Информационно-коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

Выбор темы реферата обусловлен тем, что в настоящее время является актуальным вопрос совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста. Как известно, жизнь не стоит на месте, совершенствуются все сферы человеческой жизнедеятельности. Не остаётся исключением и образование. Ведь его основная задача – обучение, воспитание поколения, которое определит будущее нашей страны. Насколько качественней будет его подготовка, настолько он будет способнее применять полученные навыки на практике в современном мире, предъявляющем всё более высокие требования.

Содержание

Введение 3
Раздел 1.Образовательные возможности информационно-коммуникационных технологий 4
Раздел 2. Виды ИКТ и способы их применения 8
2.1 Создание мультимедийных презентаций 8
2.2Работа с интерактивной доской 10
2.3Разработка web-сайта по дисциплине 11
Заключение 13
Информационное обеспечение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ( информационно-коммуникационные технологии).docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

При проектировании своей мультимедийной лекции каждый преподаватель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет это занятие в изучаемой теме, для чего оно предназначено [2]:

- для  изучения нового материала, предъявлений  новой информации, т.е. демонстрация  происходит с помощью проектора, преподаватель объясняет новый материал.

- для  закрепления пройденного, отработки  учебных умений и навыков (создание тестовых заданий)

- для  повторения или для обобщения  и систематизации знаний.

Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий эффект учебного занятия. Можно достичь максимального обучающего эффекта занятия, если оно представлено цельным и завершенным продуктом, а непросто набором слайдов. Таким образом, готовя проектный эпизод и рассматривая его как единое целое, преподаватель должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьетсяих реализации. Помимо этого, при создании мультимедийного проекта необходимо учитывать соблюдения некоторых требований к предъявлению наглядности, печатного текста (структура, объем, формат), последовательности изображений, графических или звуковых знаков, цветовой гамме и звуку.

Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще втом, что она может использоваться на всех типах учебных занятий. На лекциях мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником преподавателя: излагаемый материал в доступной форме показан на сайде, остается только дополнить его своими комментариями. контроля знаний, с помощью мультимедийной презентации можно создать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся.

Использование мультимедийных презентаций (ресурсов) наиболее преимущественно в качестве иллюстративного материала клекциям. Наиболее подходящей для изготовления презентаций к лекциям является офисная программа PowerPoint.

Содержание материала, демонстрируемого студентам на лекции, должно иметь чётко просматриваемую структуру.

- Основная  цель презентации – наглядное  знакомство.

Основная задача – представление изучаемого лекционного материала в наглядном виде.

- Презентация  также даёт возможность размещения  двух или нескольких произведений  на одном слайде в целях  сравнительного анализа.

Помимо подачи лекционного материала, презентации также могут создавать и применять студенты во время подготовки к семинарам, защитам курсовых работ и к конференциям.

Так же это способствует:

- расширению дидактических возможностей лекции;

- наглядному  представлению учебного материала;

- более эффективному усвоению теоретических основ, их применения через активизацию познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к дисциплине;

- самовыражению  и за действованию эмоций студентов;

- развитию  приёмов мышления: анализа, сравнения, различия, обобщения;

- формированию  информационной культуры;

- приобретению  опыта использования информационных  технологий в индивидуальной  и коллективной учебной и познавательной  деятельности.

Самым сложным, на мой взгляд, в создании презентации является подбор видеоматериала и установка последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия обучающихся. Удобство мультимедийных презентаций втом, чтоих можно удобно хранить, при необходимости можно дополнять информацией, корректировать.

2.2 Работа с интерактивной доской.

 

Одним из последних современных цифровых устройств из класса ИКТ является электронная интерактивная доска «ИД» - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу, а именно интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительноецифровое оборудование: микроскоп, фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображаемыми материалами можно работать прямо во время учебного занятия).

Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где в качестве сторон выступают преподаватель, учащийся и используемый цифровой образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения образовательного действа.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации.

Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, контроль за его состоянием, оперативность диалога. Другая сторона коммуникативности - возможность оперативной передачи информации каждому участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.

Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека. Моделинг реализуем при помощи интерактивной доски только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности ИД делают процесс работы с моделью не достоянием одного человека, но и открывают этот процесс для группы, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов. [10]

Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих рутинных операций. Это и инструменты поиска информации, доступ к распределенным базам данных, возможность быстрой переконфигурации материала и т.д. Говоря о производительности, можно сказать, что эта характеристика – прерогатива персонального компьютера. Но при работе с группой учащихся именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения за счет одновременной работы со всеми. Интерактивная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и т.д.

К интерактивной доски в комплекте можно установить еще и интерактивную систему, предназначенную для проведения опросов на занятиях по закреплению материала и контролю знаний, которая позволяет включать в образовательный процесс тренинги, тесты и т.д. Интерактивная система опросов может применяться для оценки уровня усвоения учебного материала, для проведения тестирования на выбор из нескольких альтернативных вариантов, для подведения итогов по окончании лекций.

