Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:45, курсовая работа
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Интерактивные методы обучения 4
1. 2 Алгоритм проведения интерактивного занятия 9
2. Интерактивные методы для реализации личностно-ориентированного обучения 14
2.1 Тренинги 14
2.2 Учебная дискуссия 15
2.3 Case-study 17
2.4 Деловые и ролевые игры 21
2.5 Метод проектов 23
2.6 Метод «мозгового штурма» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
4. Выводы (рефлексия)
Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия.
• Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.
• Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».
– Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.
– Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
Примерные правила работы в группе:
• Быть активным.
• Уважать мнение участников.
• Быть доброжелательным.
• Быть пунктуальным, ответственным.
• Не перебивать.
• Быть открытым для взаимодействия.
• Быть заинтересованным.
• Стремится найти истину.
• Придерживаться регламента.
• Креативность.
• Уважать правила работы в группе.
• Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».
– Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели).
В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.
Золотое правило игры:
Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.
Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:
• «игры-ледоколы» ( ice - breaker ) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;
• «игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.
Примеры «игр-ледоколов»:
• «2 правды, 1 ложь»
• «Снежный ком»
• «Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»
Примеры «игр-разминок»:
• «Космическая скорость»
Ход игры: Ведущий предлагает группе придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего участника группы (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из участников группы.
• «Сказка»
Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.
• Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
• Что вы чувствовали и почему?
• Что произвело на вас наибольшее впечатление?
• Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
• Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
• Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.
• Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
• Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
• Участники занятия, выбор темы:
• Возраст участников, их интересы, будущая специальность.
• Временные рамки проведения занятия.
• Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
• Заинтересованность группы в данном занятии.
• Перечень необходимых условий:
• Цель занятия.
• Раздаточные материалы.
• Техническое оборудование.
• Участники.
• Основные вопросы, их последовательность.
• Практические примеры из жизни.
• Что должно быть в каждом занятии:
• Уточнение проблем. Которые предстоит решить.
• Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).
• Перспектива реализации полученных знаний.
• Практический блок.
• Раздаточные материалы:
• Программа занятия.
• Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).
• Структурируйте материал.
• Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.
• Используйте простые слова, простые предложения.
Дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание куратору при организации интерактивного занятия!!!
Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.
•Насколько группа готова включаться в игру?
•Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?
•Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?
В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.
Приводим информацию о некоторых интерактивных формах.
Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций (Fallstudie) и групповые дискуссии.
Тренинг делового общения направлен на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.
В результате такого тренингового обучения руководители не только анализируют сам процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.
Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).
Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.
Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».
Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:
1) высокая степень
2) высокий уровень
3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;
4) источник истинного знания
вариативен. В зависимости от
конкретной проблемной
В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.
Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.
Кейс-метод (Case study) — анализ конкретных практических ситуаций, это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.
«Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений»
Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.
Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.
При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.