Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является: выделить психолого-педагогические условия, способствующие развитию воображения старших дошкольников с помощью интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и ИЗО деятельности.
3) Объект исследования - развитие воображения у старших дошкольников на занятиях рисования.
4) Предмет исследования – интегрированные занятия как средство развития воображения старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………….………………………….……………………………...….3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………...6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития воображения дошкольников……………………………………………………………………..6
1.2 Развитие воображения дошкольников при помощи интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром…………………………….14
1.3 Изобразительная деятельность как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста……………….……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В исследовании О.М. Дъяченко на основе модификацированного варианта методики Е.П. Торренса были разработаны задания, выполняя которые ребенок подчинял свое воображение определенной задаче (методика «Дорисовывание фигур»). В качестве основного показателя успешности выполнения задания был взят коэффициент оригинальности (КО). В исследовании доказано, что развитие воображения стимулирует выполнение творческих заданий, а противоречия, которые обеспечивают саморазвитие воображения, зарождаются и разрешаются в деятельности. Она анализировала две линии становления творческих способностей. Первая связана со спецификой деятельности, а вторая с овладением средствами художественной выразительности, необходимыми для самостоятельности и вариативности их использования.
Выявление особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения [8, с.345].
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
В детском саду ознакомление
с окружающим— это, по сути, самостоятельный предмет
обучения. Оно систематически проводится
и на специальных занятиях (экскурсии,
беседы, чтение и рассказывание педагога,
рассматривание картин, показ диафильмов),
и в ходе обучающих игр. В отличие от занятий
по развитию речи, математических представлений,
по изобразительной деятельности, на этих
занятиях предметы и явления общественной
жизни стоят в центре внимания; важны именно
они, их особенности.
Постепенно
и последовательно у детей вырабатываются
правильные представления о доступных
им, близких и конкретных фактах общественной
жизни, труда и быта людей. Воспитатели
стремятся, чтобы дети учились понимать
общественные явления, чтобы у них развивалось
уважение к человеку и его труду на благо
общества.
Мало научить детей различать цвет, форму
и другие внешние свойства предметов.
Задача еще и в том, чтобы в доступной форме
показать: в каждой вещи заложен общественный
труд, в ее создании участвовали люди разных
профессий; труд взрослых нужен другим
людям.
Конечно, способы ознакомления малыша
с важными явлениями общественной жизни
в условиях семьи очень индивидуальны,
своеобразны.
Детей следует знакомить с достаточно
широким кругом явлений, характеризующих
нашу действительность. Одни из них (труд
взрослых, средства связи и передвижений.
проходят через все дошкольные годы, но
представления о них расширяются и углубляются
в зависимости от возрастных возможностей.
Так, дети 3—5 лет усваивают в основном
конкретные знания об отдельных видах
труда родителей и тех взрослых, работу
которых они могут наблюдать.
Дети старшего
возраста овладевают знаниями более общими:
о групповом, коллективном характере труда
(строителей, колхозников, работников
транспорта), его общественной значимости.
Программа составлена с учетом возрастных
особенностей ребенка.
Младшие дети, прежде всего приобретают так называемые
лично-бытовые ориентировки. Они должны
знать свое имя, фамилию, возраст, имена,
отчества родителей (и воспитателей); ориентироваться
в помещении своей квартиры (и группы);
знать названия предметов домашнего обихода;
различать и называть свойства предметов.
Дети
4—5 лет более основательно усваивают эти представления,
получают новые; так, ребенок может знакомиться
с другими помещениями детского сада (комнаты
других групп, кухня, кабинет врача, заведующей),
с домом, в котором он живет [9, с.289].
Становятся возможными
организованные прогулки (почти экскурсии).
Их цель — познакомить ребенка с ближайшей
улицей, с некоторыми общественными зданиями
(школой, магазином, театром), понаблюдать
вместе с ним за транспортом. Детям рассказывают
о родном городе, поселке, деревне, о Армии
.
В старшем возрасте эти знания уточняются и закрепляются,
а интересы детей развиваются и направляются
на познание более сложных общественных
явлений (наша Родина, школа, дружба народов).
Важно, что теперь дети знакомятся уже
не с отдельными сторонами изучаемых явлений.
Каждая семья может использовать перечень
этих тем как важный ориентир. Разумеется,
отец или мать не всегда могут строить
занятия с малышом так последовательно
и организованно, как это возможно в детском
саду. Но сам факт внимания к упомянутым
темам должен сыграть положительную роль.
Круг предметов и явлений окружающего,
с которыми следует познакомить старших
дошкольников, довольно велик. Поэтому
целесообразно при работе с детьми давать
им знания в определенной системе.
Так, ознакомление
детей с детским садом, школой, почтой,
библиотекой, магазином и другими культурно-бытовыми
учреждениями может идти примерно одинаково
и включать следующие представления:
а) об общем виде, характерном облике
учреждения, его наименовании, назначении;
б) об основных помещениях учреждения,
их оборудовании, назначении и связи в
едином учреждении;
в) о работающих в учреждениях людях, их
профессиях, орудиях труда, трудовых действиях,
результатах труда и т. д.;
г) о взаимосвязи труда всех работников
этого учреждения. Знакомя детей с любым
видом труда, полезно придерживаться определенной
системы, формируя знания:
о названии профессии (кто варит обед,
строит дом);
о месте работы (где работает повар, строитель);
о материале для труда (что нужно для работы
повару, строителю); об орудиях труда (чем,
с помощью чего работает повар, строитель);
о трудовых действиях (что делает повар,
строитель);
о результатах труда (что получается в
результате работы повара, строителя);
о пользе труда для общества (для кого
варит обед повар, строит дома строитель)
[10, с.145].
Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям.
Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя — формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища.
Дети усваивают обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат определять задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы [12, с.96].
Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным и растениям, но теперь они должны проявлять ее на деле — ухаживая за своими питомцами в уголке природы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются; устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания (у рыбы — плавники, она плавает в воде; у птицы — крылья и ноги, в воздухе она летает, по земле ходит, прыгает).
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
У детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.
Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории — лес, луг, водоем, поле и т. д.) Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных.
Усложнение знание требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности, умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы [13, с.105].