Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ 123.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

3-я строка — три  глагола;

4-я строка — предложение;

5-я строка — заключительное  слово или фраза.

Содержание 2-5-й строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке, например:

День.

  1. Плодотворный, насыщенный.
  2. Увлекает, проблематизирует, заставляет задуматься.
  3. За этот день я узнала много нового о себе и своих одноклассниках.
  4. Спасибо всем (Хорошо, что все дни такие разные).

Предварительные итоги

По истечении трети или половины всего времени урока ученики собираются вместе.

Проделанная работа анализируется по аспектам, которые определяются предварительно.

Могут быть предложены, например, следующие вопросы:

- Чему я уже научился(лась)?

Какие у меня остались вопросы?

На что обязательно нужно обратить внимание в ближайшее время?

Следует меньше...

Следует больше...

До сих пор я чувствовал(а) себя на этом уроке...

Затем результаты выносятся на общее обсуждение. Важнейшие мнения о проделанной работе и высказанные пожелания относительно дальнейших занятий фиксируются, если с ними согласны все ученики. Запланированные вопросы программы исследуются на предмет их соответствия высказанным учениками интересным предложениям. Нужно выяснить, есть ли пункты, которые можно изменить для более полного соответствия урока требованиям группы, а также определить, что поможет ликвидировать помехи и препятствия в работе.

Групповой обмен впечатлениями

Для подведения итогов ученики собираются в сборные группы по одному от каждой группы, работающей в течение дня. Члены сборных групп рассказывают о результатах работы своей малой группы. Подведение итогов завершается выражением благодарности всем присутствующим за активное сотрудничество.

Примечания:

каждый ученик должен быть активным;

в малочисленных группах слушать гораздо легче, чем на общем обсуждении;

вопросы задаются непосредственно, ответы на них также даются непосредственно и сразу же;

хотя данный метод и отличается высокой интенсивностью работы, времени он требует не больше, чем обычное общее обсуждение.

Иногда при обсуждении наработок групп возникают ситуации, когда задаваемый вопрос звучит потенциально агрессивно («А почему у вас нет...? А вы не назвали...» и т.д.). Такой характер вопросов вызывает закономерную ответную агрессивность тех, кто представляет свое решение задачи (поскольку каждая из групп полагает, что их вариант самый лучший, и с разной степенью умелости защищает свой взгляд на проблему). Вот здесь и создаются условия для формирования и развития таких социально значимых качеств, как толерантность, терпимость, готовность к принятию иных взглядов и т. п.

Учитель должен владеть банком коррекционных приемов для подобных ситуаций: например, почувствовав агрессивный характер вопросов, можно обратиться к спрашивающему: «Попробуйте повторить свой вопрос с другой интонацией», «Вы задаете вопрос или уже даете оценку?», «Можно ли допустить, что хорошее решение нашей проблемы найдено не только в вашей, но и в других группах?» и т.д.

Такие коррекционные диалоги не только помогают поддержанию рабочей обстановки в классе, но и обучают рефлексивному взгляду на свое поведение.

При проведении рефлексии групповой работы следует обратить внимание на внутригрупповые социодинамические  отношения, в частности, определить:

  • какая рабочая атмосфера царит в группе в целом и в микрогруппах;
  • что проявляется в речевом и неречевом поведении учеников: раздраженность и напряжение или удовлетворенность и интерес к делу и людям.

Учет описанных выше психолого-педагогических условий организации интерактивного обучения позволит наиболее полно реализовать его развивающий и образовательный потенциал, а также осуществить субъект-субъектный подход в организации учебных взаимодействий.

 

3 ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

3.1 Дискуссия как метод группового взаимодействия и

ее использование в процессе обучения

 

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

В обучении дискуссию стали более широко применять в последнее время, в период демократических перемен, когда стал возможен плюрализм мнений в различных областях общественной жизни.

Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия используется в других формах обучения: уроках-семинаров, деловых играх, кейс-технологии. Будучи своеобразной технологией, дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы: «мозговой штурм», анализ ситуаций, синектику и т.д.

В обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.

Являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создает условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки ее участников. Цели проведения дискуссии могут быть весьма разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества.

Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей реше ния проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников.


Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения — диспут (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — «специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции» [26, с. 165].

Дискуссии также нужно отличать от открытых форумов, которые, как правило, посвящены вопросам более спорным и дают возможность выслушать и обсудить все аспекты этих вопросов.

По степени управления различают свободные, не контролируемые ведущим, и направляемые дискуссии. В обучении старшеклассников дискуссия может управляться кем-либо из участников.

Чтобы дискуссия была эффективной, ученикам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.

По сравнению с распространенной в обучении уроков лекционно-семинарской формой обучения дискуссия имеет ряд преимуществ.

  1. Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Хотя лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект, особенно в случаях, когда обсуждаемый материал идет вразрез с установками некоторых членов группы учеников либо включает неприятные или спорные вопросы. Активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки.
  2. Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся. Активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе. Как правило, дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, но почти всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая присоединиться к обсуждению. Однако если группа, тема и вопросы тщательно подобраны, то отдельным участникам становится очень трудно уклониться и не внести свой вклад в дискуссию.

3. Обратная связь с обучающимися. Дискуссия обеспечивает 
видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию.

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:

обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы;

моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все

аспекты проблемы;

- демонстрация, характерная для большинства проблем многозначности возможных решений.

 

3.2 Методика проведения дискуссий

 

Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии, а именно планирование.

Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии, но можно предусмотреть ее основные этапы и ключевые моменты.

Основные шаги при подготовке к дискуссии

  1. Выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблемный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки взрослой аудитории) и состав участников.
  2. Определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литературу, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Для выяснения мнений по всем вопросам должно быть выделено достаточное количество времени, однако не настолько большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к обсуждаемой проблеме. Любые временные рамки должны четко оговариваться перед началом дискуссии.
  3. Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон.
  4. Продумать основные способы и вопросы для контроля за ходом и направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и стимулирования активности участников.
  5. Определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого оборудование.

Функции преподавателя во время дискуссии. Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.

Роль учителя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции:

  • сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т.е. показать значимость проблемы для учеников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты, определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональной практики;
  • создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений. Важно, чтобы ученикам, находящимся в классе, было легко устанавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число участников было минимальным (25-30 учеников).
  • сформулировать вместе с учениками правила ведения дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронтации; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию) [68, с. 112];
  • добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы;
  • мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя учеников в оборонительную позицию;
  • руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень активности всех участников, соблюдать регламент, тактично останавливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, подключать пассивных учеников;
  • мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы;
  • оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать движения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло.

В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени учитель обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью — ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Учитель принимает групповое решение вместе с учениками, подчеркивает вклад каждого ученика в обсуждение, благодарит каждого. Приемы  введения в дискуссию:

Информация о работе Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся