Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:25, курсовая работа
Цель исследования: – изучить теоретические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада.
Объект исследования – процесс воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада.
Предмет исследования – индивидуальный подход к воспитанию и обучению в условиях детского сада.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты осуществления индивидуального подхода в условиях детского сада……………………………………………6
Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада…………………………………………………………………………….6
Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания…………………………………………………......12
Осуществление индивидуального подхода при организации НОД…….16
Глава 2. Методические аспекты организации индивидуального подхода………………………………………………………………………20
2.1 Диагностический материал для выявления уровня инициативы, самостоятельности детей, любознательности……………………………20
2.2 Рекомендации родителям………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………32
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности.
Характер не является
врожденным, его нужно воспитывать и развивать.
При этом следует отметить, что основными
условиями становления характера являются,
с одной стороны, целенаправленная деятельность,
с другой – единые требования к поведению
ребенка как в детском саду и школе, так
и в семье.
Деятельность – важнейшая форма проявления
жизни человека, его активного отношения
к окружающей действительности. В деятельности
обязательно должна быть поставлена определенная
цель, что придает действиям направленность
и осознанность. Основными видами деятельности
ребенка являются игра, а также посильный
труд, как физический, так и умственный,
учебная деятельность.
В активной деятельности развиваются
психические процессы, формируются умственные,
эмоциональные и волевые качества личности,
ее способности и характер. Проблема индивидуального
подхода, поэтому не может рассматриваться
вне деятельности, без учета отношения
ребенка к окружающим, его интересов.
Необходимым условием осуществления
индивидуального подхода является органическое
сочетание дифференцированного подхода
к каждому ребенку с воспитанием и формированием
коллектива.
Очень важным
условием эффективности индивидуального
подхода является опора на положительный
характер, в свойствах личности ребенка.
Индивидуальный подход требует большого
терпения от педагога, умения разобраться
в сложных проявлениях. Во всех случаях
необходимо найти причину формирования
тех или иных индивидуальных особенностей
ребенка.
В современной педагогической литературе встречается понятие «индивидуализации обучения», под которым понимается «…организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».
Отметим, что индивидуализация, как правило, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ребенка, чаще всего ученые ограничиваются учетом групп детей, сходных по какому-либо комплексу качеств.
Соответственно, следует различать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором – с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы.
Так, Е.С.Рабунский дает в своей монографии «Индивидуальный подход в процессе обучения» следующее определение: «…Индивидуальный подход означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях групповых и индивидуальных занятий…».
Отметим, что индивидуальный подход следует понимать не как личную опеку ребенка со стороны педагога, но как «создание равных психолого-педагогических, интеллектуальных условий для развития всех и каждого».
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Так, например, физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Итак, индивидуальный подход в настоящее время назван обязательным в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая. В такой ситуации одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию. Исходя из этого, мною были разработаны ряд психофизиологических аспектов.
1.2. Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания
Рассмотрим в работе, какие психофизиологические аспекты необходимо учитывать педагогу – воспитателю при индивидуальном подходе в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.
Первый аспект – это уровень умственного развития.
Данный аспект является одним из наиболее принятых педагогической практикой. При осуществлении индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения в условиях детского сада, традиционно изучаются уровень умений и навыков ребенка, а также набор умственных операций, сформированных в процессе их приобретения. Если умственное развитие ребенка протекает в опережающем темпе, то это значит, что умственные операции, соответствующие его хронологическому возрасту, он быстрее воспринимает и осмысливает материал, быстрее его запоминает и воспроизводит, прочнее, больше удерживает в своей долговременной памяти, а полученные знания успешно использует при выполнении заданий. Познавательный интерес здесь весьма устойчив, он поддерживает деятельность ребенка в течение длительного времени.
Индивидуальный подход при воспитании и обучении ребенка на основе уровня его умственного развития сегодня может быть построен только с учетом зоны ближайшего развития. В этом случае воспитатель дифференцирует не задание, а меру помощи ребенку при его выполнении: одни выполняют самостоятельно и объясняют ход выполнения товарищам или ищут рациональный способ выполнения, другие - выполняют по определенному алгоритму, заданному педагогом, и составляют такое же задание, а третьи - получают пошаговую помощь при выполнении. При этом задание является единым по сложности для всех.