Для этого необходимо подготовить тестовые материалы. На сегодняшний день, учитывая условия прохождения государственной аттестации высших образовательных учреждений в рамках интернет-тестирования, подобные тестовые опросы являются полезными для студентов. Они могут быть своеобразными репетиционными тестированиями. У студентов вырабатывается умение работать с тестовыми заданиями, ориентироваться логически в выборе правильных ответов. У преподавателей есть возможность при составлении тестовых материалов ориентироваться на репетиционные тесты.

Любая интерактивная доска в образовательном процессе, может быть использована:

- как  обычная доска, на которой могут  фиксироваться текущие записи  преподавателя на занятии;

- как  демонстрационный экран (показ слайдов, презентаций, фильмов);

  - визуализация учебной информации изучаемого материала, а также компьютерное моделирование объектов изучения.

- как  интерактивный инструмент – это  продуманная заранее работа с  заготовленной в цифровом виде информацией, например, с тестовыми материалами по дисциплине.

Следовательно, применение ИД в образовательном процессе является достаточно многофункциональным, что позволяет преподавателю разнообразить собственную деятельность, и сделать её интересней для учащихся.

 

2.3 Разработка web-сайта по дисциплине.

 

«Подлинным образованием признаётся то, которое создаёт педагогические, организационные, информационные и другие условия для самообразования и саморазвития учащихся». [11] Поэтому разработка Web-сайта по дисциплине может представлять интерес для студентов, преподавателей, абитуриентов и всех интересующихся этой дисциплиной с точки зренияпри поиске наглядного материала для создания мультимедийных презентаций.

Проблема, с которой можно столкнуться при создании сайта – это организация его создания. Формирование сайта требует большой и тщательной работы, как при построении, так и при подборе материала. Соответственно, в его создании может быть задействовано несколько лиц: во-первых – специалист по ИТ, во-вторых- специалист по конкретной дисциплины, в-третьих – специалист по внедрению системы качества образования. Тот результат, который можно было достичь при реализации проекта, оправдал бы затраченные на него силы и время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для профессиональной деятельности педагога любой метод работы имеет свой смысл. Следовательно, преподаватели должны быть готовы к тем изменениям, которые вносят в их деятельность ИКТ и не бояться их или, напротив, недооценивать. Здесь уместно достаточно критическое отношение, но в то же время с объективной позиции. Проблема состоит не в том, чтобы полностью отрицать или безоговорочно принимать ИКТ для реформации образования. Речь идёт об определении их истинной роли и того места, которое им должно быть отведено.

Компьютер сам по себе не обеспечит коммуникации с другими людьми, не сделает нас более грамотными или общительными. Эффективность компьютеров и других информационных технологий зависит от того, как мы их используем. В своё время от кино, телевидения, разнообразных технических средств обучения ожидали значительного влияния на систему образования, но опыт показал, что всё зависит от способов и форм применения этих технологий, т.е. не от взаимодействия, обучаемого и компьютера, а от взаимодействия, обучаемого и педагога, обучаемых между собой. И если информационные технологии будут делать более эффективным это взаимодействие, то именно тогда можно будет говорить об их влиянии на систему образования.

Опыт подтверждает, что истинно полезным для образования является не само наличие ИКТ, а умение грамотно его применять в работе. Причем это зависит не только от умения самого преподавателя работать с ИКТ. С его стороны должен быть осуществлен контроль за тем, как студент взаимодействует с технологиями. Кроме того, преподаватель, применяющий ИКТ на лекциях в качестве наглядности, должен быть всегда готов оказать помощь студенту в подготовки к семинарам, конференциям, защитам курсовых работ с аналогичным применением ИКТ (разработки презентаций,

подбор наглядного материала и т.д.). И только такое взаимодействие поможет сделать образовательный процесс более эффективным.

Основной задачей реферата было рассказать о видах информационно-коммуникационных технологий и актуальность их применений. 
Информационное обеспечение

 

1. Брановский Ю.С. «Педагогические информационные технологии» (Введение в педагогическую информатику): Учебное пособие. Ставрополь, 2011г.

2. Григорьев С.Г. «Методико-технологические основы создания электронных средств обучения». г. Самара, Самарская государственная академия, 2008г.

3. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании» - учебное пособие для вузов. М.: «Академия», 2007г.

4. Кулик А.Н. «Новые информационно-коммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании» М.: «Логос», 2007г.

5. Подласый И.П. Педагогика. Учебник. М: «Высшее образование». 2006г.

6. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» - учебное пособие для студентов вузов М.: «Академия», 2009г.

7. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» - учебное пособие для студентов пед. вузов в системе повышения квалификацииМ.: «Академия», 2007г.

8. Сластёнин В.А. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов вузов «ВЛАДОС», 2006г.

9. Тиффин Д. «Что такое виртуальное обучение: образование в информационном обществе» М.: «Информация и образование», 2005г.

10. Коровина, М.А. Оценочный доклад «Применение устройства STARBOARD (электронная интерактивная доска) в учебном процессе»

М.А.Коровина, учитель информатики Новоисетской СОШ.

11. Сайт // http://www.it-n.ru/

 

 


Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии