Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:05, реферат
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
«Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»
Обновление системы
Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.
В настоящее время взаимодействие
с родителями воспитанников, занимает
достойное место в ряду приоритетных
направлений воспитательно-
Современные исследователи
отмечают важность взаимодействия педагогов
и родителей для воспитания и
развития детей дошкольного возраста.
Включение семьи как партнера
и активного субъекта в образовательную
среду дошкольного
В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.
Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:
- единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во
взаимоотношениях между
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;
- индивидуальные и
групповые формы работы с
Авторы закладывают
в основу организации
Включение семьи как партнера
и активного субъекта в образовательную
среду дошкольного
В настоящее время проблема
процесса взаимодействия педагогов
и родителей в воспитательно-
Вместе с тем, необходимо
подчеркнуть, что в настоящий
момент все большее внимание начинает
уделяться взаимодействию детского
сада и семьи. Практические работники
стараются наиболее полно использовать
весь педагогический потенциал традиционных
форм взаимодействия с семьей и ищут
новые, интерактивные формы
Поэтому не случайно
в последние годы начала
Идея взаимосвязи
Так, в законе «Об образовании»
в ст.44, п.1.записано, что «родители
(законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
Таким образом, можно сделать
вывод, о необходимости нововведений
в сотрудничество с родителями. Необходима
разработка и внедрение системы
работы для активного включения
родителей в жизнь ДОУ. Все
это позволяет нам
Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.
В современном дошкольном
образовательном учреждении используются
новые, интерактивные формы
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный означает способность
взаимодействовать или
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:
- это специальная форма
организации, с комфортными
- процесс взаимодействия
организуется таким образом,
- диалоговое общение ведет
к взаимодействию, взаимопониманию,
к совместному принятию
- каждый участник вносит
свой особый индивидуальный
- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
- формируется умение критически
мыслить, рассуждать, решать противоречивые
проблемы на основе анализа
услышанной информации и
- формируется уважение
к чужому мнению, умение выслушивать,
делать обоснованные
- участник может не
только выразить свое мнение,
взгляд, дать оценку, но и, услышав
доказательные аргументы
- участники учатся взвешивать
альтернативные мнения, принимать
продуманные решения,
-показателем эффективности
групповой деятельности служит,
с одной стороны,
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
• Интерактивное общение способствует умственному развитию.
• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.
Интерактивные методы выполняют
диагностическую функцию, с их помощью
проясняются родительские ожидания,
представления, тревоги и страхи,
причем, поскольку их диагностическая
направленность для родителя неочевидна,
то можно получить информацию, на которую
значительно меньшее
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
В настоящее время активно
используются нетрадиционные интерактивные
формы работы с родителями, основанные
на сотрудничестве и взаимодействии
педагогов и родителей. В новых
формах взаимодействия с родителями
реализуется принцип
Семейные клубы. В отличие
от родительских собраний, в основе
которых назидательно-
Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Объектом дискуссии может
стать действительно
Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.
Различают следующие формы дискуссии:
• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум - обсуждение какой-либо
проблемы, в ходе которого участники
по очереди выступают с
• дебаты - обсуждение в форме
заранее подготовленных выступлений
представителей противостоящих, соперничающих
сторон и опровержений, после чего
слово предоставляется для
Педагогическая ценность
дискуссии увеличивается, если осмысливается
и сам процесс обсуждения, а
представление своей точки