Интерактивное обучение -как форма организации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:49, реферат

Краткое описание

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1.
1.1.Основные характеристики «Интерактива» стр.5
1.2.Задачи интерактивного обучения стр.9
1.3.Технологии интерактивного обучения стр.10
Заключение стр.19
Список литературы стр.20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему «Интерактивное обучение -как форма организации п.doc

— 95.11 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Владимирский институт повышения  квалификации работников образования

Кафедра  математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Интерактивное обучение -как форма организации познавательной деятельности учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

учитель математики

О.В. Трыкина

 

 

 

 

 

 

Вязники

2010

 

Содержание:

Введение                                                                   стр.3

Глава 1.

1.1.Основные характеристики  «Интерактива»    стр.5

1.2.Задачи интерактивного обучения                   стр.9

1.3.Технологии интерактивного  обучения           стр.10

Заключение                                                             стр.19

                    Список литературы                                                 стр.20

Приложение (таблицы, схемы, иллюстрации, фото)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое интерактивное обучение? Введение

 

Актуальной задачей  современной школы является реализация компетентностного подхода в  образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Вопросы активизации  учения школьников относятся  к   числу  наиболее значимых  проблем  современной педагогической науки  и  практики.  Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение  и развитие  носят  деятельностный  характер   и   от   качества   учения   как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Современные учебники, пособия  для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.

Принцип активности ребенка  в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под  этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия  и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года

 

 

разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.

Каким же образом  нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?

Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование  учебного материала к учебным  возможностям учащего и др. Современная  образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Эффективность образования  всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель  по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов — он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

 По-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться.

Основные методические инновации связаны с применением  активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания .

 

 

 

 

Основные характеристики "интерактива".

Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход является наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

   Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно  видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Традиционно выделяется три стороны общения.

–    информативную (обмен информацией);

–   интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

–   перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда  в нем присутствуют все три названные стороны.

Общение может проходить  как на вербальном, так и невербальном уровне.

 

 

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения  наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, такие как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.

Сотрудничество рассматривается  психологией как особая форма  человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия действенной обратной связи, реакции на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.).

Психические механизмы  совместной деятельности опираются на фундаментальные личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении. В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для подростков 10-15 лет.  

 Структуру учебных  взаимодействий можно рассматривать  с разных точек зрения. Прежде  всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.

 

 

В первых двух случаях  построение аналогичное (учитель  -   ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация  учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

·        конкретно-познавательную, которая  связана с непосредственной учебной  ситуацией;

·        коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

·        социально-ориентационную, воспитывающую  гражданские качества, необходимые  для адекватной социализации индивида в сообществе.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

 

 

 

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что  каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию  и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению  общих, но значимых для каждого участника  задач. Интерактив исключает доминирование  как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивное обучение одновременно решает несколько  задач:

 

- развивает коммуникативные  умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

 

- решает информационную  задачу, поскольку обеспечивает  учащихся необходимой информацией,  без которой невозможно реализовывать  совместную деятельность;

 

- развивает общие учебные  умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

 

- обеспечивает воспитательную  задачу, поскольку приучает работать  в команде, прислушиваться к  чужому мнению.

 

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

 

Что представляют собой  формы интерактивного обучения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии  интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых  группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего  имени.

11)Ролевая (деловая) игра.

12)Метод пресс.

13)Займи позицию.

14)Дискуссия.

15)Дебаты.

В настоящее время  методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой  работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

 

определить пути решения вопроса  или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты  или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Информация о работе Интерактивное обучение -как форма организации познавательной деятельности учащихся