Интерактивное обучение на уроках информатики в 5-6 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение технологий интерактивного обучения.
В ходе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
проанализировать научную литературу по теме курсовой работы;
разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования интерактивного обучения.
изучить формы и методы организации интерактивног обучения

Содержание

Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий на уроках информатики…………………………………………………..5
1.1.Особенности современного урока информатики………………..5
1.2.Особенности интерактивного обучения…………………………12
Глава 2. Методические аспекты использования интерактивных технологий в образовательном процессе на уроках информатики…………………17
2.1.Принципы организации интерактивного обучения на уроках информатики…………………………………………………………………….17
2.2. Технологии интерактивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики……………………………………………….20
Заключение…………….………………………………………………….27
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ И

КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК

 

Кафедра прикладной математики и информационных технологий

Специальность(050201.65) – Математика и информатика

 

Курсовая  работа

по дисциплине: методика преподавания информатики

на тему:

«Интерактивное  обучение на уроках информатики в 5-6 классах»

 

Выполнил:

студент группы МИ – 4

Володина Кристина Олеговна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель

 кафедры  прикладной  математики

 и информационных  технологий

Крутиков Максим Андреевич

 

 

Липецк, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….………..3

Глава 1. Теоретические  аспекты использования интерактивных  технологий на уроках информатики…………………………………………………..5

     1.1.Особенности современного урока информатики………………..5

1.2.Особенности интерактивного обучения…………………………12

Глава 2. Методические аспекты использования интерактивных  технологий в образовательном процессе на уроках информатики…………………17

2.1.Принципы организации интерактивного обучения на уроках информатики…………………………………………………………………….17

2.2. Технологии  интерактивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики……………………………………………….20

Заключение…………….………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………….28

Приложение……………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Перед начальным  профессиональным образованием стоит вопрос: как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у учащихся активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие. Интерактивные методы является теми, которые могут решить данный вопрос.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный  процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Изучение информатики  с использованием интерактивных  методов позволяет активизировать познавательную активность учащихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывают навыки работы в коллективе, развивают и формируют коммуникативные навыки, а самое важное повышают учебную мотивацию.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке информатики и ИКТ не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и кабинета информатики в частности, осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.

В современной школе  применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И  правильное использование в учебном  процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски.

Появилась возможность  использовать мультимедийную и интерактивную технику на уроках информатики и ИКТ, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроках информатики и ИКТ. Таким образом, стоит отметить необходимость и новизну написания работ по данной тематике.

Цель курсовой работы: изучение технологий интерактивного обучения.

В ходе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:

        • проанализировать научную литературу по теме курсовой работы;
        • разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования интерактивного обучения.
        • изучить формы и методы организации интерактивног обучения

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования  интерактивных технологий на уроках информатики

1.1.Особенности  современного урока информатики

Среди общих  требований, которым должен отвечать качественный современный урок, — использование новейших достижений науки. Однако огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие информации, которое предоставляет всемирная сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения. Необходимо приспособить новые информационные возможности к рамкам традиционного урока, и в этом смысле уместно говорить о компьютерном уроке как о новой форме организации обучения [13].

 Важнейшей особенностью курса «Информатика и ИКТ» является систематическая работа школьников на компьютере, вследствие уроки можно классифицировать по объему и характеру использования компьютера: демонстрация, лабораторная работа, практикум.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран, интерактивную доску, учитель предъявляет учебные элементы содержания курса (графические, фото-, видеоматериалы) в форме презентации. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется разнообразием технических средств визуализации и компьютерных программ учебного назначения (мультимедийные уроки-лекции, демонстрационные и информационно-справочные программы). Основная дидактическая функция демонстрации — формирование новых понятий и способов действий.

Лабораторная  работа. Все учащиеся работают на своих рабочих местах с программными средствами, дидактическое назначение которых может быть различным: освоение нового материала (компьютерные обучающие среды, моделирующие программы, экспертные системы учебного назначения, информационно-поисковые системы), закрепление нового материала (программы-тренажеры, программы-репетиторы, программы-решебники), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (контролирующие и тестирующие программы, компьютерные учебные игры). Роль учителя во время лабораторной работы — наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи (консультирование). Такого рода занятия применяются в целях совершенствования знаний, умений и навыков, их формирования, обобщения, систематизации и целенаправленного применения, а также текущего контроля за успешностью обучения школьников.

