Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:50, реферат
Термин «интеграция» относится к числу общенаучных понятий. Активное использование этого термина в отечественной науке отмечается с 80-х годов ХХ века. Философия, а следом и педагогика постепенно продвигались к характеристике таких явлений как: слияние, связь, взаимосвязь и т.п. Осмысление понятия «интеграция» шло от постижения категорий «связь», «отношения», «комплексный подход», «система», «целостность». И лишь в 80-е годы пришли к термину «интеграция».
Понятие об интеграции
Виды интеграции
Педагогическая интеграция
Интегративный характер игр
Место и роль игровых технологий в образовательном процессе
Данное явление
тесно связано с проблемой
различения игры с правилами и
учебного упражнения, существующей в
дошкольной педагогике с момента
возникновения игровых
Недостатками современного
состояния игровых технологий в
системе дошкольного
Несмотря на встречающиеся издержки использования игр в педагогической работе с дошкольниками, игровые технологии становятся самыми востребованными. Они весьма актуальны в связи с колоссальным значением игры для ребенка и в связи с ориентацией на гуманизацию образовательного процесса в ДОУ. Исследованиями физиологов доказано, что игра является деятельностью, удовлетворяющей не только духовные и социальные потребности ребенка, но и биологические. Преимущества игровых технологий состоят и в том, что они могут применяться не только на занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателем вне занятий, и в самостоятельной деятельности детей.
Место и роль игровых технологий в образовательном процессе ДОУ (как и школы) определяется классификацией педагогических игр, разработанной Г.К. Селевко [c. 53] с учетом содержания игр (области деятельности), характеру педагогического процесса, игровой методике, предметной области и игровой среде (см. рис. 1).
Рис. 1. Классификация педагогических игр (Г.К. Селевко)
Исходя из данной классификации и предыдущего анализа педагогических игр, можно считать, что потенциальными возможностями для развития диалогической речи обладают многие игры, а именно:
- социальные и интеллектуальные игры (по области деятельности);
- развивающие, репродуктивные, продуктивные и творческие (по характеру педагогического процесса на разных этапах развития диалогических умений);
- сюжетные, ролевые, игры-драматизации (по игровой методике);
- речевые и литературные игры (по предметной области);
- предметные, беспредметные и компьютерные игры (по использованию материалов).
В истории педагогики
игры прошли путь от их одобрения со
стороны наиболее прогрессивных
педагогов и психологов до полного
признания их необходимости в
процессе модернизации дошкольного
образования. Тем не менее, игровые
технологии еще не заняли надлежащее место
во всех аспектах образовательного процесса
ДОУ. В частности, педагогические игры
не используются пока в полной мере для
решения задач развития диалогической
речи дошкольников. Это касается и компьютерных
игр. Их использование в образовании уже
перестало быть редким явлением. Приход
компьютеров в образовательные учреждения
вселил большие надежды и ожидания в плане
появления новых современных педагогических
технологий.
В 80-е годы в нашей стране ученые и специалисты Ассоциации «Компьютер и детство» положили начало разработке масштабной программы рационального использования компьютерных технологий, которая впоследствии стала основой многих государственных и региональных проектов. За прошедшее время на основе проведенных исследований созданы программы компьютерных игр развивающего и обучающего характера для малышей, разработана методика их применения в дошкольных учреждениях.
Новые компьютерные игры в дошкольном образовании в органическом сочетании с традиционными должны войти, по мнению исследователей, в практику работы ДОУ, способствуя повышению качества образовательного процесса. Об этом шла речь на многочисленных научно-практических семинарах и конференциях прошлого века. На них обсуждались вопросы, связанные с методологическими проблемами и психологическими аспектами использования компьютеров в детских учреждениях, санитарно-гигиенические условия компьютеризации, возможности компьютеров в дошкольном образовательном процессе, особенности проектирования компьютерных игр.
Компьютеризация дошкольного
образования началась значительно
позже компьютеризации средней
и высшей школы. Историю компьютеризации
дошкольного образования
Указанное противоречие
попыталась разрушить группа ученых
и специалистов путем проведения
комплексных междисциплинарных
фундаментальных и прикладных исследований
(психолого-педагогических, физиолого-гигиени-ческих,
эргономических, дизайнерских, программно-методических).
Были проведены массовые эксперименты
в ДОУ Москвы и других городов страны.
В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта введения компьютерных игровых программ в образовательный процесс была выработана основная концепция: компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру и другие виды детской деятельности (изобразительная деятельность, конструирование). Компьютер, по мнению авторов исследований, должен стать развивающим средством самостоятельной деятельности детей, элементом развивающей среды.
На втором этапе развития компьютеризации дошкольного образования на основе данной концепции была организована комплексная разработка программно-методических средств, образцов игрового оборудования. В это же время начали осуществляться программы подготовки специалистов для работы с детьми в ДОУ. Специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» избрано направление, основной лейтмотив которого звучит так: компьютер должен стать средством деятельности ребенка, в первую очередь, средством игры, как ведущей деятельности дошкольников (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин). Жизнеспособность данного направления подтвердилась в том, что компьютерные программы, методические, а также сертификационные рекомендации, разработанные специалистами Ассоциации, используются в настоящее время в практической работе тысяч ДОУ России и стран бывшего Союза.
Третий этап компьютеризации дошкольного уровня образования должен, по мнению специалистов, привести к радикальной перестройке содержания и методов воспитания и обучения в детском саду. Отечественные ученые и специалисты, ратуя за дошкольную компьютеризацию, ориентировались на данные зарубежных исследований, посвященных изучению психолого-педагогических возможностей использования компьютерных программ в дошкольном образовании. Эти данные показали, что благодаря их применению дети овладевают умениями оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать разнообразные интеллектуальные задачи [Ю.М. Горвиц].
Компьютерные программы
обеспечивают возможности для развития
наглядно-образного мышления, моторных
и вербально-коммуникативных
Применение компьютера способствует развитию когнитивных способностей ребенка: сериации, оценки значимых элементов задачи, выбора мысленного представления задачи и нахождения решения. У детей, получивших навыки в работе с компьютерами, повышается самоуважение и уверенность в себе. Микрокомпьютеры успешно применяются для формирования у детей понятий количества, подобия, выделения различий.
Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих компьютерных программ, направленных на развитие мотивации, умственных способностей, операциональных компонентов деятельности и др., показывает, что они могут быть с успехом использованы в практике общественного дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения. В большей мере это относится к компьютерным играм.
Компьютерные игры позволяют достигнуть подлинной революции в обучении: замены репродуктивности в учении (запоминания, приобретения навыков, достижения автоматизма в поведении, условных рефлексов и т.д.) умственным развитием (стимуляцией конструктивно-диалектического и гипотетико-дедуктивного мышления и игровой деятельности).
Проведенные исследования
за рубежом и в нашей стране
показывают, что использование компьютерных
игр в педагогической деятельности
оказывает существенное влияние
на различные стороны психического развития
ребенка дошкольного возраста. Особо отмечается
влияние общения с компьютером на проявления
во всей полноте таких процессов как: мышление,
представления, памяти [Ю.М. Горвиц, с. 26].
Компьютерные игры являются не столько средством накопления знаний, сколько средой «оперирования и обмена знаниями с другими людьми». В процессе действий с изображенными на дисплее предметами и объектами у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, служащие основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Традиционно считается, что наиболее адекватными объектами познавательной деятельности детей являются непосредственно воспринимаемые свойства и качества вещей, поэтому особое внимание в дошкольном детстве уделяется сенсорному воспитанию. Такие компьютерные игры как «Веселые картинки», «Калейдоскоп», «Витраж», положительно влияют на развитие сенсорных способностей дошкольников. Благотворное влияние на познавательное развитие дошкольника оказывает познание им простых связей и зависимостей окружающего мира. Эта тенденция развития мышления также учтена и получила отражение в компьютерных играх.
Компьютерные игры формируют умение управлять разнообразными ситуациями на дисплее опосредованно с помощью клавиатуры, манипуляторов «мышь», «джойстик» и др. По мнению психологов это обобщенные умения управления работой машин и механизмов.
В условиях компьютерной игры особое значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Часто результат нажатия на ту или иную клавишу сказывается не сразу и проявляется в чрезвычайно опосредованной, сложной форме, вызывая цепную реакцию событий на экране. Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на развитие способности к построению все более сложных структур собственной деятельности. Эту способность, по мнению Ю.М. Горвица, можно рассматривать как одну из форм способности к саморегуляции [с. 28].
Использование компьютерных игр стимулирует также преодоление существующих конфликтных отношений между целью деятельности и условиями ее достижения. Дети учатся расчленять основную цель на вспомогательные, устанавливать между ними связи. Ряд существующих игр направлен на формирование у детей способности самостоятельно ставить перед собой цели и самостоятельно их достигать. В этом процессе формируется очень важная деятельность творческого экспериментирования.
Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам обо всех «тонкостях» компьютерных игр. При этом у ребенка повышается самооценка, чувства более полноценной жизни и эмоционального комфорта.
Как видно из анализа психолого-педагогических источников, посвященных проблеме компьютеризации дошкольного образования, компьютерные игры становятся в сфере дошкольного образования дополнительным педагогическим средством, средством амплификации развития ребенка. Успех компьютерных игр обусловлен новизной, красочностью и реальностью создаваемых на дисплее зрительных эффектов, способностью компьютера активно взаимодействовать с человеком. Однако изучение опыта применения компьютерных игр выявляет и негативные стороны этого процесса.
Основные недостатки
использования компьютера как средства
обучения и игры детей исследователи
связывают с применением
Информация о работе Интеграция традиционных и компьютерных игр в дошкольном образовании