)  - индивидуализация образования, в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории, или профессиональная коррекция особенностей развития, и т.д.

   В широком смысле индивидуализация  образования предполагает переориентацию  его на личность, неповторимую  индивидуальность воспитанника.

   Индивидуализация в общей  педагогике большинством исследователей понимается как метод, условие, средство, принцип обучения и воспитания, акцентирующие внимание на субъекте, его неповторимых особенностях (Ю.К. Бабанский, И.Е. Белогорцева и др.). Ряд исследователей рассматривают индивидуализацию как процесс, направленный на развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, Я-концепции, самооценку, самоопределение и т.д. (О.С. Гребенюк, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.М. и др.).

   В дошкольной педагогике  проблема индивидуализации изучались в различных аспектах: становление индивидуальности дошкольника в различных видах деятельности (С.А. Козлова, М.В. Крулехт, В.Я. Лыкова и др.) развитие индивидуальности ребёнка в коллективных взаимоотношениях и разновозрастном взаимодействии (Е.Н. Герасимова, Е.А. Кудрявцева); развитие образа Я в игровой и трудовой деятельности (М.В. Корепанова, Е.И. Серебрякова и др.). В результате исследований доказано, что индивидуализация позволяет эффективно вскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, выявить его позитивные стороны, на которые можно опираться в ходе образовательной деятельности.

   Задачей педагога детского сада становится переориентация с  фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами, одновременно обучая всех по-разному?!

   В условиях дошкольного образования индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях.

  1. Индивидуализация распространяется на всю группу детей, так как каждая группа представляет собой уникальное сообщество с собственными неповторимыми характеристиками: энергетические особенности, интересы, любимые занятия, отношения между детьми и пр. Даже в параллельных группах, скомплектованных из детей  примерно одного возраста, одна и та же образовательная программа осуществляется по-разному. Групповая  индивидуальность связана с конкретными интересами детей и взрослых.
  2. Индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Индивидуализация образования на уровне подгруппы может проявляться в объединении детей видами деятельности (занятия спортом, посещение кружка), и как результат совместного проживания какого-либо события (посещение цирка, поход в музей), либо по этническому меньшинству.
  3. Индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Это характерно для каждого ребенка, так как каждый – уникальная личность, самоосуществляющая в своих условиях жизнедеятельности. Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других. При общей увлеченности каким-либо делом у каждого ребенка сохраняется и свой отличающийся интерес. Индивидуализация на персональном уровне проявляется и тогда, когда развитие ребенка находится выше или ниже типичного для возраста, или ребенок имеет ярко выраженные особенности, влияющие на его качества жизни (одаренные и талантливые дети, либо дети с ОВЗ)

   Технологическим  средством реализации индивидуализации  на персональном уровне является организация и проведение персональных выставок воспитанников. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.  Неотъемлемой  частью обучения и воспитания в рамках личностно-ориентированной модели, выступает выставочная деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над выставкой, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Организация и проведение выставок   позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности.

 Выставка  – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников. Выставки в нашем детском саду представлены в различных формах: «Музей одной семьи» (традиции, увлечения, интересы семьи и др.), фотовыставки, выставки «Очень умелые ручки» (поделки, рукоделие и др.), выставка литературно-художественных журналов, книг (соавторство детей и взрослых в придумывании и оформлении сказок, стихов, комиксов) «Сказки о пушистых малышах» и т.д.

 Творческой группой педагогов  в ДОУ разработаны этапы организации  выставки:

1 этап - совместное планирование, обсуждение тематики выставки на родительском собрании и с детьми в группе, что позволяет создать положительный настрой на совместную работу.

2 этап - объявление темы выставки  с оформлением рекламного плаката, который готовят дети совместно с педагогом или родителями

3 этап - изготовление экспонатов выставки или работ в условиях семьи и доу.

4 этап - оформление выставки, презентация творческих работ, их оценка. На этом этапе наглядно видны результаты совместного творчества детей и взрослых, что вызывает чувство гордости у ребёнка за свою семью, побуждает желание рассказать о своей работе.

5этап - подведение итогов творческого мероприятия: награждение, поощрение участников.

    Открытие выставок  происходит очень торжественно, с разрезанием красной ленточки, аплодисментами, выступлением авторов, вопросами зрителей, включением музыкальных фрагментов и использованием стихов известных поэтов. В жизни группы это яркое событие.

    Родителям работа  над персональной выставкой помогает  лучше узнать своего ребенка, его интересы, вкусы, даёт возможность активно участвовать в его жизни, уметь сопереживать и видеть рост детей (творческий, интеллектуальный, эмоциональный). Для воспитателей и специалистов персональная выставка обеспечивает возможность становления успешного взаимодействия друг с другом с целью выработки общих приемов работы.  Для детей - это хорошая возможность самовыражения, самореализации. Персональная выставка способствует их эмоционально-чувственному развитию, доброжелательному отношению друг к другу.

   Проектирование индивидуальной стратегии образования ребенка – сложный процесс, требующий высокого профессионализма педагога. Деятельность педагогов направляется в первую очередь на создание условий для осмысленного выбора и принятия детьми индивидуальной образовательной стратегии, индивидуальную помощь в планировании своей деятельности, консультирование по применению информационных источников. Важнее не то, что знают воспитанники детского сада, а то, как они реализуют свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.  Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу, проводника, он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка, как свободной личности в «умном», гибком, комфортном образовательном пространстве.

       Таким образом, индивидуализация призвана помочь «прорисовыванию» зарождающейся личности, становлению и раскрытию индивидуальности.

 

 

 


Информация о работе Индивидуализация дошкольного образования. Уровни и средства реализации индивидуализации