Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: – изучить теоретические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада.
Объект исследования – процесс воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада.
Предмет исследования – индивидуальный подход к воспитанию и обучению в условиях детского сада.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты осуществления индивидуального подхода в условиях детского сада……………………………………………6
Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада…………………………………………………………………………….6
Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания…………………………………………………......12
Осуществление индивидуального подхода при организации НОД…….16
Глава 2. Методические аспекты организации индивидуального подхода………………………………………………………………………20
2.1 Диагностический материал для выявления уровня инициативы, самостоятельности детей, любознательности……………………………20
2.2 Рекомендации родителям………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГАО СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050144  «Дошкольное образование»

 

 

 

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада

Курсовая работа

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Котова Т.А.,

студентка 202 группы

Руководитель: Милякова О.А.,

преподаватель кафедры педагогики

 

                                                       Канск, 2014г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретические аспекты осуществления индивидуального подхода в условиях детского сада……………………………………………6

    1. Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада…………………………………………………………………………….6
    2. Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания…………………………………………………......12
    3. Осуществление индивидуального подхода при организации НОД…….16

Глава 2. Методические аспекты организации индивидуального подхода………………………………………………………………………20

2.1 Диагностический материал  для выявления уровня инициативы, самостоятельности детей, любознательности……………………………20

2.2 Рекомендации родителям………………………………………………28

Заключение………………………………………………………………….31

Список использованной литературы……………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди важнейших задач, стоящих перед всей системой образования, особое место занимают поиск и внедрение такой организации процесса обучения и воспитания, которая позволит не только эффективно формировать у ребенка необходимый объем знаний, умений и навыков, но и целенаправленно развивать его интеллектуальные способности и стремление к самопознанию и саморазвитию. Известно, что решению этих задач способствует усиление, индивидуализации обучения.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Кроме того, данная тема является значимой, так как нашла отражение в стандарте ФГОС дошкольного образования, который  разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

Данный федеральный стандарт учитывает:

- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

- социокультурное разнообразие детства;

- возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

- потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Следует отметить, что стандарт решает одну из важных задач – это сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Необходимость индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания обуславливается тем обстоятельством, что по мере усложнения содержания и характера, в частности учебной деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.

Таким образом, проблема индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в педагогической среде.

Вопросами индивидуального подхода уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Это известные ученые – Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

Психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др. также занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

В. А. Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивать необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» (№8, с.9). При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад в жизни, традиции и сложные взаимоотношения с ее членами. Я соглашусь с мнением В. А. Сухомлинского, но для меня ближе понятие индивидуального подхода в воспитании и обучении детей в условиях детского сада Е. С. Рабунского, который говорил об индивидуальном подходе так: «…Индивидуальный подход означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях групповых и индивидуальных занятий…».

Однако проблема индивидуализации воспитания и обучения остается и на сегодняшний день одной из центральных психолого – педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в слабой проработанных конкретных способов ее осуществления. «Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и менее отрефлексированного, чем «индивидуальный подход». Более или менее ясно только самое основное и общее: индивидуальный подход в обучении – это учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания ». Основное противоречие традиционного обучения в ДОУ связано с групповой формой его организации и индивидуальным характером усвоения знаний. Уровень профессиональности педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода  к каждому ребенку. Воспитателю, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше он разбирается в индивидуальных особенностях дошкольников, тем правильнее он может организовать воспитательно – образовательный процесс. Необходимо учесть, что педагог должен не только представлять себе основные характеристики детей своей группы – их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его, но и знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей.

Таким образом, существующее противоречие между важностью и необходимостью осуществления индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста и несоответствием условий в детском саду.

Стремление найти пути решения указать противоречие определило тему исследования «Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей в условиях детского сада».

Цель исследования: – изучить теоретические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада.

Объект исследования – процесс воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада.

Предмет исследования – индивидуальный подход к воспитанию и обучению в условиях детского сада.

 

Задачи:

- уточнить понятие индивидуального подхода, его значение в процессе воспитания и обучения детей;

- выявить психофизиологические аспекты индивидуального подхода в воспитании и обучении;

-рассмотреть осуществление индивидуального подхода при организации различных видов деятельности детей.

 

Глава 1. Теоретические аспекты осуществления индивидуального подхода в условиях детского сада

 

    1. Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей в детском саду

Индивидуальность как неповторимое своеобразие личности каждого ребенка определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуальность - это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающая более или менее успешное выполнение деятельности.

Сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. Индивидуальность человека заключается в том, что он неповторим, это отдельный, самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский,  К.Д.Ушинский и другие.

К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е. Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Критически используя наследие дореволюционной педагогики, Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания (8,с.5).

Н.К.Крупская в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» (8,с.6).

Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей,-писала она,-которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения…» (8,с.6).

В  работах  Н.К.Крупская раскрывает значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют педагога-воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

Проблема  индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская,  Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности : личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей ; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Для формирования личности имеют большое значение  особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.

Информация о работе Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада