Информационная образовательная среда (ИОС) – как компонент новой системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Становление информационного общества охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, и основано на массовом внедрении компьютерной техники и использования сети Интернет в образовательных учреждениях. Информатизация общества в свою очередь неизбежно предполагает процесс информатизации образования, основными целями которого являются – повышение качества образования в соответствии с требованиями современного общества. Информатизация образования влечет за собой реорганизацию не только учебно-методической работы, но и управления ОУ, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю ОУ. Достичь поставленной цели возможно при создании специфической информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ИОС.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Внеучебный компонент ИОС. Проведение школьных мероприятий, собраний, классных часов, предметных недель, тематических вечеров, конференций, т.е.  внеучебных мероприятий, непосредственно не связанных с содержанием основной учебной деятельности являются основным содержанием компонента.

Задачей административного компонента является автоматизация организационно-управленческой деятельности на основе программных систем для наполнения электронных  баз при тарификации, расчете учебной нагрузки, в системах бухгалтерского учета, электронных базах  данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения. Здесь же проводится упорядочение информационного обмена данными между отделами и службами ОУ,  автоматизация документооборота;  организация ведения электронных дневников,  внедрение автоматизированных информационных образовательных  систем управленческого мониторинга школьного питания, здоровьесбережения школьников, диагностики психологических факторов, организации прямой и обратной связи с другими субъектами образования и прочее.

Также в административном компоненте ИОС ОУ должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в школе. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.

Технологическое обеспечение ИОС школы отражает решение организационных и технических вопросов по установке и размещению компьютеров, построение стратегии  наиболее эффективной их загрузки, обеспечение свободного доступа к ПК, приобретение периферийного оборудования, создание школьной локальной сети, подключение пользователей к сети Интернет, создание мультимедийного центра и школьного сайта.

2. Анализ информационно- образовательной среды

школы- интерната № 6 г. Астрахани

Информационно- образовательная среда школы- интерната №6 г. Астрахани может быть определена через совокупность взаимосвязанных блоков деятельности, характеризующих течение информационных процессов внутри школы, а именно:

1) информационные  ресурсы школы:

-приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы);

-создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся,  научные публикации и результаты исследований)

  1. базы данных школы, которые включают в себя:

-базы персональных данных всех субъектов образовательного процесса;

-базы результатов деятельности школы;

-базы помещений и технологического оборудования.

  1. система управления образовательным учреждением, которая обеспечивает использование баз данных и функционально состоит из следующих подсистем:

-планирования образовательного процесса;

-планирования деятельности всех субъектов образовательного процесса, включая контроль исполнения заданий;

-анализа результатов деятельности;

-электронного документооборота.

  1. средства массовой информации: сегодня школа должна активно участвовать в информационном обмене, т.е. публично предъявлять результаты своей деятельности обществу, вовлекать представителей общества в школьную жизнь. Это можно реализовать через сайт, электронную газету или журнал.
  2. электронные услуги: предоставление достоверной информации о ходе и содержании образовательного процесса, результатах обучения, зачисления детей в школу и т.д.

В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды в коле- интернате уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение компьютерной техникой, многие педагоги повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать информационный ресурс образования в школе. Осуществляется создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школы получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждении образования пока не приходится.

Одна из причин такого положения – отсутствие отвечающего потребностям современной школы разностороннего электронного образовательного ресурса и эффективных способов доставки и оптимальных механизмов использования его в учреждения образования. Попытки решить эту проблему путем поставки в учреждения образования мультимедиа-изданий на компакт-дисках не могут охватить все потребности школ, так как эти продукты быстро устаревают, практически не поддерживаются их производителями, не позволяют сформировать единый комплект в реальных школьных компьютерных сетях и, в основном, ориентированы на самостоятельную работу учащихся/педагогов, а не на плановое встраивание на регулярной основе в классно-урочную систему обучения. Кроме того, обучение работе с этими продуктами ложится целиком и полностью на плечи пользователей – учителей и учащихся, что требует  дополнительного обучения по каждому новому продукту для активного использования их в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Будникова Г.А. Вдовина Е.А., Ли И.Г. Методические рекомендации по созданию школьного сайта: Учебно-методическое пособие для учителей. – Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – 32 с.

2.Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы. – М.: Издатель, 2006. – 424 с.

3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с.

4.Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. – М.:  Академия АйТи, 2011. – 152 с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

 


Информация о работе Информационная образовательная среда (ИОС) – как компонент новой системы образования