Практикум (или учебно-исследовательская практика). Учащиеся получают индивидуальные задания для протяженной самостоятельной работы (в течение оного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, практикумы применяются для окончательного закрепления практических и учебных навыков и умений, а также проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов (тем) курса. С этой целью могут применяться различные моделирующие программы, в том числе интерактивные конструкторы, создающие креативную обстановку для исследования свойств объектов, экспертные системы учебного назначения, генерирующие и расчетно-вычислительные программы. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь.

В последние  годы в старшей школе стали  вводить элементы лекционно-семинарской системы. В зависимости от способа проведения выделяют: информационные лекции — изложение материала с использованием мультимедийных презентаций, анимированных графических объектов, рисунков, таблиц, схем и т.д.; визуальные лекции — предъявление материала преимущественно техническими средствами: видео- и звуковые клипы, мультимедийные демонстрации экспериментов с кратким комментированием; лекции-консультации — эффективны при изучении темы с ярко выраженной практической направленностью. В качестве технической поддержки помимо мультимедийных презентаций можно использовать фрагменты электронных учебников, мультимедийных энциклопедий, интернет-ресурсы образовательного назначения.

Урок-семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную деятельность по отработке содержания учебного материала, первоначальное знакомство с которым произошло на лекции [6]. Работа осуществляется под руководством учителя, который предлагает учащимся серию разноуровневых заданий (вопросов), ответов на которые нет в учебнике, требующих от учащихся определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками — от репродуктивного до творческого. Учащиеся разбиваются на группы, причем в каждой выделяется консультант-координатор и по результатам жеребьевки получают комплект заданий, на выполнение которых отводится определенное время (15 — 25 мин). Форма представления материала должна быть определена заранее. Для ответа на вопросы семинара учащиеся могут пользоваться конспектами лекций, различными информационно-поисковыми системами, электронными энциклопедиями и справочниками, консультироваться с учителем. Затем каждая группа выступает с сообщением, после чего все участники семинара принимают участие в обсуждении. 
          Действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала и углубление знаний по наиболее важным проблемам какого-либо раздела (нескольких родственных тем) курса, является учебная конференция. Это разновидность урока-семинара. Она требует большой подготовительной работы, связанной с умениями работать с различными источниками информации, искать ответы на поставленные вопросы, вырабатывать собственную точку зрения, владеть технологиями об работки текста, графики, звука для того, чтобы подготовить мультимедийное сопровождение своего доклада, сжато и выразительно изложить свои мысли. Тематика учебных конференций может выходить за рамки учебных программ. Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним школьники приобретают навыки самостоятельной работы с электронными образовательными ресурсами, применяют теоретические и технологические знания для решения конкретных задач.

По завершении работы над крупной темой (разделом) курса либо в случае, когда материал данного раздела уже изучался ранее, проводится зачетный урок. Он может состоять из двух частей: обучающей (до 15 мин), во время которой проводится индивидуальный опрос-беседа по основным вопросам пройденной темы в сочетании с самостоятельной работой всех учащихся по решению наиболее типичных задач и контролирующей (до 30 мин), предназначенной для выполнения «сквозного» письменного задания. На таком уроке от учащихся потребуются умения обобщать и систематизировать полученные знания.

Одной из форм организации  обучения, воспитания и развития личности является дидактическая игра, которую можно применять как в урочное, так и во внеурочное время. Особый вид игры — компьютерная обучающая игра. Она может проводиться перед новой темой, чтобы стимулировать мотивы учебной деятельности, активизировать и интенсифицировать процесс обучения и подготовить учащихся к восприятию нового материала; после объяснения новой темы для закрепления полученных знаний; после изучения раздела в целях обобщения, систематизации и контроля. Компьютерная обучающая игра имеет определенную логическую структуру, в которой выделяют оперативный, тактический и стратегический уровни. В старшей школе используется деловая игра, имеющая цель усиления практической направленности обучения, творческого применения и закрепления полученных знаний.

Таким образом, в современном уроке по информатике  по сравнению с традиционным уроком существенно изменяется топология урока.

Помимо указанных  отличий, В. В. Малев выделяет следующие особенности современного урока информатики [3].

1. Школьная информатика  — самая молодая из всех  школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержательной области, ни по целям обучения, хотя часто проводят параллель между математикой, физикой и информатикой. Без сомнения, определенное сходство имеется и в способе организации учебного материала (теория — решение задач), и в методике обучения, тем более что начинали преподавать этот предмет в уже далеких 80-х гг. учителя математики и физики, профессиональные программисты, научные сотрудники из НИИ .  
          2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний — физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер.  
          3. Продолжительное отсутствие Государственного стандарта , единых программ, общепринятой терминологии.

Информация о работе Интерактивное обучение на уроках информатики в 5-6 классах