Интенсификация обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть приёмы работы с элементами интенсивных методов при обучении иностранному языку в средней школе.
Достижение цели работы предполагает решение нескольких задач:
• дать общую характеристику интенсивным методам обучения иностранным языкам;
• описать элементы интенсивных методов, которые возможно применять на уроках английского языка в средней школе;

Вложенные файлы: 1 файл

елене владимировне.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

    Итак, главной  задачей интенсивного метода  обучения  иностранному  языку является овладение , в условиях жесткого лимита  времени, иностранным  языком как средством общения и  средством  познания, выработать  умения  и  навыки понимания устной речи на иностранном языке в нормальном  (естественном) или близком  к  нормальному  темпе  при  практически   неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике.

   Второй задачей является овладение «словарем аудирования».  Это особый  вид  словаря,  знание, которого реализуется за счет не только реально знакомых, исходных  слов,  но и за счет знаний правил  словообразования.  Он  включает  незнакомые  слова, понятные  вследствии   создания   у   обучаемого   навыка   контекстуального антиципируемого понимания. А это, в свою очередь, возможно при создании у обучаемого внутренней структуры изучаемого иностранного  языка  и  за счет имеющегося у каждого участника общения опыта общения вообще.

Создание  всех  вышеперечисленных  навыков  на  самой начальной стадии обучения является необходимым условием для: а) поддержания высокого  уровня  мотивации  в  обучении,  б) успешности  обучения   и   в)  эффективности, т.е. совпадения целей и результатов обучения.

Суммируя вышесказанное  можно сформулировать  цели  интенсивных  методов ещё и следующим  образом:  обучить  учащихся  навыкам  аудирования  и  говорения  с использованием большого (огромного по сравнению  с  традиционными  методами) лексического материала за короткий (кратчайший по сравнению с  традиционными методами) промежуток времени.

 Третья задача-снятие за счет  самой методики обучения психологических перегрузок.

Четвертая задача- активизации внутренних резервов личности каждого обучаемого (метод активизации, суггестопедия, гипнопедия и др.).

И последней задачей  интенсивного метода обучения мы выделили органическое включение в систему обучения технических средств, что будет являться наиболее перспективным направлением совершенствования методики на ближайшие годы в направлении интенсификации учебного процесса.

Обобщив материалы научно-методической литературы по данному вопросу, мы выделили положительные черты интенсивного метода обучения:

1)максимизация объёмов  учебного материала и усилий преподавателя и учащихся, т.к. интенсивное обучение основано на активизации их деятельности;

2)усвоение большого  объёма материала в сжатые  сроки;

3)широкое применение групповых (коллективных) форм взаимодействия;

4)преодоление психологического барьера, возникающего при искусственном формировании вторичной языковой компетенции в условиях школы и др.

Также проанализировав  и обобщив научно-методическую литературу, мы выделили требующие своего решения проблемы интенсивного обучения:

  • Первая группа проблем связана с разработкой содержания интенсивного обучения на основе современных исследований в области лингвистики, педагогики, психологии. Выдвигая в качестве исходного положения интенсивного обучения ориентацию на обучение общению через общение, отметим недостаточную разработанность таких вопросов, как разграничение самих сфер общения, базовой лексики и речевых образцов для каждой сферы, а также приемов их введения и закрепления.
  • Вторая группа проблем касается более широкого внедрения современных технических средств обучения и аудиовизуальных пособий в систему интенсивного обучения и недостаточная оснащенность специальными техническими средствами обучения.
  • Третья группа проблем связана со сферой применения интенсивных методов. Большинство интенсивных курсов рассчитано на начальный этап обучения и преимущественно сферу повседневного общения. Необходимы учебные пособия для разного контингента обучаемых, построенных на специально отобранном и организованном для конкретных целей учебном материале[9].
  • Четвертая группа проблем связана с контингентом на который рассчитана данная методика, а именно - взрослая аудитория, соответственно она не может применяться в условиях школы без изменений.
  • И пятая группа проблем это очень высокие требования к уровню преподавания, учебные материалы и расписание занятий.  