Для организации подобного индивидуального подхода к обучению воспитателю недостаточно определить просто объем знаний ребенка, необходимо знать особенности его познавательной сферы, сформированность познавательных действий и уровень обучаемости ребенка.
Второй аспект - Тип нервной системы.
Индивидуальные особенности детей могут также определяться свойствами нервной системы. Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Это означает, что нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом взаимодействии. Среди основных свойств нервной системы выделяются следующие: сила-слабость и подвижность-инертность нервной системы.
Третий аспект - Тип мышления.
Дети, как и все люди в целом, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным. В этом случае правомерно говорить об аналитическом, «мыслительном» складе ума. У других людей преобладает образное мышление или, иначе говоря, художественный тип мышления. У третьих - образные и абстрактные компоненты мышления находятся в относительном равновесии (гармонический склад ума). Эти различия основываются на функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Специализации полушарий способствует активная умственная деятельность, она в свою очередь зависит от того, как организуется работа полушарий в процессе мышления.
Воспитателю при осуществлении индивидуального подхода, важно знать, какое полушарие и как обеспечивает процесс умственной работы, для того, чтобы эффективно организовывать процесс обучения и воспитания. Таким образом, для художественного типа, то есть для людей с доминирующим правым полушарием характерно мышление на основе ярких образов, возникающих в результате живого восприятия и эмоций. Они мыслят синтетически, схватывая объект целиком. Осмысливать материал они начинают с эмоционального включения, опираются на представления и образы, а затем уже переходят к анализу составляющих, к построению умозаключений.
У детей мыслительного типа, наоборот, процесс мышления начинается с анализа составляющих, с выстраивания логических цепочек. Они мыслят понятиями, символами, у них преобладают абстракции, логические рассуждения, а эмоциональная окраска чаще всего мешает им думать.
Говорить о том, какой тип лучше, бессмысленно, так как речь идет об индивидуальных особенностях человека. Учитывать же их в процессе обучения и воспитания совершенно необходимо.
Четвертый аспект - Ведущая модальность восприятия.
Наблюдая за поведением детей, можно убедиться, что способ познания окружающего мира ребенком оказывает непосредственное влияние на способность адаптироваться в обществе, на его физическое развитие и в дальнейшем, успехи в учебе. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется в дальнейшем при обучении в школе. Учитывая, что способ познания можно определить еще в младенчестве, можно сделать вывод, что он является врожденной особенностью человека.
Следовательно, определение способа познания у ребенка имеет большое практическое значение для родителей, воспитателей и психологов, поскольку позволяет им построить занятия, игры, процесс обучения таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка.
Таким образом, можно выделить следующие типы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Визуальный тип - идет обучение ребенка посредством зрительного восприятия информации; аудиальный - посредством восприятия информации на слух; кинестетический - посредством восприятия собственной деятельности.
Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.
Пятый аспект - Состояние здоровья.
Необходимость индивидуального подхода к организации обучения и воспитания детей, имеющих физические дефекты, нарушения в соматическом развитии, сегодня не вызывает сомнения
Однако, далеко не всегда учитываются такие психологические особенности, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и другие. Недооценка данных индивидуально-психологических различий, психофизиологических характеристик детей наносит колоссальный вред как физическому, так и психическому развитию ребенка.
Воспитателю важно знать, что в этом случае речь идет о нарушениях психического здоровья, которые прежде всего связаны:
- с соматическими заболеваниями;
- с дефектами физического развития;
- с различными неблагоприятными факторами и стрессами, связанными с
социальными условиями.
Изучив психофизиологические аспекты, важно рассмотреть как проходит осуществление индивидуального подхода при организации различных видов деятельности.
1.3 Осуществление индивидуального подхода при организации НОД
Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.
На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.
В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.
Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.
Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.
Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить
себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.
Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.
Информация о работе Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада