Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс
Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53
С целью обеспечения диагностико-
Для осуществления динамического контроля за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ОПМПК, уточнения дальнейшего образовательного маршрута, образовательные учреждения направляют следующие категории детей и подростков от 0 до 18 лет для обследования на ОПМПК:
- детей, нуждающихся в определении, изменении или уточнении образовательного маршрута;
- обучающихся 1 классов, которые не освоили общеобразовательную программу;
- детей, обучающихся на дому, которым рекомендовано обучение и воспитание по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения V, VII, VIII вида, компенсирующего обучения (ежегодно);
- обучающихся, успешно освоивших (на «4» и «5») специальную (коррекционную) программу V, VII, VIII вида, программу компенсирующего обучения;
- обучающихся, которые не осваивают (имеют две и более неудовлетворительные оценки) специальную (коррекционную) программу V, VII, VIII вида, программу компенсирующего обучения;
- выпускников школ, которые обучались по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения V, VII, VIII вида.
Исследование проводилось на базе МОУ Огнёвская СОШ. В исследуемой группе 1 учащийся из 1 класса с дефектом речи, 2 учащихся из 2 класса с ЗПР.
Для проведения анализа работы
школы по интегрированному обучению
детей с ограниченными
- изучение документации;
- беседа с родителями, педагогами и детьми.
В МОУ Огнёвская СОШ обучаются 7 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в младшем звене – 4 ребенка, в среднем –3 Дети с ОВЗ обучаются в одном классе с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
В образовательном учреждении имеются приложения к учебному плану школы, реализующей специальное (коррекционное) образование (VIII вид и Vвид) в условиях общеобразовательных классов (приложение 1,2). Коррекционное обучение ведётся согласно учебному плану.
Для детей с ЗПР проводятся дополнительные занятия по предметам, занятия с психологом, дополнительные часы по физической культуре. Для учащегося с дефектом речи – коррекционный курс «логоритмика» и индивидуальные логопедические занятия.
В школе имеется социальный педагог, психолог. При поступлении детей в школу проводятся диагностика развития детей. Однако работа по отслеживанию результатов коррекционного обучения детей с ОВЗ не ведётся.
Социальным педагогом
ведется определенная работа с родителями
детей с ОВЗ. Имеется карта
социального сопровождения
При проведении бесед было выявлено:
-с родителями практически
не ведётся работа по
- работу по коррекционному обучению педагоги ведут не систематически, нет программы развития на каждого ученика;
- дети с ОВЗ испытывают дискомфорт в классном коллективе.
При проведении диагностики использовались уже известные методики, созданные отечественными и зарубежными авторами, но они требовали адаптации в плане формы подачи методики, её содержания, предъявления стимульного материала, качественной и количественной оценки результатов диагностики.
Требования к наборам диагностических методик для исследования детей с ОВЗ:
1. Используемые методики
должны выявлять ведущий
2. Надежность определения
характера и состояния тех
или иных психических функций
и их соотношения. Этому
3. Необходимо, чтобы обследование
не продолжалось более одного
часа, так как для детей
Мы проводили с детьми с задержкой психического развития и дефектом речи несколько различных исследований, применили несколько методов, среди них выделяем:
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы.
Вариант I
1. Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Расскажи о своем
любимом занятии: как ты
4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
5. Тебе все нравится в школе? Что бы хотелось изменить?
6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?
Вариант II
1. Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?
2. Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.
3. Случалось ли с тобой
вчера, позавчера или еще
4. Что собираешься делать, когда вернешься в класс?
5. Что будешь делать сегодня вечером или завтра?
Проведение исследования.
Эксперимент проводится индивидуально с детьми. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.
Обработка данных.
Результаты беседы о желаниях
и предпочтениях детей
Таблица 2.1 Осознание желаний и предпочтений детьми с ОВЗ
Типы ответов |
Фамилия, имя ребёнка |
Возраст |
1. Отсутствие ответа (молчание или ответ «не знаю», «ничего») 2. Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в зрительном поле) 3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные) 4. Виды деятельности или любимые игры 5. Общение и совместная |
Выявляют соотношение вариантов ответов и выделяют наиболее значимый. Выясняют причины преобладания определенного типа ответов у детей разного возраста. Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу (табл. 2). Делают выводы о том, как дети выделяют и фиксируют свои действия в сознании.
Таблица 2.2 Осознание прошлых и будущих действий.
Типы ответов |
Фамилия, имя ребенка |
Возраст |
1. Отсутствие ответа 2. Стереотипное повторение 3. Перечисление режимных моментов 4. Сообщение о своих действиях 5. Развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях |
Методика изучения осознания детьми нравственных норм
Подготовка исследования. Придумать 3–5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10–12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.
Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2–3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.
1. Дети строили город.
Оля не хотела играть. Она стояла
и смотрела, как играют другие.
К детям подошла
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали.
Люба рисовала красным
В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку почему».
Третья серия включает 2 подсерии.
Подсерия 1 – ребенку читают стихотворение Е. Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»
Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе