Инновационные педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление особенностей инновационных технологий образования.
Задачи курсовой работы:
- определение особенностей инновационных технологий обучения на основе теоретического анализа философской и психолого-педагогичекой литературы;
- выявление главных причины использования инновационных технологий;
- определение особенностей личностно-ориентированной технологии обучения;

Вложенные файлы: 1 файл

1-2 глава.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Цель курсовой работы – выявление  особенностей инновационных технологий образования.

Задачи курсовой работы:

- определение особенностей  инновационных технологий обучения  на основе теоретического анализа философской и психолого-педагогичекой литературы;

- выявление главных причины  использования инновационных технологий;

- определение особенностей  личностно-ориентированной технологии  обучения;

- выявление критериев  эффективности урока в системе  личностно-ориентированного обучения.

Объектом исследования являются инновационные технологии обучения.

Предметом исследования является личностно-ориентированная технология обучения.

Гипотеза исследования – использование инновационных технологий обучения в общем педагогическом процессе повысит его эффективность, а также уровень развития личности учащихся.

Методологической основой исследования послужили положения деятельностного (Ю.В. Громыко, Н.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий и др.), системного (О.С. Анисимов, А.П. Беляева, Н.В. Кузьмина, В.В. Юдин и др.), личностно-ориентированного (М.В. Кларин, И.С. Якиманская и др.) подхода, о закономерностях развития ребенка (Л.С. Выготский).

Методами исследования являются изучение и анализ современного состояния проблемы в теории и практике по литературным источникам.

Понятие «изменение» становится во многом синонимичным слову «инновация». В этот период начинают формироваться стратегические подходы к современным инновациям в обучении и учении. В 1962 г. выходит в свет работа Эверетта Роджерса «Распространение инноваций», выдержавшая многократное переиздание и подвергшаяся анализу учеными всего мира. И сегодня его модель распространения инноваций используется в качестве основы для проведения исследований разного уровня.

В 90-х годах появилось много работ, посвященных проблеме инновационного образования. Причины этой проблемы достаточно подробно изложены В. Е. Шукшуновым и его соавторами. Одна из них — в том, что «сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не способствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации»

Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника), изменение в содержании образования (новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и т.д.

Внедрение современных технологий зависит от готовности субъектов образовательного процесса (прежде всего преподавателей) к инновациям, формирования новаторского педагогического мышления, перестройки менталитета участников обучения.

Во всех  педагогических  руководствах  подчеркивается  значение  двух принципов:  учета  возрастных  особенностей  воспитанников  и  осуществления воспитания  на  основе  индивидуального  подхода.   Психолого-педагогические исследования последних десятилетий  показали,  что  первостепенное  значение имеет   не   столько   знание   воспитателем   возраста   и   индивидуальных особенностей,  сколько  учет   личностных   характеристик   и   возможностей воспитанников. Личностный подход, лежащий  в  основе  построения  содержания образования,  понимается  как  опора  на  личностные   качества.   Последние выражают  очень  важные  для  воспитания  характеристики  -   направленность личности,  ее  ценностные  ориентации,  жизненные  планы,   сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст,  взятый в  отдельности,   ни,   индивидуальные   особенности   личности   (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных  ведущих качеств,  не  обеспечивают  достаточных  оснований  для  высококачественного личностно   ориентированного    воспитательного    результата.    Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны  с возрастом и  индивидуальными  особенностями.  Но  только  приоритет  главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

 

 

 

 

1 Понятие об инновационных технологиях обучения

 

1.1 Общее понятие об инновационных технологиях образования

В последние годы все большее значение приобретает новая область знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая новые технологии, процессы развития школы, новую практику образования.

Слово “инновация” происходит от латинского inovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает “обновление, новинку, изменение”. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения учащихся.

Инновации – это изменения внутри системы. Следовательно, в педагогической интерпретации инновации - это внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующей педагогической системы.

Педагогическая  инновационная технология  представляет  собой  целостность научно  обоснованного  и  рационально  отобранного  содержания  и организационных  форм,  которые  создают  условия  для  мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов. В педагогической технологии каждый элемент и этап учебно-воспитательного процесса обусловлены, нацелены на объективно диагностируемый результат. [6]

На современном этапе развития общества резко возрастает потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, основанных на новых достижениях экономики, педагогики и психологии.

В отечественной педагогике и психологии утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе обучения зависит как от внешних, так и внутренних условий. К внешним относятся:

  • педагогическое мастерство преподавателя;
  • рациональное построение учебных программ;
  • набор оптимальных методов обучения. [3]

Однако внешние условия всегда преломляются через индивидуальные особенности личности, ее взаимоотношения с другими людьми, которые составляют внутренние условия обучения. Последние представляют собой психологические факторы, определяющиеся личностью самого обучаемого: уровень умственного развития, отношения к учению, особенности самоорганизации и др. индивидуальные особенности.

От психологических факторов во многом зависит формирование системы собственных взглядов и вкусов, определение эталонов и оценок, отношения к людям и т.п. Следовательно, одна и та же технология не может быть  рецептом на все случаи педагогической деятельности. Эти факторы и заставляют искать новые технологии  образования.

Понятие инновационной технологии включает в себя ряд критериев и принципов, осуществление которых обеспечивает эффективность результатов обучения.

 

1.2 Сущность и содержание понятия инновационная технология

Педагогическая  технология  есть  комплексный,  интегрированный процесс,  включающий  людей,  идеи,  средства  и  способы  организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний. Такое  понимание  современной  педагогической  технологии определяет  направления  теоретических  и  практических  поисков  технологий образования.[12]

 

1.2.1 Принципы разработок инновационных технологий

Результаты проводимых  исследований  в  области  педагогических  технологий  показывают,  что  их  перспективы  связаны  с  разработкой  трех  моделей педагогических технологий: cемантической, структурной и параметрической. При  этом  под  моделью  педагогической  технологии  мы  понимаем целенаправленно  разработанные  и  в  основных  чертах  воспроизводимые компоненты  процесса  обучения  студентов,  которые  ведут  к  повышению эффективности  функционирования  целостной  педагогической  системы. Моделирование предполагает определение цели обучения (почему и для чего?), отбор  и  построение  содержания  образования (что?),  организацию  учебного процесса (как?),  методов  и  способов (при  помощи  чего?),  взаимодействие преподавателей и студентов (кто?). [10]

При создании семантической модели технологии обучения студентов предмет  исследования  ограничивается рамками  педагогической действительности: каково содержание обучения, формы организации учебного процесса,  результаты  и  их  система  оценивания.   Однако,  в  определенных условиях  оснащенности  педагогического  процесса,  в  зависимости  от  уровня педагогического  мастерства  преподавателей,  готовности  студентов  к восприятию  и  переработке  учебной  информации,  меняется  суть  основных технологических  актов.  В  связи  с  этим  при  семантическом  моделировании исследуются изменения и допустимые возможности тиражирования авторских технологий в конкретных условиях педагогического процесса.

Конкретизация  семантической  модели  полностью  зависит  от  того,  с какой целью она разрабатывается. На этой основе можно выделить несколько направлений  детализации  общей  семантической  модели  педагогической технологии:

- модель может служить  для формирования принципиально новой технологии  обучения,  предполагающей  становление  новаторского,   научно-педагогического мышления;

- модель может выступать  средством определения норм, принципов  инновационной деятельности в  педагогике;

-  модель  может  быть  использована  в  методической  работе  по обслуживанию  инноваторов -  специалистов  по  проектированию, программированию и организации инновационных технологий обучения;

-  модель  может  служить  средством  обучения  новаторской  педагогической деятельности. 

Создание  структурной  модели  инновационных  технологий  обучения включает  выявление  важнейших  характеристик,  вся  совокупность  которых позволяет  оценить  место  и  роль  конкретной  технологии  среди  других возможных, сравнить преимущества и недостатки ее вариантов. 

Методами  выделения  структуры  инновационной  технологии  обучения выступают:  описание  отдельного  педагогического  нововведения,  взятого  в качестве  уникального  явления,  сравнительный  анализ  полученных  данных  и статистическое  обобщение.  На  основе  такого  поэтапного  анализа  можно выделить  структуру  модели  инновационной  технологии  как  следующей последовательности этапов:

1)  осознание  проблемы,  выявление  противоречия  на  основе  фиксации расхождения сущего  и должного;

2)  процесс  принятия  решений (определение  целей,  создание  теоретической  модели,  поиск  альтернатив  и  выбор  решений,  построение нормативной модели);

3)  создание  и  первое  освоение  проекта (эксперимент,  доработка нормативной модели  до проекта, проверка проекта на уровне педагогической технологии, подготовка проекта к пользованию);

4)  освоение (разработка  форм  использования  проекта,  основных методов тиражирования  проекта);

5)  использование (распределение  инновации  среди  пользователей, длительное использование, модификация новшеств). 

Этап  проектирования  инновационной  технологии  предполагает  учет напряжения  в  педагогической  системе.  Поиск  параметров,  возникающих  в педагогической  среде  ситуационных  структур  как  реакции  на  инновацию, - первостепенная  задача  научной  деятельности  в  области создания инновационных технологий обучения. 

В  ходе  экспертизы  специалистами  был  отмечен  высокий  уровень перспективности  разработки  структурных  технологий  обучения. 

Следовательно, создание инновационной технологии представляет собой очень сложный и ответственный процесс. От того насколько тщательно он проработан и осмыслен зависит насколько эффективной окажется технология в процессе использования, и насколько эффективной окажется вся педагогическая система В настоящее время различают создание трех моделей педагогических технологий: семантическую, структурную и параметрическую. После того как педагогическая технология пройдет все эти этапы, она получает право на внедрение в педагогический процесс. Но так как педагогических технологий разрабатывается большое количество, то необходимо их классифицировать для лучшей ориентации в них преподавателя.

 

1.2.2 Классификация инновационных технологий

В основание классификации инновационных технологий можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первым критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, вторым - широту и глубину новаторских мероприятий, а третьим - основу, на которой проявляются, возникают новшества.

В зависимости от способа осуществления нововведений их можно разделить на:

а) систематические, плановые, заранее задуманные;

б) стихийные, спонтанные, случайные.

В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о:

а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.;

б) частичных, малых, мелких и т.п.

В зависимости от основы, на которой проявляются и возникают новшества, выделяют:

а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений индивидуальным подходом, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

Информация о работе Инновационные педагогические технологии