Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:05, реферат
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Организуя дискуссию, ведущий
ориентирует участников на внимательное,
непредвзятое отношение к различным
мнениям, фактам и тем самым формирует
у них опыт конструктивного участия
в обмене мнениями, суждениями. Освоение
моделей общения, включающих дискуссию,
неизбежно связано с работой
над изменением собственной личности
в сторону дискуссионной
Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Упрощенный мир интерактивных
игр позволяет участникам лучше,
чем в сложном реальном мире, познать
и понять структуру и причинно-
Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:
- в зависимости от целей.
Всегда важно задавать себе
вопросы: «Почему я выбираю
именно эту интерактивную игру?
Какие цели при этом
- от количества участников.
Некоторые игры предполагают
индивидуальную работу
- Время, необходимое для
проведения и последующей
- Еще одно основание
для классификации игр —
Четыре шага в работе с интерактивными играми:
Шаг 1. Анализ групповой ситуации
Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.
Шаг 2. Инструктирование участников
После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:
• Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.
• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.
• Уверенное поведение педагога.
• Акцент на добровольности.
Ни у кого из родителей не должно
возникнуть впечатления, что он обязан
принимать участие в
Шаг З. Проведение игры
На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.
Шаг 4. Подведение итогов
Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.
Мотивирующая сила интерактивных игр:
Каждую интерактивную
игру можно рассматривать как
структурированную обучающую
Обучение с помощью
интерактивных игр
Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:
- активное участие - участники
могут наблюдать собственные
сложные внутренние процессы, общаться
с другими вербально и не
вербально, играть различные
- обратная связь - участники
не только экспериментируют с
собственным и чужим
- открытые результаты - никто
не знает, что получит он
сам и группа в интерактивной
игре, какие будут результаты, как
будут реагировать другие
- учет естественных потребностей
- во время игры родители могут
перемещаться в пространстве, устанавливать
вербальный и невербальный
- соревнование и сотрудничество.
Ряд интерактивных игр
Преимущества интерактивных игр:
• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.
• Интерактивные игры могут
создать продолжительную
• Они облегчают введение
новых коммуникативных и
• Интерактивные игры помогают
человеку увидеть особенности
• Интерактивные игры могут
способствовать появлению у родителей
новых представлений и
• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.
• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.
• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Тематические акции –
это одна из интерактивных форм работы
с родителями. Акции направлены на
сотрудничество семьи в решении
проблем образования и
В результате проведения акций
создаётся благоприятная среда
для повышения количества контактов
родителей с педагогами, формируются
положительные отношения
Тематические акции, как
интерактивная форма по взаимодействию
с родителями, способствуют расширению
представлений у детей и
Большая подготовительная
работа воспитателей к
В результате проведения акций
создается благоприятная среда
для повышения количества контактов
родителей с педагогами, сформировываются
положительные отношения
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:
- определение целей и задач,
- составление плана акции,
- интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),
- различные формы работы с детьми;
- совместные мероприятия с родителями и детьми;
- подведение итогов по
поощрению детей и родителей
в результате проведённых
Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.
При проведении тематических
акций педагог через
Данные тематические
акции могут использоваться в
работе с родителями
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.
Тематические акции –
это новая форма интерактивного
взаимодействия, которые направлены
на сотрудничество семьи в решении
проблем образования и