Интерактивное обучение -как форма организации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:49, реферат

Краткое описание

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1.
1.1.Основные характеристики «Интерактива» стр.5
1.2.Задачи интерактивного обучения стр.9
1.3.Технологии интерактивного обучения стр.10
Заключение стр.19
Список литературы стр.20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему «Интерактивное обучение -как форма организации п.doc

— 95.11 Кб (Скачать файл)

Что дает этот организационный прием  школьникам?

Он дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль, 

- как улаживают назревающий  конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т. д.

Как же на практике осуществлять интерактивное  обучение? Перечислим некоторые правила, которые полезно учесть, приступая  к организации интерактивного обучения на уроках математики.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

С другой стороны, освоение учителями  активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность

 

поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить "елочкой", чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой  работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход  работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры,  порядок работы;

- в случае крайней  необходимости оказывает помощь  отдельным учащимся или группе. 

 

 

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для  уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации.  Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

Как показывает опыт, групповая  работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

Творческие  задания

Под творческими заданиями  мы будем понимать такие учебные  задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги,

 

друга, позволяют создать  фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

не имеет однозначного и односложного ответа или решения

является практическим и полезным для учащихся

связано с жизнью учащихся

вызывает интерес у  учащихся

максимально служит целям обучения

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные  задания.

Для образовательных  проектов сегодня особенно актуальны  мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания.

«Игровая  деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил»   
  Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.  
 Интерактивные дидактические игры по математике можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя

Активность детей в  определённое русло.  
  Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который

 

является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.    
  Целесообразность использования интерактивных дидактических игр на разных этапах урока различна.  
Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.  
  Определение места интерактивной дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации.   
  В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.  
  Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче  будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.  
  Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.  
  Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных учебных ситуациях. 

 

 

 

Интерактивные тренажеры по математике предназначены для самостоятельного обучения и контроля знаний учащихся средней школы.

3-5 вариантов постановки  вопроса и неограниченное количество  изменений численных значений  используемых объектов обеспечивает  эффективную тренировку учеников  в счете и решении типовых  задач. 
  Тренажер помогает поднять уровень знаний по математике и сформировать у учащихся интерес к предмету. 

 Режим обучения  предназначен для использования  учеником во время учебного  процесса.  
  Вы выбираете тему, а тренажер генерирует задание.  
  Каждое последующее задание по теме отличается от предыдущего параметрами, условием и формулировкой вопроса.  
  В режиме контроля формируется группа из нескольких заданий, решение которых позволяет объективно оценить знания ученика по предмету.

В настоящее  время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподаваниематематики. При этом наибольший эффект достигается при использовании компьютеров в обучении решению стандартных задач различного класса. Это объясняется тем, что в процессе обучения организуется активный диалог компьютера с пользователем в удобном для него режиме.  
Обучаемому предлагается задача для решения, тип и сложность которой он может выбрать самостоятельно. При этом он может воспользоваться различными видами помощи. Если он не знает, как решать данную задачу, ему может быть продемонстрировано подробное, методически обоснованное решение данной задачи. После этого обучаемый может попытаться решить аналогичную задачу или перейти на более простой уровень решения задач.    
  Использование компьютерных обучающих, развивающих и контролирующих программ на уроках математики позволяет  формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции как учебно-познавательные и информационные. 

 

 

 Каждый  конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств.  
  Так, на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения.  
  На уроках закрепления хорошо использовать программы-тренажеры - для закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков.  
  На контрольном уроке компьютер может проверить, насколько ученик усвоил пройденный материал.  
  Кроме этих трех основных типов программ, могут быть и другие: обобщающие, игровые, комбинированные.   При использовании компьютера как средства обучения, можно выделить следующие положительные моменты:  
компьютерные технологии повышают мотивацию учения;  
позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение;  
создают условия для самостоятельной работы;  
способствуют выработке самооценки у учащихся;  
создают комфортную среду обучения;  
служат справочником, обучающим устройством и тренажером.

          Поистине революционным изобретением признана учителями интерактивная доска как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика 
Интерактивная доска  предоставляет возможность делать и сохранять Ваши действия (пометки) во время проведения презентации поверх изображения, распечатать копию доски на принтере или сохранить в электронном виде на компьютере. 
    Интерактивная электронная доска имеет твердую, износостойкую поверхность. Электронный карандаш  используется вместо мыши - для простого, удобного, точного доступа к мульти-медиа ресурсам.

 

Содержащее большое  многообразие функций, интуитивно понятное, имеющее встроенные библиотеки и  дополнительные модули программное  обеспечение - предназначено не только для презентационных целей. 
 Многочисленные ресурсы открывают возможности преподавателям и ученикам достичь цели обучения.  
   Математика - специальные инструменты, такие как графика, можно найти в ресурсах прилагаемой библиотеки. Это позволяет учителю использовать диаграммы для подготовки примеров и задач. Можно скрыть слова в тексте и обсудить с учащимся, какие по их мнению слова скрыты и какие было бы целесообразно открыть.  
  Ссылки на звук и видео клипы могут быть добавлены к любой ситуации. Рисование диаграммы будет облегчено за счет доступности и банка готовых аннотаций и фотографий.  
 Переходы на различные страницы занятия, возможность использования Интернета помогут оживить Ваш урок и посмотреть математические сайты.  
 Использование звукозаписей через интерактивный экран во время показа текста на экран предоставляют возможность учащимся чтения и практики прослушивания одновременно. 
 Использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.  
Программное обеспечение, идущее в комплекте с интерактивными досками, позволяет создавать учебные пособия на основе богатой коллекции наглядных изображений по всем школьным предметам. Лицензионное соглашение дает возможность установить его на любой школьный компьютер для предварительной подготовки уроков. 
На занятиях в классе появиться возможность работать совместно, проецировать на большой экран доски цифровую информацию, делать

 

снимки наиболее важного  содержания и затем загружать  прямо на сайт – это способствует включению каждого учащегося  в работу над учебным материалом/проектом и дает бесценный живой практический опыт. Благодаря мультимедийным возможностям доски школьники представляют результаты групповых проектов в живой интерактивной форме. Что примечательно, учащиеся начинают работать очень творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная. В результате — активный и включенный в работу класс.  
  Математика – наука сложная, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной. 
                                       Выводы:

Информация о работе Интерактивное обучение -как форма организации познавательной деятельности учащихся