Интерактивное обучение на уроках информатики в 5-6 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение технологий интерактивного обучения.
В ходе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
проанализировать научную литературу по теме курсовой работы;
разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования интерактивного обучения.
изучить формы и методы организации интерактивног обучения

Содержание

Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий на уроках информатики…………………………………………………..5
1.1.Особенности современного урока информатики………………..5
1.2.Особенности интерактивного обучения…………………………12
Глава 2. Методические аспекты использования интерактивных технологий в образовательном процессе на уроках информатики…………………17
2.1.Принципы организации интерактивного обучения на уроках информатики…………………………………………………………………….17
2.2. Технологии интерактивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики……………………………………………….20
Заключение…………….………………………………………………….27
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

Все эти достоинства  интерактивных досок действительно  позволяют поднять степень вовлеченности студентов в процесс обучения на качественно новый уровень.

Кроме отмеченных достоинств, были выявлены и отдельные недостатки. Один из главных недостатков интерактивной доски – заранее заданная ограниченность отображаемой информации, ведь сама по себе любая интерактивная доска позволяет задействовать только заблаговременно подготовленные на компьютере и записанные в его память изображения. К другим недостаткам относится определенная сложность освоения при нехватке учебно-методического обеспечения процесса обучения и необходимость преподавателю работать у доски под ярким световым лучом от видеопроектора.

Несмотря на то, что  интерактивные доски имеют очевидные  достоинства и явные недостатки, они являются еще одним средством активизации учебного процесса, их применение облегчает труд пользователей и дает возможность разнообразить учебный процесс, делая его более интересным и насыщенным, приобщает пользователей к использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены методы обучения информатике с использованием интерактивного обучения. Были достигнуты поставленные задачи.

Обратим внимание на тот факт, что в целостном  процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

    1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
    2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2002.
    3. Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие [Текст] / В. В. Малев. - Воронеж: ВГПУ, 2005.
    4. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.
    5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
    6. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: «Просвещение», 1983.
    7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005.
    8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств: Издательство: НИИ школьных технологий, 2005.
    9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998.
    10. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
    11. Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие [Текст] / Н. В. Софронова. – М.: Высш. шк., 2004.
    12. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
    13. Теория и методика обучения информатике: учебник [Текст] / [М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.]; под ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
    14. Угринович Н.Д Информатика и информационные технологии: 10-11 кл. Уч. пособие. - М.: "Бином", 2009.
    15. Шардаков М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников в компьютерном обучении. - М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Интерактивный урок информатики по теме:  «Разветвляющиеся алгоритмы».

Краткая аннотация урока:

Учебный предмет – информатика.

Уровень образования школьников: 9 класс общеобразовательной школы, второй год изучения предмета.

Раздел  программы: Программное обеспечение информационных технологий. Алгоритмы.  
Место урока в изучении раздела: четвёртый урок; до этого были рассмотрены понятие и свойства алгоритмов, формы представления алгоритмов, линейная алгоритмическая структура, понятия исполнителя алгоритмов, системы команд исполнителя; учащиеся получили первичные представления о трёх основных алгоритмических структурах (линейной, разветвляющейся и циклической), научились исполнять алгоритмы линейной структуры.

Форма учебной работы – классно-урочная.

Продолжительность урока: 45 минут.

Технологические особенности:

Дидактическое оснащение урока и ТСО: компьютер  учителя, проектор, интерактивная доска, программа Smart  Board  (Notebook), цифровое пособие к уроку для интерактивной доски  “Разветвляющиеся алгоритмы”, рабочие листы учащихся, компьютеры учащихся для выполнения групповой работы, файл Задание8.notebook на каждый ученический компьютер,  на доске: тема и цели урока.

Основные  понятия:  разветвляющийся алгоритм, ветвление, полное, неполное, многовариантное ветвление.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения:  традиционный урок.

Методы  обучения:  фронтальный, индивидуальный, групповой, наглядно-практический.  
Приобретаемые навыки детей: применение  знаний об алгоритмах разветвляющейся структуры к решению математических и других задач, создание алгоритмических моделей решения задач с ветвлением, развитие способностей  алгоритмически мыслить, совершенствование умений работать самостоятельно и в группах.

Формы организации работы детей: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа. 
Задачи урока:    

 учебные: 

  • Закрепить с учащимися понятия алгоритма, исполнителя, системы команд исполнителя, типы и способы представления алгоритмов.
  • Подробнее познакомить учащихся с разветвляющимся алгоритмом. Рассмотреть полную, неполную и многовариантную  формы ветвления.
  • Научить представлению алгоритмов в виде блок-схем, выполнению алгоритмов с заполнением таблицы

 

    развивающие: 

  • Развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения.
  • Развивать образное, критическое, дивергентное мышление.

 

    воспитательные:

  • Повышение мотивации учащихся на уроке.
  • Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися.
  • Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
  • Формирование  алгоритмического мышления.

Методическое  обеспечение урока:

  • раздаточные материалы  «Рабочий лист учащегося»(приложение 2);
  • демонстрационные материалы для смарт-доски (приложение 1);
  • файл Задание8.notebook  для групповой работы.

Содержание  страниц демонстрационных материалов для смарт-доски:

  • Тема и цели урока.

 

 Задания для повторения.

8. Основные понятия  урока. Общий вид ветвления.

9-12. Задания  для первичного закрепления основных  понятий.

13. Блок-схемы  с ветвлением. Организация многовариантного ветвления.

14-15. Задание  на применение блок-схем с ветвлением.

16-17. Задание  для самостоятельной работы учащихся.

18-19. Задание  для групповой работы учащихся.

20. Задание домашней  работы.

Литература:

Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.

 

№ 
п/п

Этапы урока

Время

№ страницы

1

Организационный момент

2 минуты 

№1.

 

2

Повторение  изученного материала

10 минут

№2-№7

3

Изучение нового материала.

10 минут

№8-№13

Закрепление изученного материала.

10 минут

№14-№17

5

Групповая работа

6 минут

№18-№19

6

Итоги урока. Рефлексия.

5 минут

 

 

7

Инструктаж. Домашнее задание

2 минуты

№20


Ход урока

    • Организационный момент.  Уточнение отсутствующих. Сообщение темы и целей урока. Страница 1.
    • Повторение изученного материала. На предыдущих уроках вы познакомились с понятием и свойствами алгоритмов, формами представления алгоритмов, линейной алгоритмической структурой, понятиями исполнителя алгоритмов, системы команд исполнителя; вы получили первичные представления о трёх основных алгоритмических структурах. Сейчас я прошу вас вспомнить эти понятия. Учащимся предлагается выполнить задания 1-3 (с. 2-7) демонстрационного материала для смарт-доски. Метод работы – перетаскивание объектов. Задания 1-2 выполняются у доски (по желанию), затем класс анализирует правильность выполнения заданий.

 

Задание 3 предлагается выполнить самостоятельно в рабочих  листах, затем методом взаимопроверки выполнить проверку по готовому образцу (с.6-7).

    • Изучение нового материала.

Учащимся предлагается познакомиться с понятиями разветвляющегося алгоритма и ветвления, с общим видом записи ветвления на алгоритмическом языке (с. 8)

Для первичного закрепления новых понятий предлагается выполнить у доски задание 4 (с.9-10). У доски поочерёдно работают 6 учеников.

 

 

Задание 5  (с.11-12) предлагается выполнить самостоятельно в рабочем листе.  
1 ученик параллельно выполняет задание на и/а доске. Затем результаты работы сравниваются, анализируются учащимися.

Учащимся предлагается познакомиться с организацией неполного  и полного ветвления в блок-схеме  алгоритма, а также демонстрируется алгоритм с многовариантным ветвлением (с.13).

    • Закрепление изученного материала.

Задание 6 (с.14-15). У доски 1 ученик, остальные заполняют блок-схему в рабочем листе.

Задание 7 (с. 16-17) предлагается  выполнить самостоятельно после обсуждения хода работы. Проверка методом самоконтроля по готовому образцу.

 

Задание 8 (с.18-19) предлагается выполнить в группах по 4 человека. Учащиеся выполняют задание, сидя за компьютерами и открыв файл Задание8.notebook (с 18) .  Полученные алгоритмы  демонстрируются через проектор на экран, анализируются, сравниваются с вариантом алгоритма с.19.

    • Итоги урока. Рефлексия. С какими новыми понятиями сегодня познакомились? Попробуйте сформулировать эти понятия. При необходимости возвращаемся на с. 8.  Чему научились?

Оценивание  работы учащихся на уроке. К оцениванию работ привлекаются ученики класса.

    • Домашнее задание. П.12.5 учебника, читать, учить определения, ответить на вопросы 11-14 с. 194, решить задания Рабочего листа. Ход выполнения заданий разобрать в классе (с.20).




Информация о работе Интерактивное обучение на уроках информатики в 5-6 классах