Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.
3-я строка — три глагола;
4-я строка — предложение;
5-я строка — заключительное слово или фраза.
Содержание 2-5-й строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке, например:
День.
Предварительные итоги
По истечении трети или половины всего времени урока ученики собираются вместе.
Проделанная работа анализируется по аспектам, которые определяются предварительно.
Могут быть предложены, например, следующие вопросы:
- Чему я уже научился(лась)?
Какие у меня остались вопросы?
На что обязательно нужно обратить внимание в ближайшее время?
Следует меньше...
Следует больше...
До сих пор я чувствовал(а) себя на этом уроке...
Затем результаты выносятся на общее обсуждение. Важнейшие мнения о проделанной работе и высказанные пожелания относительно дальнейших занятий фиксируются, если с ними согласны все ученики. Запланированные вопросы программы исследуются на предмет их соответствия высказанным учениками интересным предложениям. Нужно выяснить, есть ли пункты, которые можно изменить для более полного соответствия урока требованиям группы, а также определить, что поможет ликвидировать помехи и препятствия в работе.
Групповой обмен впечатлениями
Для подведения итогов ученики собираются в сборные группы по одному от каждой группы, работающей в течение дня. Члены сборных групп рассказывают о результатах работы своей малой группы. Подведение итогов завершается выражением благодарности всем присутствующим за активное сотрудничество.
Примечания:
каждый ученик должен быть активным;
в малочисленных группах слушать гораздо легче, чем на общем обсуждении;
вопросы задаются непосредственно, ответы на них также даются непосредственно и сразу же;
хотя данный метод и отличается высокой интенсивностью работы, времени он требует не больше, чем обычное общее обсуждение.
Иногда при обсуждении наработок групп возникают ситуации, когда задаваемый вопрос звучит потенциально агрессивно («А почему у вас нет...? А вы не назвали...» и т.д.). Такой характер вопросов вызывает закономерную ответную агрессивность тех, кто представляет свое решение задачи (поскольку каждая из групп полагает, что их вариант самый лучший, и с разной степенью умелости защищает свой взгляд на проблему). Вот здесь и создаются условия для формирования и развития таких социально значимых качеств, как толерантность, терпимость, готовность к принятию иных взглядов и т. п.
Учитель должен владеть банком коррекционных приемов для подобных ситуаций: например, почувствовав агрессивный характер вопросов, можно обратиться к спрашивающему: «Попробуйте повторить свой вопрос с другой интонацией», «Вы задаете вопрос или уже даете оценку?», «Можно ли допустить, что хорошее решение нашей проблемы найдено не только в вашей, но и в других группах?» и т.д.
Такие коррекционные диалоги не только помогают поддержанию рабочей обстановки в классе, но и обучают рефлексивному взгляду на свое поведение.
При проведении рефлексии групповой работы следует обратить внимание на внутригрупповые социодинамические отношения, в частности, определить:
Учет описанных выше психолого-педагогических условий организации интерактивного обучения позволит наиболее полно реализовать его развивающий и образовательный потенциал, а также осуществить субъект-субъектный подход в организации учебных взаимодействий.
3 ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
3.1 Дискуссия как метод группового взаимодействия и
ее использование в процессе обучения
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
В обучении дискуссию стали более широко применять в последнее время, в период демократических перемен, когда стал возможен плюрализм мнений в различных областях общественной жизни.
Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия используется в других формах обучения: уроках-семинаров, деловых играх, кейс-технологии. Будучи своеобразной технологией, дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы: «мозговой штурм», анализ ситуаций, синектику и т.д.
В обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.
Являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создает условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки ее участников. Цели проведения дискуссии могут быть весьма разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества.
Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей реше ния проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников.
Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения — диспут (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — «специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции» [26, с. 165].
Дискуссии также нужно отличать от открытых форумов, которые, как правило, посвящены вопросам более спорным и дают возможность выслушать и обсудить все аспекты этих вопросов.
По степени управления различают свободные, не контролируемые ведущим, и направляемые дискуссии. В обучении старшеклассников дискуссия может управляться кем-либо из участников.
Чтобы дискуссия была эффективной, ученикам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.
По сравнению с распространенной в обучении уроков лекционно-семинарской формой обучения дискуссия имеет ряд преимуществ.
3. Обратная
связь с обучающимися. Дискуссия обеспечивает
видение того, насколько хорошо группа
понимает обсуждаемые вопросы, и не требует
применения более формальных методов
оценки. Она также предоставляет членам
группы шанс проверить свои убеждения
и установки, подвергая их испытанию.
Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:
обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы;
моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все
аспекты проблемы;
- демонстрация, характерная для большинства проблем многозначности возможных решений.
3.2 Методика проведения дискуссий
Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии, а именно планирование.
Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии, но можно предусмотреть ее основные этапы и ключевые моменты.
Основные шаги при подготовке к дискуссии
Функции преподавателя во время дискуссии. Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.
Роль учителя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции:
В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени учитель обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью — ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Учитель принимает групповое решение вместе с учениками, подчеркивает вклад каждого ученика в обсуждение, благодарит каждого. Приемы введения в дискуссию: