Интегрированные ( межпредметные) занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельностью как средство развития воображения детей с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является: выделить психолого-педагогические условия, способствующие развитию воображения старших дошкольников с помощью интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и ИЗО деятельности.
3) Объект исследования - развитие воображения у старших дошкольников на занятиях рисования.
4) Предмет исследования – интегрированные занятия как средство развития воображения старших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….………………………….……………………………...….3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………...6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития воображения дошкольников……………………………………………………………………..6
1.2 Развитие воображения дошкольников при помощи интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром…………………………….14
1.3 Изобразительная деятельность как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста……………….……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

интегрированные занятия ДИПЛОМ.docx

— 79.44 Кб (Скачать файл)
По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности .
В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.
Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.   Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений [19, с.144].
Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Н.П. Сакулина подчеркивают необходимость развития умений, координированности действий глаз и руки ребёнка.

         В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М.Неменского, Г.Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам.

I этап – обучающий. Цель: непосредственное  обучение основам изображения  с помощью нетрадиционного использования  традиционных материалов; освоение  техники как языка художественно-графических  образов при использовании различных  материалов.

II этап – закрепляющий. Цель: использование  приёмов работы, материалов и  оборудования в соответствии  с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой  мелок и акварель и т.д.).

Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.

На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением [20, с.118]:

Равномерное заполнение листа.

Выделение первого плана.

Передача первого и второго планов (то, что ближе – больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше – меньше и расположено выше на листе бумаги).

Передача движений.

Композиция из нескольких фигур.

Выделение главного размером и цветом.

Элементы загораживания.

Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.

Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

III этап – самостоятельная деятельность  детей в работе с художественными  материалами и реализация творческих  замыслов.

Цель третьего этапа – стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов).

По мнению Н.С. Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность».

Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.

Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.

Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. При создании образов дети используют прием антропоморфизации – одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте [21, с.85].
Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.
«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.
Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п.
Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет [22, с.179].
Все необходимые качества воображения возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.
К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ветлугина ,Н.А. Художественное творчество в детском саду. Кн.для воспитателей дет. сада./ Н.А.Ветлугина - М.: Просвещение, 2003.- 98c.
2. Выготский, Л.С. Воображение в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. 3-е изд./Л.С.Выготский - М.: Просвещение, 1991 .- 93c.
3. Галанов , А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству./А.С.Галанов и др. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 280 с.
4. Григорьева Г.Г.Изобразительная деятельность дошкольников : Уч. для студ. уч. зав.-3-е изд.,исправ. / Г.Г.Григорьева - М.:Академия, 2006.- 272с
5. Гомозова, С.А. Изобразительная деятельность и игра: Сборник комплексных игр-занятий/С.А.Гомозова, Ю.Б. Гомозова. – Мозырь:ООО ИД «Белый Ветер», 2003. -304с.
6. Дьяченко, О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. / О.М. Дьяченко,А.И.Кирилова // Вопросы психологии. 2007. – 451 с.
7. Капустина, Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию./Р.Капустина //Дошкольное воспитание.- 2006. -259 с.
8. Казакова. Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн.для воспитателей дет.сада и родителей./ Т.Г.Казакова -2-е изд.,дораб.-М.: Просвещение, 2006.-359с.
9. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., исправ. и доп./ С. А. Куликова [и др. ].-М.: Издательский центр Академия, 2001.-416 с.
10. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество./Т.С.Комарова - М.: Педагогика, 2000. –  367 с.
11. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 2007. - 253с.
12. Комоед, Н.И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности: пособие для педагогов учреждений , обеспечивающих получение дошкольного образования/Н.И. Комоед. – 2-е изд. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2006. - 399с.
13. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок − дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Кудрявцев, В.Сидельников //Дошкольное воспитание. М- 2005
14. Лобынько, Л.В. Современные подходы к образовательному процессу/Л.В. Лобынько.-Минск:ИВЦ Минфина, 2009.-280с.
Пралеска : программа дошкольного образования/Е. А. Панько [ и др.].-Минск: НИО; Аверсэв, 2007.-320с.
15. Прохорова ,Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л.Прохорова // Дошкольное воспитание.- 2006.  -334 с
16. Рисование, аппликация, детский дизайн для фантазёров/авт.-сост.И.В. Омелящик; под редакцией Е.А. Кислой.- Мозырь: Содействие, 2008.-140с.
17. Беладина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 2005.- 496с.
18. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 2008.- 154с.

19. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.

Информация о работе Интегрированные ( межпредметные) занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельностью как средство развития воображения детей с