Таким образом, мы рассмотрели понятие интенсивных методов обучения. В нашей работе под интенсивными методами мы будем понимать напряженность процесса обучения вслед за Г. А. Китайгородской, так как именно она выделила те элементы интенсивных методов, которые можно применять на уроках английского языка в школе.

Также путем сравнительно-сопоставительного  анализа мы выявили сходства и  различия в традиционных и интенсивных  методах обучения. Проанализировав  результаты сравнения мы смогли выделить точки соприкосновения методов, что позволит нам интегрировать элементы интенсивных методов в школьный урок. Результаты мы оформили в таблицу (см. Прил.1).

Затем мы рассмотрели цели и задачи интенсивных методов и пришли к выводу, что интенсивные методы преследуют следующие цель изучения большого количества материала за короткий отрезок времени. Также мы выявили положительные и отрицательные моменты использования интенсивных методов, чтобы сузить количество элементов подлежащих использованию в школе.

                                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Элементы интенсивных методов на уроках английского языка в средней школе.

    Интенсивный   метод  обучения  иностранным   языкам   разрабатывался   и использовался  первоначально   для   взрослой   аудитории.   Возможности   и целесообразность использования его при изучении иностранных языков  в  школе обсуждается с момента  его  появления  и  до  настоящего времени.  Не  имея собственного опыта обучения по интенсивной методике,  приведем  аргументы и выводы преподавателей [2,3,5,20] опубликованные в журнале “Иностранные  языки в школе”.Отметим  сразу,  что  тон  статей  по  этой проблематике заметно менялся.

    Итак, методисты рассматривают возможности применения интенсивных методов в школе по трем аспектам:

    - соотношение  количества учебных часов по  интенсивной  методике  и   по государственному стандарту  средней школы;

    - сравнение  программ обучения;

    - результаты  обучения по обычной и по  интенсивной методике.

    Хронологически, интенсивный метод в средней  школе применялся вначале на  внеклассных   и   кружковых   занятиях.   Понятно,  что   при   внеклассном использовании  интенсивного метода проблема его  соотношения  и  сравнения  с традиционными методиками по трем, указанным выше аспектам, не стоит. Тем  не менее остановимся на этом вопросе подробнее по  материалу  статьи  Денисовой Л.Г. [2].

    Естественно,  что  в  первую  очередь   автор  рассматривает  необходимый минимум  часов  для  проведения  этих  занятий,   и   предлагает   следующее. “Желательный минимум времени - 6 часов в неделю, т.е. 3 занятия  по  2  часа каждое. Если нет возможности  выделить  такое  количество  часов,  можно сократить время занятий до трех часов в неделю, т.е.  3  занятия  по  одному часу.” Итак, даже для внеклассных занятий по интенсивной  методике  в  школе невозможно   выделить   достаточное  количество часов   для    сохранения “интенсивности”,  и  все  остальные  рекомендации  автора   превращаются   в теоретические, абстрактные, неприемлимые для школы рассуждения.

     Аналогично, оценивает  ситуацию  с  применением   интенсивной  методики Н.В.Елухина [5]. “Одним из основных  отличительных признаков интенсивных методов обучения иностранным  языкам  является  концентрированность  учебных занятий: от 10 часов в неделю - полуинтенсивный курс, до 20 часов  в  неделю - умеренно интенсивный курс, 7-9  часов  в  день  -  сверхинтенсивный  курс. Очевидно,” делает вывод автор ”что эти параметры не  соответствуют  условиям обучения в средней школе, где сетка  часов  не  превышает  1  -  6  часов  в неделю, а обучение длится от 7 до 11  лет.”  И  продолжает  “В  этом  случае правомернее  говорить  не  об  интенсивном  обучении  как  таковом,   а   об интенсификации обучения.”

    Однако наиболее  подробно проблему интенсивного  метода в школе исследует Денисова  Л.Г. в  статье  “Место  интенсивной   методики  в  системе  обучения  иностранным  языкам  в  средней   школе”  [3].  Она,  в   частности,   пишет следующее: “Авторы как практических  рекомендаций,  так и методических  статей предлагают разнообразное множество условий,  систем  и подсистем в рамках школьного использования интенсивных методик.  Все это свидетельствует  об успешности применения интенсивных методов на разных  этапах  и  при  наличии самых разнообразных условий обучения в средней школе.’’

       Но  стоит заметить, что интенсивные  методы обучения  используются  не  в  чистом  виде,  а   в  различных комбинациях.  Для  нас  важно  отметить,  что  суггестопедический  метод  в обучении иностранным языкам не игнорируется в этих комбинациях, так как  он, благодаря особой технологии, способен решить ряд учебных  задач  значительно успешнее,  чем  другие  технологии.  Среди  таких  задач  следует   отметить обучение  устным  формам  общения,  повышение  мотивации  обучения,   снятие психологических  барьеров.  В  тех  случаях,  когда  в   программных   целях уделяется значительное  место  устноречевым  формам  общения  - слушанию  и говорению, - можно смело рекомендовать суггестопедию в  качестве  одного  из наиболее успешных подходов для достижения  этих  целей,  например  в  рамках коммуникативного подхода.

       Методика  интенсивного обучения иностранным языкам   первоначально создавалась  для  условий  курсового  обучения.  Запрос  средней школы на интенсивную методику  требует определенной  коррекции теоретических положений, переподготовку учителей и создание новых учебных курсов, соответствующих условиям школьного обучения.

       Условия  обучения иностранным языкам  по интенсивной методике в  средней школе прежде  всего   связаны  с  необходимостью  учета  социально-возрастных особенностей школьников. Экспериментальная    работа    показала,    что интенсивные методы могут использоваться при работе со всеми возрастными группами.

       Учитываются  и особенности организации   учебного  процесса  в  средней  школе: иностранный язык вписывается  в общую сетку часов и   изучается  наряду с  другими   учебными   предметами.   Однако   интенсивное обучение предполагает определенную концентрацию  учебных  часов.

       Помимо  активизации приобретенных  ранее   умений  и  усвоения  больших  объемов учебного материала в  сжатые сроки специфику  школьного   интенсивного курса иностранных языков также  составляют  более  объемные  цели  обучения. Расширить  цели  обучения  позволяет  пролонгированный  характер   школьного интенсивного курса.

       В  самом общем виде цель интенсивных методов определяется прежде всего как обучение устным формам общения на изучаемом языке:  аудированию и говорению. Однако пролонгированность  школьного  интенсивного курса дает возможность  уделить  серьезное  внимание  письменным  формам  общения. Письменное общение предполагает освоение таких видов  речевой  деятельности, как чтение и письмо (письменная речь).

       Расширение  целей  обучения  в  школьном интенсивном курсе предполагает активизацию приобретенных ранее речевых умений,  формирование более высокого уровня коммуникативной компетенции, а также более глубокую систематизацию грамматических знаний учащихся.

       Основополагающими   в  школьном  интенсивном   курсе   можно   считать следующие  положения.

       1.Взаимодействие  суггестопедии   с   коммуникативным,   личностно- деятельностным  и  системным  подходами  в  обучении   иностранным   языкам.

       2.Реализация личности учащегося через  иностранные  языки. 

       3.Максимальная мотивированность учебных ситуаций. Как правило, желая обеспечит мотивацию изучения иностранного языка, учитель объясняет  ученикам перспективу  его  использования  в  будущем.

       4.Положительная   эмоциональная   насыщенность   всех   компонентов обучения.

       В условиях средней школы интенсивная методика в силу своей гибкости, приспособляемости   и   высокой   результативности   обучения   может   быть использована на  любом этапе обучения.

       Средний этап:

       -активизация  приобретенных  ранее  умений  в  сфере  устноречевого общения;

       -организация активного речевого взаимодействия;

       -практическое  освоение  лингвострановедческих  и   социокультурных факторов путем создания коммуникативных условий, близких к естественным;

       -возобновление и поддержание интереса к изучению иностранного  языка и вера в свои силы и способности.

       Основными результативными моментами, подтверждающими эффективность интенсивных методов обучения иностранным языкам, являются:

       1)активное  использование  усвоенных  знаний  и  умений  в  практике устноречевого общения на иностранном языке; учение  использовать  полученный языковый материал не только в собственной речи,  но  и  при  понимании  речи собеседника;

       2)формирование гибкого навыка переноса усвоенных  речевых  единиц  в варьируемые ситуации общения;

Информация о работе Интенсификация обучения