Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.
Низкий уровень: незнание географических объектов, понятий, правил. Дети не контролируют свое поведение, не могут слушать друг друга. Сформирован низкий уровень знаний и культуры.
После проведённых серии уроков с интерактивными методами и формами обучения был проведён срез знаний в 9 «А», и в 9 «Б» где занятия проводились в обычном режиме. Срез знаний показал, что в 9 «А» уровень подготовки на много превышал уровень параллельного 9 «Б» класса.
Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить об образованности учащегося, нами были составлены вопросы.
Анкета- опрос.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1. Одно из крупнейших нефтяных месторождений мира, расположенное в Казахстане - Тенгизское
согласен
2. Сколько в Казахстане действует иностранных авиакомпаний? (15)
согласен
3. Какой экономический район находится на первом месте по численности населения? Южный
согласен
4. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен
5. Одно из крупнейших в мире месторождений цветных металлов, находящееся в Казахстане? Большой Жезказган
согласен
согласен
согласен
согласен
Для выявления уровня образованности на уроках географии и географических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Данные обрабатывались по трем критериям:
Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1- Данные экспериментального изучения уровня образованности на уроках географии
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Учащийся, № |
Количество правильных ответов |
Учащийся, № |
Количество правильных ответов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
7 5 4 4 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 1 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
6 5 4 4 4 3 3 3 3 3 3 2 2 2 1 |
Высоким считается уровень, когда из предложенных вопросов на 7 учащиеся давали правильный ответ. К среднему мы отнесли от 4 до 6 верных ответов. Низкий уровень – 1-3 верных ответа.
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
Контрольная группа:
7 – 8 правильных ответов - высокий уровень – 1 человек
4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 3 человека
1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 11 человек
F / N * 100%,
где F – количество верных ответов
N – количество учащихся.
1/15*100% = 14%
3/15*100% = 15%
11/15*100% = 71%
Экспериментальная группа:
7 – 8 правильных ответов - высокий уровень – 0 человек
4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 5 человека
1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 10 человек
F / N * 100%,
где F – количество верных ответов
N – количество учащихся.
0/15*100% = 0%
5/15*100% = 4%
10/15*100% = 96%
Диаграмма 1
Рисунок 1.
Выявление уровня образованности на уроках географии
в 9 «А» и 9 «Б»
По полученным данным мы видим, что доля учащихся с высоким уровнем образованности на уроках географии составила в обеих группах 71% - 96%, со средним уровнем 15% - 4%, с низким уровнем 14%-0%.
Таким образом, подводя итоги опроса мы можем сделать вывод о том, что, говоря об образованности учащихся на уроках географии можно констатировать, что у учащихся 9 «Б» знания находятся на низком уровне, по сравнению с 9 «А», где проводились систематические занятия с использованием интерактивных элементов новых педагогических технологий.
Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что, если систематически использовать интерактивные методы и формы обучения на уроках географии, то:
Кроме образовательных и развивающих задач, такие уроки вырабатывают навыки демократического общения, уважительного отношения друг к другу. [34]
С учащимися 9 классов было проведена рефлексия в форме анкетирования. В анкете предлагалось ответить на три вопроса, одним из первых вопросов был следующий:
Вопросы рефлексии:
Каким образом, учащимся легче усваивать новый материал?
Какие уроки наиболее им интересны? Почему?
Какие формы, методы помогают им сформировать взгляды на проблемы в обществе?
Опрос проводился среди всех учащихся, поэтому присутствовали представители двух классов. Количество учащихся, можно сказать, равномерно распределились по классам (в 9 «А»-25 учащихся, в 9 «Б» - 24 учащихся).
На первый вопрос 66% ответили, что применение нестандартных форм обучения помогают легче усвоить новый материал. 24% ответили, что им легче, когда новый материал «разжевывают» и раскладывают по полочкам сами учителя. 18% - ответили, что им совершено безразлично.2 % - привыкли сами заучивать по учебнику. (см.рисунок2 диаграмма 1, 2)
(1)-66% - с применением интерактивных методов
(2)-24% - традиционным методом
(3)-10% - безразлично
(4)-2% - самостоятельно
Рисунок 2.
Результаты анкетирования учащихся 9 классов по рефлексии (вопрос -)1
На второй вопрос 50% выбрали географию, объясняя свой выбор тем, что учитель интересно объясняет, применяет интересные формы обучения.
20% интересным предметом для них является информатика, нравится работать на компьютерах, заниматься по электронным учебникам.
18% выбрали казахский язык, так как это государственный язык и его очень важно знать для будущего
12% историю, мотивируя тем, что учитель эрудирован, приводит много различных интересных фактов.
(1)-50% - география
(2)-20% - информатика
(3)-18% - казахский язык
(4)-12% - история
Рисунок 2 .
Результаты анкетирования учащихся 9 классов по рефлексии (вопрос-2)
На третий вопрос 82% выбрали уроки с использованием различных видов дискуссий, т.к дискуссия учит работать над своим усовершенствованием, 18 % - другие интерактивные методы. Вот примеры.
«Я считаю, что действительно дискуссия помогает формировать взгляды на проблемы занятия » (Сейтенова Айгерим).
«Во время дискуссии, когда пишешь, то параллельно раздумываешь, предоставляешь различные точки зрения, а в итоге формируешь свою. Еще для проведения урока географии мы самостоятельно изучаем много интересно материала…»(Джубандыкова Асель).
«Работа вызывала у меня по началу много трудностей. Мне было интересно работать с научно-популярной литературой. Я широко использовала свои учебные навыки при отборе и обобщении научной информации, ее систематизации. Проблемы, которые раскрывались в уроке, сильно затронули меня, не оставили равнодушной. Поэтому, я считаю, что такие занятия нам необходимы» (Каратеева Нина)
Исследования.
Анализ деятельности учителей.
Кроме анкетирования учащихся устно общались и беседовали с учителями естественнонаучного цикла, также проводили анкетирование.
Первые пункты анкеты носят общий характер, здесь выясняется, с каким классом на данном этапе работает учитель, а также педагогический - стаж.
Таблица 3.
Данные ответов учителей по итогам анкетирования
Формулировка Вопроса
|
Ответы |
Количество ответивших | |||
Начальное звено |
Среднее звено |
Старшее звено |
Всего | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 Школа |
Боровская СШ |
3 |
8 |
6 |
17 |
2 С каким классами работаете |
3-и классы 9-е классы 10-е классы 11-е классы |
3 - - - |
- 6 2 1 |
- 2 1 2 |
3 8 3 3 |
3 Ваш педагогический стаж |
От 6 до 10 лет От 11 до 15 лет От 26 до 30 лет |
1ч 1 ч 1 ч |
1 ч 3 ч 4ч |
1 ч 4 ч 1ч |
3 ч 8 ч 6 ч |