Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс
Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53
Типы ответов |
Фамилия, имя ребенка |
Возраст |
1. Отсутствие ответа 2. Стереотипное повторение
3. Перечисление режимных моментов 4. Сообщение о своих действиях 5. Развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях |
ПоляковаТаня Бархатов Витя Бармин Илья Бармин Илья (иногда) |
8 9 7 |
Таблица 2.11. Уровень нравственного развития детей
Уровень нравственного развития |
Фамилия, имя |
Возраст |
1. Ребенок называет нравственную
норму, правильно оценивает |
||
2. Ребенок называет нравственную
норму, правильно оценивает |
Бармин Илья |
7 |
3. Ребенок оценивает поведение
детей как положительное или
отрицательное (правильно или
неправильно, хорошо или плохо) |
Полякова Таня Бархатов Витя |
8 9 |
4. Ребенок не может оценить поступки детей. |
Из таблицы 2.11 видно, что школьники с ЗПР правильно оценивают поведение детей, но не называет нравственной нормы и тем более не мотивируют свой ответ.
По результатам наблюдения за игрой детей мы можем отметить некоторые особенности, в принципе, характерные для игры детей с ЗПР без специального обучения.
В деятельности школьников с задержкой психического развития наблюдаются скудность видов игровых действий. Отсутствуют моделирующие отношения, при которых в паре или в группе развивались ролевые программы каждого из участников. Развитие сюжета мало динамичное, сюжеты детьми не обсуждаются и не изменяются в ходе игры. Проявление инициативы самими детьми минимально. Игра возникает с побуждением со стороны взрослых, без стимуляции игры взрослым игра быстро прекращалась, дети теряли к ней интерес.
Ребёнок с дефектом речи проявляет большее разнообразие в видах игровых действий, сам проявляет инициативу, но развитие сюжета мало динамично.
Анализ изучения уровня речевого развития.
Таблица 2.12. Уровень речевого развития.
Фамилия, имя ребенка |
Воз раст |
Уровни развития |
Уровень Речевого развития | |||||
Речевая комму никация |
Связ ная речь |
Сло варь |
Грам матика |
Произно шение |
Практич. осознание языка | |||
Полякова Таня |
8 |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Бархатов Витя |
9 |
низкий |
низкий |
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
ниже среднего |
Бармин Илья |
7 |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
ниже среднего |
Результаты речевой
На этом этапе наши усилия были направлены на создание необходимых условий для интегрированного обучения детей с ОВЗ.
С детьми регулярно учителями и психологом проводились дополнительные занятия согласно учебному плану. Особое внимание уделялось занятиям по физической культуре, что способствовало улучшению психического состояния детей.
По результатам
комфортному вливанию этих детей в коллектив здоровых учащихся а
также успешному освоению необходимого объёма знаний.
Нами были подобраны и проводились разнообразные занятия, игры, направленные на преодоление барьера между здоровыми детьми и детьми с ЗПР. Некоторые из них представлены в Приложении 10,11
Психолог, социальный педагог
и классные руководители занимались
отслеживанием результатов
Психолог активизировал работу по повышению грамотности родителей в воспитании детей с ОВЗ. Разработан план проведения занятий с родителями.
Контрольный эксперимент.
Таблица 2.13 Осознание желаний и предпочтений детьми с ОВЗ
Типы ответов |
Фамилия, имя ребёнка |
Возраст |
1. Отсутствие ответа (молчание или ответ «не знаю», «ничего») 2. Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в зрительном поле) 3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные) 4. Виды деятельности или любимые игры
5. Общение и совместная |
Полякова Таня
Бархатов Витя Бармин Илья |
9
9 8 |
Таблица 2.14 Осознание прошлых и будущих действий.
Типы ответов |
Фамилия, имя ребенка |
Возраст |
1. Отсутствие ответа 2. Стереотипное повторение 3. Перечисление режимных моментов 4. Сообщение о своих действиях
5. Развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях |
Полякова Таня Бархатов Витя Бармин Илья |
9 9 8 |
Таблица 2.15. Уровень нравственного развития детей
Уровень нравственного развития |
Фамилия, имя |
Возраст |
1. Ребенок называет нравственную
норму, правильно оценивает |
||
2. Ребенок называет нравственную
норму, правильно оценивает |
Бармин Илья Бархатов Витя Полякова Таня |
8 9 9 |
3. Ребенок оценивает поведение
детей как положительное или
отрицательное (правильно или
неправильно, хорошо или плохо) |
| |
4. Ребенок не может оценить поступки детей. |
Таблица 2.16 Уровень речевого развития
Фамилия, имя ребенка |
Воз раст |
Уровни развития |
Уровень речевого развития | |||||
Речевая комму никация |
Связ ная речь |
Сло варь |
Грам матика |
Произно шение |
Практич. осознание языка | |||
Полякова Таня |
8 |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
Ниже среднего |
Бархатов Витя |
9 |
средний |
средн |
низкий |
средний |
высокий |
средний |
средний |
Бармин Илья |
7 |
средний |
средн |
средн |
высокий |
средний |
средний |
средний |
Из приведённых выше таблиц видно, что проведенные коррекционные мероприятия привели к тому, что дети стали называть виды деятельности и любимые игры (2 из 3) (табл. 2.13)
Школьники стали чётче фиксировать свои действия в сознании, описать свои действия смогли 2 детей (в констатирующем этапе только 1), никто не испытывает серьезных затруднений в ответах на вопросы (табл. 2.14).
Как мы видим из таблицы 2.15 проведенная с детьми работа привела к существенному росту уровня их нравственного развития. все дети правильно называют нравственную норму поведения, не оказалось детей, неспособных оценить поступки других детей.
Повысился и уровень речевого развития детей (табл. 2.16). Два ребенка теперь имеют средний уровень речевого развития и один – ниже среднего (против одного - ниже среднего и двух - низкий).
Развитие игры: Результаты последнего эксперимента показали, что в результате проведенной работы по формированию игровой деятельности школьников с задержкой психического и речевого развития, у детей существенно изменились виды игровых действий. Появились игровые действия, моделирующие отношения, при которых в паре или в группе развивались ролевые программы каждого из участников. Появились сюжетные ролевые игры, в которых развитие сюжета могло идти по нескольким направлениям. Сюжеты обсуждались детьми, изменялись в ходе игры. Игра возникала без побуждения со стороны взрослых. Дети стали общаться в процессе игры, обсуждая ее ход. Однако активность игровых действий к концу каждой игровой ситуации так же снижалась.
Значительно увеличилось число контактов детей со взрослыми и сверстниками. Эмоциональный фон игры стал гораздо насыщенней.
Заключение.
Проведенное исследование выявило положительную роль интегрированного обучения в работе с детьми с ОВЗ при соблюдении необходимых условий.
Интегрированное обучение вызвано
в первую очередь необходимостью
преодоления изолированности
У детей формируется
Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе