Информационная образовательная среда (ИОС) – как компонент новой системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Становление информационного общества охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, и основано на массовом внедрении компьютерной техники и использования сети Интернет в образовательных учреждениях. Информатизация общества в свою очередь неизбежно предполагает процесс информатизации образования, основными целями которого являются – повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Информатизация образования влечет за собой реорганизацию не только учебно-методической работы, но и управления ОУ, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю ОУ. Достичь поставленной цели возможно при создании специфической информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ИОС.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ АО ВПО

«Астраханский педагогический университет»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Информационная образовательная среда (ИОС) –

как компонент новой системы образования»

 

 

 

 

Выполнила магистрант

Группы БО №15 
Чернышева Ольга Владимировна

Проверила преподаватель:

Белянина Любовь Алексеевна

 

 

 

 

 

Астрахань-2014

Введение.

Становление информационного общества охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, и основано на массовом внедрении компьютерной техники и использования сети Интернет в образовательных учреждениях.  Информатизация общества в свою очередь неизбежно предполагает процесс информатизации образования, основными целями которого являются – повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Информатизация образования влечет за собой реорганизацию не только учебно-методической работы, но и управления ОУ, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю ОУ. Достичь поставленной цели возможно при создании специфической информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

 

1. Понятие «Информационно- образовательная среда образовательного учреждения»

1.1. Что такое «Информационно- образовательная среда»

Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Среда педагогическая – специально, сообразно с педагогическими целями создаваемая система условий организации жизнедеятельности. Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых, как в нашей стране, так и за рубежом. Коллективом ученых и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева) разрабатывались философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования. В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ (М.И. Башмаков, О.С. Газман, В.М. Дрофа, М.В. Кларин, Е.В. Оспенникова, С.Н. Поздняков, В.С. Песоцкий, Л.Н. Туранова,  В.Э. Штейнберг, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и др.).

В научных трудах, посвященных разработке понятийного аппарата информатизации образования, в последние годы широко обсуждается термин «информационно-образовательная среда». Излишняя технократичность формулировок была преодолена целым рядом исследователей (Р.Ф. Абдеев, Л.А. Андреев, Ю.С. Брановский, Л.Л. Веряев, Ж.Н. Зайцева, В.А. Козырев, В.В. Рубцов, Л.М. Туранова, И.Х. Шалаев, Ю.И. Шемакин, В.Л. Ясвин, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун и др.), наполнивших эти определения педагогическим смыслом, что позволило с точностью охватить характерные особенности той среды, которую авторы обозначают термином «информационно-образовательная».

Информационно- образовательная среда (ИОС)- это основанная на использовании компьютерной техники программно- телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Федерального государственного образовательного стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители же должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей. Построение единой информационной среды (ЕИС) является главной задачей, которую в рамках развития процессов информатизации решает каждое образовательное учреждение.

Единая информационная среда образовательного учреждения -это система, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно- организационной базы, технического и методического сопровождения.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ИОС ОУ должна обеспечивать:

-информационно-методическую поддержку образовательного  процесса;

-планирование образовательного процесса и его ресурсного  обеспечения;

-мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

-мониторинг здоровья обучающихся;

-современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

-дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их  родителей (законных представителей),  педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

-дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1.2. Структура информационно- образовательной среды образовательного  учреждения.

Основными пользователями информационно- образовательной среды образовательного учреждения являются:

·директор;

·зам. директора по информатизации;

·зам. директора по учебно-воспитательной работе;

·педагог-организатор;

·социальный педагог;

·психолог;

·секретарь;

·библиотекарь;

·классный руководитель;

·учитель-предметник;

·ученик;

·родитель.

Типовая организационная структура информационно- образовательной среды образовательного учреждения включает:

-центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;

-компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы;

-передвижные и/или статичные демонстрационные комплексы;

-автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах;

-медиатеку, школьный Интернет-центр и информационно-аналитический центр.

Техническую инфраструктуру ИОС образовательного учреждения составляют:

-компьютерная техника (компьютерные классы, отдельные компьютеры, выделенный сервер);

-периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);

-телекоммуникационное оборудование (модемы, маршрутизаторы и др.);

-локальная вычислительная сеть;

-системное программное обеспечение.

Информационная инфраструктура ИОС образовательного учреждения складывается из:

-программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);

-программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);

-программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

-информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, Web-сайт).

Нормативно-организационное обеспечение ИОС образовательного учреждения включает:

-программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;

-планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;

-распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;

-регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ИОС, графики работы компьютерного оборудования.

Из вышесказанного следует, что структура ИОС,  имеет сложный компонентный состав. Она включает в себя область из ресурсов внутренней, школьной локальной сети, в которую включены автоматизированные рабочие места учителя и руководителя, школьная медиатека, творческие мастерские, цифровые лаборатории и др. Причем, личная ИОС каждого субъекта образования, являясь частью целостной ИОС школы, должна быть не только  методически управляемой со стороны ИОС школы, но и самоорганизуемой на уровне личности этого субъекта. 

Ещё одной областью ИОС является внешняя ИОС ОУ и включает все множество внешних информационных ресурсов, доступных субъектам образовательного процесса. В ее состав включены сетевые социально-педагогические сообщества, сетевые хранилища электронных образовательных ресурсов, сетевые лектории, сайт ОУ, который «презентует» ОУ во внешней среде и прочее.   Следовательно, пространственная модель ИОС представляет собой совокупность трех взаимосвязанных областей, включающих  личную, внутреннюю, а также внешние области ИОС:

1.3. Организация и компоненты информационно-образовательной среды.

Какой должна быть система организации и компоненты информационной среды? Такая среда -это уже не просто набор информации в электронном виде, пусть даже структурированный по примеру электронных библиотек, это -и система связи, и профессиональная и проектная деятельность в этой среде, и система доступа к различным хранилищам самой разнообразной информации.

Аппаратной основой информационной образовательной среды является локальная сеть, которая обеспечивает удаленный доступ и к компьютерам и к периферийным устройствам. Наличие сети позволит организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно с различных рабочих станций. Применение более совершенного программного обеспечения позволит учителям создавать и тиражировать вполне пригодные для использования на уроках дидактические средства. Возможно и проведение тестирования детей как в целях проверки знаний, так и в целях психолого-педагогической диагностики.

Наиболее содержательная характеристика компонентов ИОС ОУ на основе требований ФГОС представлена Ю.Г. Коротенковым и включает компоненты: учебный, методический, научно-исследовательский, контроль и оценка результатов обучения, внеучебный, административный, технологическое обеспечение ИОС.

 Учебный компонент ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР.

Компонент контроля и оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Задача методического компонента приумножать методические ресурсы, по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление (тексты, таблицы, базы данных, изображения, презентации, аудиофайлы, видеофайлы, web-страницы). Данные ресурсы ИОС должны иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Такие ресурсы могут быть  разработаны как  работниками образовательного учреждения, так и обучающимися и находиться как во внутренней локальной области, так и во внешней ИОС ОУ на его сайте. Сайт ОУ также является ресурсом, который является продуктом коллектива заинтересованных людей, а процесс создания сайта, его поддержка и продвижение способствует насыщению школьной среды коммуникацией, изменению типа и способа коммуникации, т.е. содействует продуктивному сетевому взаимодействию и успешному представлению образовательных достижений школы во всемирной сети Интернет.  

Целесообразно выделение специального компонента ИОС научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся, которая характеризуется созданием детских творческих коллективов, участвующих в различных научно-исследовательских проектах, в конкурсах, викторинах с использованием возможностей ИКТ; организацией условий для творческого саморазвития школьника, возможностью дистанционного обучения.

Информация о работе Информационная образовательная среда (ИОС) – как компонент новой системы образования