Информационные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

Цель работы - показать значимость ИТ в Российской системе образования на этапе широкомасштабного внедрения болонского процесса.
Задачи данной работы:
- рассмотреть основные понятия и этапы развития информационных технологий;
- обозначить основные моменты в изменении содержания образовательного процесса, связанные с внедрением компьютерных технологий;
- обозначить основные проблемы на пути развития компьютерных технологий в системе Российского образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Основные понятия термина и этапы развития ИТ…………………………....5
2.Содержание обучения в новую информационную эпоху………………….....9
3. Средства новых информационных технологий……………………………..13
Формы обучения в условиях внедрения НИТ……………………..……15
4. Проблемы внедрения новых информационных технологий……………….18
Различия в уровне информатизации учебных заведений разных регионов………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….……..21
Список использованной литературы…………………………………………...24
Список использованных сокращений…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 164.35 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный университет путей  сообщения»

«УрГУПС»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Профессиональная педагогика»

На тему: «Информационные технологии обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..…3

1.Основные понятия термина и этапы развития ИТ…………………………....5

2.Содержание обучения в новую информационную эпоху………………….....9

3. Средства новых информационных технологий……………………………..13

  • Формы обучения в условиях внедрения НИТ……………………..……15

4. Проблемы внедрения новых информационных технологий……………….18

  • Различия в уровне информатизации учебных заведений разных регионов………………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………….……..21

Список использованной литературы…………………………………………...24

Список использованных сокращений…………………………………………..25

Приложение………………………………………………………………………26

 

 

Введение

внедрение новая информационная технология обучение

Современный период развития общества характеризуется возрастающим значением информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. За короткий исторический период невероятно возросла значимость информации, которая превратилась не только в важнейшую движущую силу общественной жизни, но и стала определяющим фактором экономического развития. Параллельно с этим произошёл гигантский скачок в развитии технических средств, который позволил сделать их доступными для широкого круга задач и основной части населения экономически развитых государств.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внедрение новых информационных технологий (НИТ) в процесс обучения, наглядно иллюстрируется фактами из педагогической жизни, выход в свет специализированной методической литературы и периодических изданий.

В последнее  время, в центре внимания исследователей находятся вопросы по изучению сущности новых информационных технологий обучения, их дидактические, психолого-педагогические возможности применения в высших учебных заведениях.

Информационные технологии обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные  и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

А это приводит нас к выводу, что в современном обществе вопрос информационных технологий и их влияния на программы обучения – актуальный тренд в образовательных программах всех уровней.

Компьютерные технологии (новые информационные технологии (НИТ)) обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер (Г. К. Селевко).

Данное определение разделяется далеко не всеми авторами (некоторые авторы склонны расширять рамки данной формулировки и в качестве средства обучения называют не только компьютер, но и весь комплекс современных технических средств обучения (ТСО)), но именно от этого определения мы будем отталкиваться в данной работе.

Цель работы - показать значимость ИТ в Российской системе образования на этапе широкомасштабного внедрения болонского процесса.

Задачи данной работы:

- рассмотреть основные понятия и этапы развития информационных технологий;

- обозначить основные моменты в изменении содержания образовательного процесса, связанные с внедрением компьютерных технологий;

- обозначить основные проблемы на пути развития компьютерных технологий в системе Российского образования.

 

 

  1. Основные понятия термина и этапы развития ИТ

 

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов  сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если  в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная»  информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая»  технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая»  технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная»  технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием  которой является персональный  компьютер с широким спектром  стандартных программных продуктов  разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап  – «сетевая технология» (иногда  ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet.[6]

В последние  годы термин «информационные технологии»  часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».[4].

И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства , а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

К средствам  современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).[2].

По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

- создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;

- обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

- обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

- подготовить квалифицированные кадры;

- реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.[2].

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Международные образовательные учреждения разрабатывают  новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую  образовательную систему - создание учебным заведениям России условий  для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду:

- совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;

- переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;

- информатизация процесса обучения и воспитания;

- оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

- создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

- создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

- участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.[1].

 

  1. Содержание обучения в новую информационную эпоху

 

Новое время выдвинуло новые требования к содержанию образовательного процесса. Огромное значение приобрела компьютерная грамотность, без которой человеку сложно приспособиться к современной действительности и стать успешным членом общества (что, кстати, касается не только учащихся, но и педагогов). В структуру содержания компьютерной грамотности входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

- знание современных операционных систем и владение их основными командами;

- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения и владение их основными функциями;

- владение текстовыми редакторами;

- представление о программировании и его возможностях;

- опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Данный список требований не является исчерпывающим и он постоянно пополняется. [2].

В течении многих столетий главным источником знаний для студентов была книга и преподаватель, как авторитетный носитель знаний. Теперь ситуация коренным образом меняется. Книга всё больше уступает своё место компьютеру, который через локальные и глобальные сети связан с многочисленными базами данных (базы знаний, интерактивные энциклопедии и т. д.). И именно эти базы данных, которые хранят гораздо больший объём данных, чем классический учебник, оказывают всё возрастающее влияние на формирование содержания образовательного процесса. Информационные сети и базы данных делают доступной уникальную информацию, с которой раньше можно было ознакомиться только в специализированных библиотеках и архивах. Это открывает новые перспективы для развития творческой деятельности студентов.

Информация о работе Информационные технологии обучения