Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:14, реферат
Выбор темы реферата обусловлен тем, что в настоящее время является актуальным вопрос совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста. Как известно, жизнь не стоит на месте, совершенствуются все сферы человеческой жизнедеятельности. Не остаётся исключением и образование. Ведь его основная задача – обучение, воспитание поколения, которое определит будущее нашей страны. Насколько качественней будет его подготовка, настолько он будет способнее применять полученные навыки на практике в современном мире, предъявляющем всё более высокие требования.
Введение 3
Раздел 1.Образовательные возможности информационно-коммуникационных технологий 4
Раздел 2. Виды ИКТ и способы их применения 8
2.1 Создание мультимедийных презентаций 8
2.2Работа с интерактивной доской 10
2.3Разработка web-сайта по дисциплине 11
Заключение 13
Информационное обеспечение
Содержание
Введение
Раздел 1.Образовательные
возможности информационно-коммуникационных
технологий
Раздел 2. Виды
ИКТ и способы их применения
2.1 Создание
мультимедийных презентаций
2.2Работа с интерактивной
доской
2.3Разработка
web-сайта по дисциплине
Заключение
Информационное
обеспечение
Введение
Выбор темы реферата обусловлен тем, что в настоящее время является актуальным вопрос совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста. Как известно, жизнь не стоит на месте, совершенствуются все сферы человеческой жизнедеятельности. Не остаётся исключением и образование. Ведь его основная задача – обучение, воспитание поколения, которое определит будущее нашей страны. Насколько качественней будет его подготовка, настолько он будет способнее применять полученные навыки на практике в современном мире, предъявляющем всё более высокие требования.
В исследовании поставлена задача рассказать о видах информационно-коммуникационных технологий, способах их применения в профессиональном обучении. Применение инновационных технологий в вузе является очень важным, поскольку происходит подготовка будущих специалистов. Во многих вузах создаются специальные структурные подразделения, отвечающие за качество образования. Во-первых, это способствует повышению престижа учебного заведения, во-вторых, позволяет преподавательскому составу получить навыки работы с применением ИКТ.
Направление подготовки ориентированы на применение педагогических наглядных методов, которые обеспечили бы студентам визуальное восприятие материла в большом объёме.
Применение ИКТ не обязывает всех преподавателей отходить от традиционных методов, оно предоставляет возможность выбора: либо работать по традиционной схеме преподаватель-учебник-студент, либо усовершенствовать процесс обучения в сторону информатизации.
В реферате поставлена цель, раскрыть преимущества использования информационно-коммуникационных технологий профессиональном обучении, а также привести примеры, которые могут показать, насколько процесс обучения станет эффективнее, доступнее и интереснее.
В первом разделе речь пойдёт об общих образовательных возможностях ИКТ.
Во втором разделе рассказывается о видах и методах применения ИКТ.
Раздел 1. Образовательные возможности информационно-коммуникационных технологий
Как известно, в конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество.
Суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку информация и коммуникация были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве». [1]. С позицией автора я согласен, поскольку действительно, информация и коммуникация существуют ровно столько же, сколько существует человечество. Со временем информационные средства усовершенствуются. На сегодняшний день очень важно уметь грамотно применять ИКТ в любой деятельности, в том числе и преподавательской.
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний. [3]
Информатизация воспитательно-образовательного процесса – одно из приоритетных направлений модернизации образования, включающее в себя целый ряд таких важных задач, как:
-обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой и средствами коммуникации;
-обеспечение учебных заведений электронными средствами обучения;
- автоматизация управленческой деятельности администрации образовательных учреждений;
-внедрение информационных технологий в учебный процесс в вузе;
- подготовка и повышение квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Наличие вышеперечисленных условий позволит перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы преподавателя по организации учебного процесса как на лекции и семинаре (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и вне учебного процесса (отработка пропущенного материала, подготовка к занятиям, дополнительное образование).
Использование электронных обучающих средств на учебных занятиях обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала; постоянный оперативный контроль над усвоением материала студентами;
- вариативность в работе преподавателя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, уровня подготовки учащихся, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.
Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного преподавателя позволяет вывести процесс преподавания той или иной дисциплины на более высокий качественный уровень, учитывая направление подготовки специалиста. Результативность и эффективность деятельности того или иного преподавателя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. В образовательной деятельности возрастает значимость проектирования информационных моделей педагогического процесса с учетом взаимосвязей между всеми его компонентами, усиливается необходимость освоения и использования постоянно расширяющегося спектра педагогических технологий. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии могут выступать в качестве своеобразного катализатора в процессе возникновения различных изменений в содержании, методах и процессах преподавания и изучения, наиболее часто проводя перемены от лекционной формы обучения к конструктивным исследовательски-направленным занятиям.
Педагоги, освобождённые от передачи формальных знаний, получившие свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми, смогут приложить свои силы к тому, что и должно составлять суть их работы. Речь идёт о выработке подходов к изучению той или иной дисциплины с учётом индивидуальных возможностей и потребностей студентов, обучении их в ходе дискуссий, совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие проблемы. Очень важно то, что даже традиционные аудиторные формы работы наполнятся в этом случае новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря применению ИКТ, может быть отдано личному общению педагогов и обучаемы. С позицией автора я согласен, поскольку выработка подходов к изучению той или иной дисциплины зависит от её специфики. При этом важно, чтобы преподаватель учитывал направленность специальности, индивидуальные возможности и потребности студентов.
Однако информационно-коммуникационные технологии изначально не были созданы лишь для нужд образования. Мы можем наблюдать, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли своё место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п., следовательно, образование не может осуществляться исключительно с помощью Интернета. [6] Из этого следует, что очень важно уметь грамотно применять ИКТ в образовательном процессе, чтобы они служили эффективными методами, а не помехой и дезинформацией. Преподаватель должен уметь вести четкий контроль за применением студентами ИКТ в процессе их самоподготовки.
При этом
важно, чтобы вниманию учащихся был представлен
наглядный материал как во время объяснения
(на лекции), так и во время самостоятельной
подготовки студентов (подготовка к семинарам,
конференциям, зачётам, экзаменам и т.д.).
Если решать эту задачу при помощи традиционных
методов (преподаватель-учебник-
Во-первых, возникают затруднения на лекции, при объяснении материала. У лектора могут возникнуть неудобствапри использовании книги в качестве наглядного пособия, предназначенного для восприятия всей аудитории одновременно (учитывая наполняемость аудитории при поточных лекциях). Если преподавателю, во время объяснения материала ходить по аудитории и демонстрировать книжные иллюстрации каждому студенту, то это может занять слишком много времени, и нарушить ход занятия. Следовательно, наглядное пособие должно быть предназначено для восприятия всей аудиторией, и при этом преподаватель должен проводить объяснения, чтобы одновременно работало визуальное и теоретическое восприятие материала. На изготовление наглядных пособийу преподавателя может быть затрачено очень много времени. В данной ситуации преподавателю поможет сократить время для подготовки наглядности, и разнообразить методику преподавания грамотное применение информационно-коммуникационных технологий. Для лектора важно, какие именно виды ИКТ помогут усовершенствовать его работу. Это могут быть презентации, сделанные в программе PowerPoint для показа слайдов при помощи мультимедиа проектора. Также мультимедиа проектор может служить для показа видеоматериала, фильмов по искусству.
Во-вторых, традиционные методы могут вызвать затруднения во время самостоятельной подготовки учащихся. В учебной литературе может быть не достаточно наглядного материала, необходимого для самостоятельной подготовки. Также может оказаться не достаточно и самой литературы для всех студентов. Но все-таки, традиционная самостоятельная подготовка тоже необходима, поскольку в первоисточниках наиболее достоверная информация, нежели в Интернете. Интернет может послужить хорошей помощью при поиске наглядности. В данном случае самообразованию учащихся могло бы оказать помощь создание Web-сайта по нужной дисциплине, который содержал бы весь необходимый наглядный материал по всем её разделам.
Применение ИКТ безусловно, во многом способно упростить и разнообразить методику, но и здесь возникает ряд затруднений. Как уже говорилось ранее – это оснащение необходимым оборудованием, а также это умение преподавателей грамотно применять технологии в своей деятельности. Для этого преподавателю необходимо ознакомиться с видами технологий, подходящими для преподавания его дисциплины, способами работы с ними, а также он должен понимать, какие задачи он перед собой ставит, применяя их в работе.
В следующей главе я более подробно расскажу о видах информационно-коммуникационных технологий и их применение
Раздел 2. Виды ИКТ и способы их применения в преподавании дисциплины.
2.1 Создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийная лекция— это занятие, на котором используется представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. Его суть— в большей опоре на символьную наглядность, что способствует формированию «свернутой логики» передачи и понимания материала. Ведь раскрытие лаконичной наглядной конструкции в виде развернутого словесного изложения требует самостоятельного мышления. На таком учебном занятии преподаватель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала. При объяснении материала учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, при этом использованные изображения, анимации могут как бы «оживить» изучаемый материал, процесс. Таким образом: мультимедийный компьютер, проектор и экран становятся атрибутами не только кабинета информатики.
Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на занятиях, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционных методов обучения. Внедрение этой деятельности позволяет преподавателю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации.
Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии