Информационно – коммуникационные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 13:05, реферат

Краткое описание

Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
1.Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………4
2.Современные информационно - коммуникационные технологии обучения…………………………………………………………………...8
3.Пути применения телекоммуникационных средств в обучении…….9
4.ИКТ и дистанционное обучение……………………………………….11
5.Виртуальная среда как основа дистанционного обучения…………..12
6.Заключение………………………………………………………………14
7.Список литературы………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Инф. ком. техн. обучения.docx

— 39.37 Кб (Скачать файл)

                                                            10

экономической нестабильности и скудности финансирования высшей школы, не представляется возможным рассматривать эту технологию как основную при создании масштабных систем дистанционного или открытого обучения. 
С другой стороны, широкое внедрение телекоммуникаций и, в частности, глобальной компьютерной сети Интернет в образование не позволяет рассматривать перспективные образовательные проекты в отрыве от технологий этой уникальной информационной и транспортной среды. А многочисленные успешные проекты по развитию российского сегмента Интернет убеждают в том, что именно эта транспортная среда наиболее перспективна для создания на ее основе общегосударственной образовательной системы открытого образования. Диапазон ее охвата очень широк - от средней школы до университетов с учетом различных форм послевузовского образования. На сегодняшний день, благодаря реализации ряда целевых программ, международных проектов, региональных проектов и инициативных программ образовательных учреждений обеспечен существенный прогресс в области доступности средств телекоммуникаций и информационных технологий для сферы образования. Применение сетевых компьютерных технологий в открытом и дистанционном образовании открывает новые возможности, основными из которых являются: организация совместных исследовательских проектов; расширение доступа к учебно-методической информации; организация оперативной консультационной помощи; организация сети открытого дистанционного обучения; формирование у партнеров коммуникативных навыков, культуры общения, умения искать информацию; моделирование научно-исследовательской деятельности; проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            11

5.  Дистанционные технологии  обучения 

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать: доставку обучаемым основного объема изучаемого материала; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала; оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии: предоставление учебников и другого печатного материала; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; видеопленки; трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям кабельное телевидение; голосовая почта; односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону; электронные (компьютерные) образовательные ресурсы. Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           12

       6. Виртуальная среда как основа дистанционного обучения.

Развитие современных средств ИКТ позволяет реализовывать технологии открытого и дистанционного образования на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации, позволяющие предоставлять и обрабатывать информацию самых различных типов. Одними из наиболее современных средств ИКТ, проникающих в сферу открытого образования являются различные средств моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название «виртуальная реальность». 
          К виртуальным объектам или процессам относятся электронные модели как реально существующих, так и воображаемых объектов или процессов. Прилагательное «виртуальный» используется для подчеркивания характеристик электронных аналогов образовательных и других объектов, представляемых на бумажных и иных материальных носителях. Кроме этого, данное прилагательное означает наличие основанного на мультимедиа технологиях интерфейса, продолжающего метафору реального пространства при работе с электронными моделями-аналогами. 
          Средства ИКТ, относимые к числу программ «виртуальная реальность» предоставляют не только звуковую и пространственную зрительную информацию, но также и тактильную (осязательную) информацию и создают иллюзию вхождения и присутствия обучаемых в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире», иллюзию перемещения пользователя относительно объектов этого мира. 
«Система виртуальной реальности представляет собой человеко-машинный интерфейс качественно нового типа, погружающий пользователя в трехмерный мир модели для непосредственного сенсорного восприятия этого мира, с прямым манипулированием объектами в нем».  
Системы «виртуальной реальности» обеспечивают прямой «непосредственный» контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них пользователь может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно «перевернуть» изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны. Пользователь может «шагнуть» в виртуальный мир, вооружившись «информационным костюмом», «информационной перчаткой», «информационными очками» (очки-мониторы) и т.п. При использовании подобных средств в системе открытого образования соответственно форме предоставления изменяется механизм восприятия и осмысления получаемой пользователем информации. Осмысление вербализованной учебной информации носит теоретический понятийный, графическо-теоретический образный или наглядно-образный

                                                               13

характер. 
При переходе к использованию систем «виртуальной реальности» в открытом образовании происходит качественное изменение восприятия информации, теперь оно осуществляется не только с помощью зрения и слуха, но и также с помощью осязания и даже обоняния. Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности открытого обучения на принципиально новом уровне. 
 Осмысление информации, предоставляемой системами «виртуальной реальности», может быть уже не только теоретическим, но и практическим, а именно: наглядно-образным или наглядно-действенным. Практическое мышление требует меньших усилий по сравнению с теоретическим, восприятие образной информации, как правило, легче восприятия символьной информации, поэтому программы более высокого уровня в состоянии обеспечить лучшее понимание и усвоение учебного материала в процессе открытого и дистанционного обучения. Однако, чем выше уровень программы, тем больше труда должно быть вложено в ее создание, тем совершеннее должно быть соответствующее аппаратное обеспечение. Перспективно использование этой технологии в системе открытого образования для развития пространственных представлений, для организации тренировок специалистов в условиях, максимально приближенных к реальной действительности.  Поразительны примеры использования систем «виртуальная реальность» в медицине для обучения хирургов проведению сложных операций, для задач реабилитации больных с различными нарушениями.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             14

                                                    Заключение

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения.

 В той мере, в какой человек участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и формированию умения самостоятельно пополнять свои знания. Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В любой педагогической деятельности как одно из средств активизации используется информационно-коммуникационная технология обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

                                                         15

                                     Список литературы:

1. Гузеев, В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех» / В.В. Гузеева - М.Центр «Педагогический поиск» 2004г.-230с.

2. Открытое образование - объективная  парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. - М.: МЭСИ, 2000г.

3. Образование и XXI век: Информационные  и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999г.

4. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007г.

5. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Информационно – коммуникационные технологии обучения