Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:27, реферат
Цель работы - показать значимость ИТ в Российской системе образования на этапе широкомасштабного внедрения болонского процесса.
Задачи данной работы:
- рассмотреть основные понятия и этапы развития информационных технологий;
- обозначить основные моменты в изменении содержания образовательного процесса, связанные с внедрением компьютерных технологий;
- обозначить основные проблемы на пути развития компьютерных технологий в системе Российского образования.
Введение………………………………………………………………………..…3
1.Основные понятия термина и этапы развития ИТ…………………………....5
2.Содержание обучения в новую информационную эпоху………………….....9
3. Средства новых информационных технологий……………………………..13
Формы обучения в условиях внедрения НИТ……………………..……15
4. Проблемы внедрения новых информационных технологий……………….18
Различия в уровне информатизации учебных заведений разных регионов………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….……..21
Список использованной литературы…………………………………………...24
Список использованных сокращений…………………
Ещё одним конкурентом современному учебнику становятся электронные учебники и пособия, которые, благодаря бурному совершенствованию портативных технических устройств, уже сейчас в ряде учебных заведений заменили бумажную книгу. Электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на электронных носителях, в которых отражено основное содержание учебной дисциплины. Электронные учебники (ЭУ) могут либо дополнять традиционный учебник, либо полностью заменять последний. [3].
Отличительной особенностью электронных учебников является их гипертекстовое содержание. Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового и иллюстративного материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова-ссылки, имеющие привязку к другим текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи и получения информации.
Ещё одним серьёзным конкурентом для традиционного учебника может стать интерактивная доска. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Она представляет из себя визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал наглядно и увлекательно. Такая доска позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют студентам взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении сложных абстрактных идей и концепций. На такой доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся в процесс.[6].
Распространение получают и обучающие программы, которые выступают не только как источник знаний, но и в качестве опытной площадки, а также позволяют произвести контроль и оценку качества знаний у студентов. Выделяют следующие разновидности обучающих программ:
- демонстрационные программы;
- программные средства тестирования и контроля уровня знаний;
- программные средства для математического моделирования;
- тренажеры;
- информационно-справочные системы;
- автоматизированные обучающие системы;
- экспертные обучающие системы;
- интеллектуальные обучающие системы.
Особое место занимают игровые обучающие программы, которые способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.
Роль исключительного носителя знаний постепенно утрачивает и преподаватель. За преподавателем остаётся роль организатора учебного процесса и инструктора. Кроме этого, преподаватель осуществляет индивидуальное наблюдение за студентами, оказывает индивидуальную помощь, следит за правильной работой компонентов информационной среды (различные виды учебного и демонстрационного оборудования).[1].
Абсолютно новые и уникальные возможности для образовательного процесса даёт глобальная компьютерная сеть Internet:
- общение со сверстниками из всех частей мира с обменом информацией и возможностью организации совместных творческих проектов (это направление особенно бурно стало развиваться после того, когда техническое состояние сетей позволило организовывать видеоконференции);
- привлечение научной и культурной информации из многочисленных баз знаний, музеев, хранилищ мира;
- отслеживание событий в мире через многочисленные интернет-сервисы.
Такой успех компьютерных технологий в современном образовании связан с тем, что компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
- при объяснении нового материала;
- для закрепления и повторения уже пройденного учебного материала;
- для контроля знаний, умений и навыков.[4].
Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) подразумеваются аппаратные и программные средства и устройства, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, созданию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации. Параллельно с термином «средства новых информационных технологий» в педагогической литературе имеет хождение термин «компьютерные средства обучения» (КСО).
Бурный технический прогресс последнего времени привёл к тому, что СНИТ выделились в качестве отдельного комплекса средств обучения из более широкого комплекса технических средств обучения (ТСО), к которому традиционно причисляются ЭВМ, телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, кинопроектор, диапроектор и т.д.. Более того, компьютер доказал своё превосходство над другими ТСО (более высокое качество хранения, отображения и передачи информации) и фактически их вытеснил и заменил.
К СНИТ относятся:
- ЭВМ (ПК);
- локальные сети;
- периферийное оборудование современных ЭВМ;
- современные средства связи;
- программные продукты (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, тренажёры (репетиторы), программы дистанционного обучения, контролирующие программы и другие);
- методические материалы для преподавателей.
Данный список не является законченным и, вероятно, со временем будет пополнен новыми СНИТ. Но даже в этом случае, скорее всего, все средства компьютерных технологий можно будет разделить на две большие категории:
- аппаратно-технические средства;
- программная среда (набор программных средств для реализации НИТ).
Перечисленные выше средства новых информационных технологий дали в руки современных педагогов целый ряд уникальных возможностей, которых не было в распоряжении наших предшественников:
- быстрая обратная связь между пользователями (студент-студент, студент-преподаватель, студент-ЭВМ), что особенно очевидно при дистанционном обучении;
- использование компьютера как средства наглядности на уроках (что очень актуально для российских учебных заведений, в которых существует острый дефицит наглядных пособий);
- хранение больших объемов информации в базах данных с возможностью её анализа и передачи;
- лёгкий доступ пользователей (студентам и преподователям) к многочисленным существующим базам данных, обмен информацией через сети;
- автоматизация процессов информационно-поисковой и информационно-творческой деятельности;
- автоматизация процессов организационного управления учебной деятельностью;
- автоматизированный контроль и самоконтроль результатов учебной деятельности, тренировка и тестирование. [6].
Формы обучения в условиях внедрения НИТ
Коллективная форма обучения
На данный момент СНИТ активно используются в рамках классической классно-урочной системы, что позволяет минимизировать такие негативные моменты классно-урочной системы, как недостаточный учёт индивидуальных различий, слабая связь университета с жизнью и подавление самовыражения обучаемых. Часто выделяют так называемый компьютерный урок как отдельную разновидность урока со своими особенностями:
- для проведения компьютерных уроков класс должен быть поделен на группы наполняемостью не более 15 человек;
- особые санитарно-гигиенических норм для работы с компьютером;
- осуществление дифференциации и индивидуализации при работе на персональном компьютере и т.д..
Кроме этого появились такие новые коллективные формы обучения, как проблемные интернет-лекции и семинары, сетевые диспуты. Сетевые технологии позволяют организовать общение учащихся с экспертами в какой-либо области в форме онлайновой встречи. При этом национальные границы уже не являются помехой на пути такого общения.
Одной из самых перспективных форм организации учебной деятельности с использованием сетевых технологий стали видеоконференции. Видеоконференция позволяет преподавателю и учащимся, удаленным друг от друга зачастую на огромные расстояния, организовывать учебный процесс схожий с традиционным. Но с помощью этой формы обучения можно не только реализовать взаимодействие преподаватель - учащиеся, но и возможна коллективная работа учащихся, находящихся в разных населенных пунктах и даже странах (такой опыт уже имеется странах загнивающего Запада и доказала свою эффективность).[1].
Групповые формы обучения
НИТ открыло новые горизонты и для уже давно развивающейся групповой формы обучения. Если раньше групповая форма обучения могла быть организована только в стенах учебного заведения, группы, то теперь в этом отпала необходимость. Используя возможности современных телекоммуникаций, участники группы могут вести совместную познавательную и творческую деятельность даже находясь в разных концах мира. [1].
Индивидуальная форма обучения
Внедрение новых информационных технологий позволило продолжить и углубить уже существовавшую тенденцию к индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения направлена на развитие способностей студентов с учётом их способностей, склонностей и интересов.
Одна из новых форм индивидуального обучения, которая получила развитие благодаря информационным сетям - сетевое менторство (или, что более привычно для русскоязычного пользователя, наставничество). Сетевой ментор - профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос как в рамках учебной программы, так и вне ее. Эта форма обучения особенно актуальна при работе с одарёнными, талантливыми учащимися.
К индивидуальным формам обучения относят и метод проектов, который тоже получает новые возможности благодаря внедрению НИТ. Метод проектов – это обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий. При этом учащиеся могут использовать при работе над проектом компьютер и другие СНИТ.
Дальнейшее развитие индивидуальных форм обучения привело в конце 20 века к бурному росту популярности так называемого дистанционного обучения.[1].
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение (иногда ещё используется близкий термин "виртуальное обучение") не является порождением современной информационной эпохи. Оно, как способ организации заочного обучения, зародилось в начале двадцатого века. Но именно компьютеризация и «интернетизация» конца XX столетия дали сильнейший толчок для развития системы дистанционного обучения (СДО). И это вполне закономерно, так как именно эта система может наиболее адекватно, быстро и гибко реагировать на потребности государства и общества, на социальный заказ, открывает новые возможности для самореализации личности в современном обществе высоких технологий.
Ещё одним весомым аргументом в пользу развития дистанционного обучения является то, что, согласно оценкам ряда авторитетных экспертов, эта система обучения дешевле традиционной системы обучения и в будущем, вероятно, разница в стоимости между ними будет только возрастать.
Долговременная цель развития СДО - дать возможность каждому желающему, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого учебного заведения. Это предполагает переход от концепции физического перемещения учащихся и педагогов из города в город, из региона в регион, из страны в страну к концепции мобильности знаний и идей. Популярность дистанционного обучения в мире растёт и Россия не является исключением из этой общемировой тенденции, но на этом направлении мы значительно проигрываем таким лидерам, как США и Западная Европа. [1]
Несмотря на огромные успехи последних лет в деле внедрения новых информационных технологий в российское образование, остаются актуальными целый ряд проблем, которые замедляют и тормозят прогрессивное развитие в данной области. Далее постараемся перечислить наиболее важные из этих барьеров на пути компьютеризации российских высших учебных заведениях.[5].
Нехватка финансовых средств - компьютеризация образования — процесс дорогостоящий, требующий не только крупных вложений на этапе внедрения новых технических средств в процесс образования, но и последующих значительных затрат на поддержание работоспособности и обновление технических средств.
Проблема доступности программного обеспечения - развитие НИТ в сфере образования породило такую специфическую проблему, как необходимость снабжения учебных учреждений современным и качественным программным обеспечением, которое часто является коммерческим, платным продуктом и его распространение защищено международными и российскими юридическими нормами. У этой проблемы есть всего два возможных варианта решения. Первый вариант заключается в использовании коммерческих программных продуктов при соблюдении всех предъявляемых российским законодательством правовых норм по защите авторских прав. Этот путь сопряжён с огромными (в масштабах Российской Федерации) финансовыми затратами как на стадии внедрения программного продукта, так и, как правило, при его последующем обновлении. Второй способ решения данной проблемы заключается в переходе учебных учреждений на свободное программное обеспечение (СПО). Переход на СПО не требует каких-либо значительных финансовых затрат, но, даже имея такой неоспоримый плюс, свободное программное обеспечение не получило широкого распространения в системе российского образования. И для этого есть свои веские причины. Перечислим основные барьеры на пути внедрения СПО в процесс обучения: