Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:20, курсовая работа
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы понятия основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая база…………………………….…6
1.1. Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа……………....……...…....6
1.2. Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования…12
Глава II. Формирования целостного образовательного пространства
в исследуемом объекте СОШ №10 на основе интеграции
основного и дополнительного образования..…..……………..………17
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
МБОУ Наримановского района СОШ №10……………..……….….17
2.2. Формирование целостного образовательного пространства
в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции
основного и дополнительного образования ……………..………….20
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………………...33
Приложение……………………………………………………………………....35
Также интерес в Законе «Об образовании в РФ» по данному вопросу представляет 83 и 84 статья. Например, в п. 3 ст. 83 рассмотрены особенности реализации дополнительного в области искусств:
«3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей….».8
А ст.84 данного Закона о введении дополнительного образования в область физической культуры и спорта. Для примера рассмотрим п. 3 ст. 84:
«3. Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: 1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте; 2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта…»9.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года рассмотрены тенденции, порожденные переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием скорости социальных и культурных изменений, расширением возможностей человека, меры его ответственности за собственные поступки и их последствия. Эти тенденции отражаются на деятельности как общеобразовательной школы, так на внешкольных формах реализации образовательного процесса. Возрастание скорости социокультурных изменений неизбежно приводит не только к изменению содержания образования, но и к увеличению скорости его обновления, что делает более интенсивным и напряженным образовательный процесс. Поэтому избежание возникновения перегрузок детей необходимо использовать ресурсы дополнительного образования.
В соответствии с этой концепцией
в модели «Российского образования
2020» звучит идея о том, что «к 2012
году на каждого школьника в среднем
за счет бюджетных средств будет
приходиться не менее двух часов
дополнительного образования в
неделю, а к 2020 году – не менее 6 часов.
Свободное от уроков время школьника
станет ценнейшим ресурсом самообразования.
Очевидно, в этих условиях для предотвращения
учебных перегрузок школьников, обучающихся
в системе дополнительного
Таким образом, делаем вывод,
что общеобразовательная школа
без тесного взаимодействия с
учреждениями дополнительного образования
детей не в состоянии успешно
реализовать важнейшие цели, задачи
и функции образования. Дополнительного
образования детей может
1.2. Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования
Классные занятия, обычно
проводятся с постоянным составом учащихся,
но заранее определенному
Принципиальное отличие
дополнительного образования от
общего заключается в том, что, благодаря
отсутствию жестких образовательных
стандартов, работающие в его системе
педагоги имеют возможность
Можно выделить следующие функции дополнительного образования:
образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение четких нравственных ориентиров;
компенсационная — освоение
ребенком новых направлений
рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом общеобразовательное учреждение способствует не только дифференциации интересов ребенка, но и помогает выбрать форму дополнительного образования, где его способности и получают развитие;
интеграционная — создание единого образовательного пространства;
функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
функция самореализации —
самоопределение ребенка в
Перечень функций показывает, что дополнительное образование детей является неотъемлемой частью любой образовательной системы.
Также при организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:
Эти перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.12
Необходимость полного цикла
образования в
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, по интересам, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются.
Вторая модель отличается
внутренней организованностью каждой
из имеющихся в
Третья модель организации
дополнительного образования
Четвертая модель интеграции
общего и дополнительного образования
детей на базе образовательного учреждения,
по сути, представляет новый тип
образовательного учреждения – центр
образования или
Приведенные модели не ориентированы на реализацию стратегий развития образования, не учитывают специфику различных ступеней образования (дошкольного, начального, полного общего и т.д.). Перспективной является четвертая модель, однако и она не в полной мере учитывает современные тенденции в развитии образования. Для более подробного рассмотрения и описания моделей интеграции основного и дополнительного образования в целях оценки результативности интеграции мы будем использовать модели, отобранные по следующим основаниям:
1. в соответствии с реализацией в дополнительном образовании определенного профиля или определенных учебных предметов;
2. по ступеням образования: дошкольное, начальное, основное и полное общее, начальное и среднее профессиональное образование; в соответствии с определенным объемом основного и дополнительного образования.13 Описание модели представлены в табл.№1 Приложения.
Таким образом, целью дополнительного
образования детей является разностороннее
развитие ребенка как личности, ориентирующейся
в традициях мировой культуры,
в современной системе
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА В ИССЛЕДУЕМОМ ОБЪЕКТЕ СОШ №10 НА ОСНОВЕ
ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
МБОУ Наримановского района СОШ №10
Название: МБОУ Наримановского района «Средняя общеобразовательная школа №10» (рис.1. Приложения).
Организационная форма ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Тип ОУ: Общеобразовательное учреждение.
Вид ОУ: Средняя общеобразовательная школа.
Организационная структура: Самостоятельное учреждение.
Фактический и юридический адрес: 414109, Астраханская область, Наримановский район, ул. Школьная, 2.
Населенный пункт: Поселок Трусово (Наримановский район, Астраханская область).
Управляющая организация: Отдел образования администрации МО «Наримановский район»
Сотрудников: 31 человек. Учеников: 313 человек.
Свою деятельность МБОУ осуществляет на основании Устава, принятого на общем собрании трудового коллектива. Управление МБОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Руководство МБОУ осуществляется в лице директора школы, учителя географии и биологии, педагога высшей квалификационной категории Морозовой Нины Евгеньевны.
Информация о работе Интеграция основного и дополнительного образования