Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:39, доклад

Краткое описание

В комплексе коррекционно-воспитательной работы, проводимой учителями-дефектологами с умственно отсталыми дошкольниками, особое место принадлежит индивидуальным занятиям. В соответствии с программой им отводится половина всего рабочего времени учителя-дефектолога. Ежедневно на индивидуальных занятиях должно побывать не менее шести детей (половина группы), причем каждому из них должна быть оказана помощь в овладении учебным материалом, предлагаемым всеми разделами программы.

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальная коррекционно.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Проводя индивидуальный занятия с детьми, учитель-дефектолог должен направленно развивать у них моторику обеих рук, обучать правильному распределению пальцев на предмете, точному захвату, умению соотносить, координировать движения. Прежде всего это возможно при выполнении заданий, связанных с мозаикой, при нанизывании бус, застегивании пуговиц, кнопок. Развитие дифференцированных движений пальцев рук происходит при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. В содержании индивидуальных занятий с детьми должны быть специальные упражнения по формированию умения обследовать предметы, обводить их по контуру, воспринимать, моделировать.

Для того чтобы  развивать и совершенствовать моторику у умственно отсталого ребенкамладшего  возраста, необходимо использовать разнообразный  дидактический материал. Это могут быть и традиционные игрушки: пирамидки, башни, мозаики, разъемные цепочки и специально изготовленные вкладки, шнуровки, застежки. Важно, чтобы дидактический материал, используемый педагогом на занятиях, был разнообразным и предъявлялся детям в разных ситуациях. Учитывая патологическую склонность дошкольников-олигофренов к стереотипному воспроизведению одних и тех же способов выполнения поставленной задачи, неумение переключаться, использовать в новых условиях уже приобретенное умение, важно по возможности варьировать детям задания.

От того, как  сумеет учитель-дефектолог организовать индивидуальное занятие, распределить в нем виды деятельности по времени, в значительной степени зависит  его эффективность. Продолжительность  занятия с детьми не должна превышать 15 минут. За это время дефектолог предлагает выполнить ребенку два-три задания. Так, например, в одно занятие могут быть включены:

выполнение крупных  движений совместно с педагогом;

задание на выполнение игровых операций с сюжетными  игрушками (покатать куклу или мишку в коляске, напоить куклу из чашки);

задание на выполнение предметных действий (дидактическая  игра на раскладывание однородных предметов  разного цвета на две, три группы);

задание на развитие зрительно-двигательной координации.

Повторность предъявления одних и тех же заданий на разных занятиях должна быть обязательно обеспечена разнообразным дидактическим материалом. Каждое занятие направляется на развитие умственной активности ребенка, его  самостоятельности, общительности  со взрослым.

По мере того как происходит обучение на фронтальных  занятиях, возникает необходимость  в том, чтобы в содержание занятий  вводить задания, связанные с  изучением программного материала  по разным разделам, который по тем  или иным причинам трудно дается отдельным детям. Не все умственно отсталые дошкольники способны усвоить программный материал в определенном заданном темпе, у многих возникают затружнения, обусловленные отсутствием необходимой подготовки к восприятию предлагаемого им программного содержания, они нуждаются в особых методах его подачи.

В ряде случаев  необходим индивидуальный подход педагога по причине несформированности у  детей необходимых навыков поведения  на занятиях. Находясь среди детей, они часто отвлекаются, эмоционально заражаются друг от друга, манипулируют с дидактическим материалом, не могут сосредоточиться на задинии педагога. Это объясняется их клиническим состоянием. С такими детьми обязательно следует проводить индивидуальную работу. Причем делать это нужно не посредством простого дублирования на индивидуальном занятии фрагментов фронтального занятия. Следует обязательно проверить прочность усвоения ребенком предфдущего программного материала. Только после того, как учитель-дефектолог убедится, что ребенок действительно готов к восприятию нового материала, он может предложить ему задания по новой теме, еще раз объяснить способы его выполнения. Так, например, если педагог видит, что на фронтальном занятии ребенок усвоил тему "Выделение двух предметов из множества", он выносит ее на индивидуальное занятие. Если же в условиях индивидуальной работы данный материал оказывается недоступен ребенку, очевидно, что переход к новой теме был преждевременным. Требуется дополнительная подготовка для того, чтобы закрепить у ребенка представления , которые должны лечь в основу восприятия им нового программного материала.

Обучая умственно  отсталого дошкольника, учитель-дефектолог, заботящийся о его подлинном  развитии, должен помнить, что переход  на новый уровень познания совершается  постепенно, причем каждый новый этап обязательно включает в себя элементы старого. Следовательно, в каждом индивидуальном занятии должен быть знакомый материал, а все новые задания включаются тогда, когда они подготовлены всем предшествующем обучением.

Как уже отмечалось, индивидуальные занятия направлены на то, чтобы помочь каждому ребенку и всей группе детей овладеть предлагаемым учебным материалом.

Среди детей  с интеллектуальной недостаточностью, поступающих в специальные дошкольные учреждения, немало таких, которые страдают трудностями в поведении. Обычно это выражается в двигательной расторможенности, неумении сосредоточиться на задании, управлять своими эмоциами, в импульсивности, приводящей порой к так называемому "полевому" поведению. Задачей учителя-дефектолога является умелое оказание помощи ребенку в его попытках выполнить задание взрослого. Так же как и нормально развивающийся дошкольник, умственно отсталый хочет заслужить похвалу, одобрение. Учитель-дефектолог должен направлять ребенка, стимулировать его к завершению намеченных действий, всячески одобрять попытки и пробы. Если ребенок пытается встать во время занятия из-за стола, неуместно смеется, неосознанно манипулирует наглядным материалом, педагогу не следует раздражаться, наказывать, ругать ребенка и тем более удалять его с занятия. Возможно, педагогу придется пожертвовать намеченным планом или провести занятие иначе, приняв во внимание сегодняшнее состояние ребенка. Очень важно, чтобы занятие все-таки состоялось, и у ребенка не появилось негативного отношения к взрослому и к занятию.

Особое внимание учитель-дефектолог уделяет анализу  и оценке проведенных им индивидуальных занятий в плане их эффективности. Критерием в данном случае является уровень овладения ребенком определенными  способами выполнения поставленных задач. Если дефектолог видит, что от занятия к занятию растет самостоятельность ребенка, повышается его умственная активность, работоспособность, совершенствуются навыки общения, обогащается познавательная деятельность в целом, - это говорит о том, что индивидуальная работа проходит в нужном направлении и отвечает предъявляемым к ней требованиям.

Информация о работе Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа