Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 13:05, реферат
Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.
Введение …………………………………………………………………3
1.Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………4
2.Современные информационно - коммуникационные технологии обучения…………………………………………………………………...8
3.Пути применения телекоммуникационных средств в обучении…….9
4.ИКТ и дистанционное обучение……………………………………….11
5.Виртуальная среда как основа дистанционного обучения…………..12
6.Заключение………………………………………………………………14
7.Список литературы………………………………………………………15
Институт экономики, управления и права(г.Казань)
Альметьевский филиал
Отделение педагогики и психологии
Реферат
По дисциплине: Информационные технологии обучения
на тему:
«Информационно – коммуникационные технологии обучения»
Научный руководитель:
Содержание
Введение
…………………………………………………………………3
1.Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………4
2.Современные информационно - коммуникационные
технологии обучения…………………………………………………………
3.Пути применения телекоммуникационных средств в обучении…….9
4.ИКТ и дистанционное обучение……………………………………….11
5.Виртуальная среда как основа дистанционного обучения…………..12
6.Заключение………………………………………………
7.Список литературы……………………………
Информационные технологии обучения –
это совокупность электронных средств
компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций,
других средств связи и способов их
функционирования, используемых для реализации
образовательного процесса. Очевидно,
что перечисленные в этом определении
средства, будут достаточно эффективны
не только для непосредственной информатизации
учебного процесса, но и для информатизации
всего комплекса процессов, характерных
для системы традиционного и открытого
образования.
В основе
разработки новых научных продуктов информатизации
образования должно использоваться положение о
том, что повышение эффективности работы
связано, прежде всего, с возможностью
информационного моделирования и оптимизации
новейших технологий образования, позволяющих
производить:
оперативный
мониторинг и статистический анализ данных
обо всех участниках образовательного
процесса;
информационное
моделирование работы образовательного
учреждения;
рассмотрение
альтернативных исходов принятия того
или иного решения;
осуществление
выбора оптимального решения и путей его
реализации;
контроль
эффективности принятого решения.
2.Средства ИКТ применяемые в образовании
Средствами информационных технологий является
«…комплекс технических, аппаратных,
инструментальных программных средств,
систем и устройств, функционирующих на
базе вычислительной техники». В состав
компьютерных средств входят локальные
сети, глобальные сети (Internet), спутниковые
связи.
Средства ИКТ, применение которых целесообразно непосредственно
в учебном процессе системы открытого
образования представляют собой компьютерные
средства хранения, визуализации (воспроизведения),
обработки и передачи информации.
Любой
электронный информационный ресурс разрабатывается в соответствии
с некоторым сценарием – детальным планом
взаимодействия электронного информационного
ресурса с пользователем, содержащим точную
разбивку на отдельные структурные единицы,
включающим описание содержательного,
логического и временного взаимодействия
структурных единиц.
Существует несколько подходов к позиционированию
средств ИКТ, используемых в учебном процессе.
Наиболее перспективным и содержательным
представляется подход, при котором в
качестве критерия классификации выступает
область методического назначения средства
ИКТ.
Классификация средств ИКТ, нацеленных
на непосредственное использование в
учебном процессе
Современные
средства ИКТ, применяемые в системе открытого образования
Информатизация образования.
а) Цели
применения средств ИКТ в образовании.
б) Направления применения
средств ИКТ в образовании.
Под информатизацией
автоматизации всех процессов обработки информации, характерных всем, без исключения, видам деятельности современного учреждения образования.
Выделяет следующие основные педагогические
цели использования средств
1) Интенсификация всех уровней
повышение
эффективности и качества процесса обучения;
повышение
активности познавательной деятельности;
увеличение
объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к
развитие
различных видов мышления;
развитие
коммуникативных способностей;
формирование
умений принимать оптимальное решение
или предлагать варианты решения в сложной
ситуации;
эстетическое
воспитание за счет использования компьютерной
графики, технологии мультимедиа;
формирование
информационной культуры, умений осуществлять
обработку информации;
развитие
умений моделировать задачу или ситуацию;
формирование
умений осуществлять экспериментально–
3) Работа на выполнение социального
подготовка
пользователя компьютерными средствами;
осуществление профориентационной работы
в области информатики.
Безусловно,
тематические направления подобных педагогических
измерений всегда корректируют с содержанием,
методами, формами и средствами реализуемой
педагогической деятельности.
Современные средства ИКТ и информационные
инструментальные среды позволяют строить
В сфере проведения научных исследований
в рамках системы высшего образования
стоит еще одна немаловажная проблема,
не считаться с которой при формировании
соответствующих средств ИКТ невозможно.
Указанная проблема заключается в огромном
количестве постоянно обновляющейся информации,
которая за последнее время появляется
у человечества и необходимости знакомства
с ней как преподавателей, так и учащихся.
Благодаря появлению новейших средств
распространения и обмена информацией,
таких как всемирная компьютерная сеть
Интернет, информации с каждым днем становится
все больше и больше. Вместе с тем, качество
и содержание информации является одним
из определяющих факторов, влияющих на
ход исследовательской деятельности в
учебных заведениях.
Учащихся и сотрудников учреждений образования
следует готовить к оперированию с большими
информационными потоками, обучать механизмам
выжимки и свертывания информации из традиционных
и электронных информационных источников.
Высшая степень свертывания информации
– это простой перечень прочтенных статей,
книг или других печатных или электронных
изданий. В таком случае, выбираемые для
списка названия обычно структурируют
по смыслу или по алфавиту, создавая так
называемые библиографические картотеки.
Аналогичные телекоммуникационные средства,
могут оказаться полезными при организации
удаленных дистанционных взаимодействий
коллег в сфере технологий и результатов
научных исследований. Такие, достаточно
традиционные, средства общения как электронная
почта, научные теле - и видеоконференции,
тематические чаты, научные форумы, новостные
ленты и доски объявлений должны стать
неотъемлемой частью системы научно-исследовательских
средств ИКТ, применяемых в образовании.
На сегодняшний день учебная деятельность
в рамках системы традиционного и
И, наконец,
нельзя не отметить очевидную целесообразность
использования ИКТ в межличностном вне
учебном общении (использование электронной
почты, тематических телеконференций,
чатов, форумов и пр.) и организации досуга
студентов (использование электронных
художественных и развлекательных изданий,
учебно-игровых и игровых средств).
3.Современные информационно
- коммуникационные технологии обучения.
Современные технологии в образовании
рассматриваются как средство, с помощью
которого может быть реализована новая
образовательная парадигма. Тенденции
развития образовательных технологий
напрямую связаны с гуманизацией образования,
способствующей самоактуализации и самореализации
личности. Термин «образовательные технологии»
- более ёмкий, чем «технологии обучения»,
ибо он подразумевает ещё и воспитательный
аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве.
Технология обучения - это составная процессуальная
часть дидактической системы (М. Чошанов).Педагогическая
технология - совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих социальный набор
и компоновку форм, методов, способов,
приемов обучения, воспитательных средств;
она есть инструментарий педагогического
процесса (Б. Т. Лихачев). Отличием педагогических
технологий от любых других является то,
что они способствуют более эффективному
обучению за счет повышения интереса и
мотивации к нему у учащихся. Педагогические
технологии, используемые в образовательном
процессе, ориентированы на развитие:
- универсальных
учебных умений
- общей культуры личности;
- самостоятельности, - логического мышления;
- коммуникативной культуры.
В практике открытого и дистанционного образования, которое успешно развивается во всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить три основных технологии, основанных на применении средств ИКТ:
1.Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у специальных преподавателей;
2.TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей;
3.Сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
Существуют и другие технологии (например
обучение по переписке), однако они получили
существенно меньшее распространение
на практике.
Исторически
изначально была создана кейс-технология.
В нашей стране в этом направлении была
проведена и ведется сейчас большая работа
по разработке стандартов учебно-методических
материалов и самих материалов. Результатом
этой работы является фонд учебно-практических
пособий, обеспечивающих ряд специальностей
с первого по пятый курс, созданный в учебных
заведениях – участниках эксперимента
по дистанционному обучению. Каждый курс
обеспечивается учебным пособием, программой
и методическими указаниями, помогающими
осваивать учебный материал. Разработанные
курсы объединены в учебные планы по ряду
специальностей определяемых образовательным
стандартом. При формировании этих планов использован
модульный принцип формирования учебных
планов, позволивший успешно сочетать
потребности студентов с требованиями
стандартов высшей школы. В рамках эксперимента
Министерства образования были детально
проработаны и внедрены на практике: технология
создания и работы региональных учебных
центров; система работы с авторами курсов
и преподавателями; порядок взаимоотношений
учебных заведений с их региональными
учебными центрами; множество других технических
и административных аспектов, без которых
невозможно создать сложную действующую
систему. Проводились эксперименты по
использованию TV-технологии. Однако, в
условиях
Информация о работе Информационно – коммуникационные технологии обучения