Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:04, курсовая работа
Цель исследования – изучение формирования коммуникативных умений и навыков на уроке английского языка с учетом использования видеофильмов.
Исходя из намеченной цели, в исследовании поставлены следующие задачи:
Провести анализ научных исследований по изучаемой проблеме.
Изучить существующие методы формирования коммуникативных умений и навыков при использовании видеофильмов.
Создать комплекс упражнений, направленный на формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков при просмотре видеофильмов на иностранном языке.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Использование видеофильмов на уроке иностранного языка
Возможные проблемы, связанные с использованием видеофильмов на уроке…………………………………………………………………………...6
Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке ..................8
Критерии отбора видеоматериалов для урока………………………….…11
Упражнения для работы с отдельным сегментом………………………...13
Этапы работы с видео и их задачи
Дотекстовый этап (pre-viewing)………………………………………….15
Текстовый этап (while viewing)…………………………………..............17
Послетекстовый этап ((post) after-viewing)……………………………...20
Использование видео на различных этапах обучения……………………21
Использование видео на начальном этапе обучения…………………...21
Использование видео на среднем этапе обучения……………………...24
Использование видео на старшем этапе обучения……………………...29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33
Приложения……………………………………………………………………...34
Приложение 1. Примерные формулировки заданий, используемые для предвосхищения содержания текста…………………………………………...35
Одной из учебных задач, которую можно решать с помощью видео на начальном этапе, является повторение лексики и расширение словарного запаса.
Для этого годится любой отрывок от 30
секунд до 1 минуты, в котором
представлены предметы, действия или
характеристики по соответствующей,
лексической теме. Желательно, чтобы
отрывок сопровождался музыкой или
англоязычным текстом. Если нет возможности
получить такую видеозапись,
запишите отрывок с текстом на родном
языке, убрав звук.
В зависимости от размера учебная группа
делится на подгруппы или
пары, каждая из которых получает свое
задание. Задания не обязательно
должны быть разными, они могут дублироваться
для некоторых групп или пар.
Учащиеся смотрят отрывок, где представлены
разные животные (профессии,цвета, люди,
совершающие различные действия). Затем
обсуждают в группах (парах) увиденное. При необходимости
они могут пользоваться словарем или обращаться
за помощью к преподавателю.
Пример заданий:
Потом учащиеся отвечают на
вопросы. При этом учитель предупреждает, что они посмотрят отрывок еще
раз и должны будут проверить, насколько правильно группа выполнила
свое задание.
Затем вы смотрите отрывок второй
раз и проверяете правильность ответов.
Видео можно использовать и
для введения новых лексических единиц
или
новой лексической темы.
Как в этом случае, так
и для задания "опишите картинку"
можно
использовать функцию "пауза"
(freeze-frame), чтобы у учащихся, была
возможность разглядеть все
детали на экране.
Другой задачей, которую можно
решить с помощью видео на данном этапе,
является задача обучения пониманию
речи на слух.
Следует отметить, что использование
видео для обучения аудированию
имеет свои положительные и
отрицательные стороны. С одной стороны, видеозапись,
по сравнению с аудиозаписью, носит более жизненный характер - учащиеся
не только слышат, но и видят говорящих,
их мимику
и жесты, а также получают информацию
о широком контексте происходящего - месте действия, возрасте участников
и пр. С другой стороны, все эти факторы
отвлекают слушающего от собственно речи,
и
он может увлечься разглядыванием
картинки, вместо того чтобы
сосредоточиться на аудировании.
Поэтому, особенно на начальном этапе, ученики перед просмотром должныполучить четко сформулированное задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться.
Также на данном этапе обучения можно использовать такой тип упражнений, который называется «Предсказание».
Учитель подготавливает отрывок из телепрограммы, спектакля или фильма, из которого довольно быстро можно понять, как дальше будут развиваться события.
После этого учитель готовит табличку (таблица 1).
TOPIC |
|
SISHTS |
|
WORDS |
|
SOUNDS |
Таблица 1
Раздает учащимся таблички
или рисует таблицу на доске, при
этом
учитель говорит, что покажет
начало отрывка и надо придумать, как будут
развиваться события, а затем
необходимо заполнить табличку.
Учитель показывает достаточно большой кусок отрывка, чтобы можно было понять сюжет и его дальнейшее развитие.
Учащиеся в парах обсуждают
увиденное и заполняют
TOPIC - тема отрывка,
SISHTS - что они ожидают увидеть,
WORDS - какие слова они ожидают
услышать,
SOUNDS - какие звуки они ожидают
услышать.
Преподаватель обсуждает с детьми их догадки.
Затем показывает оставшийся отрывок видеофильма.
Учащиеся обсуждают в
парах, что они увидели, услышали
и сравнивают с тем, что они ожидали увидеть.
Учитель с классом обсуждает,
оправдались ли их ожидания. При
необходимости, отрывок смотрят
еще раз.
Варианты:
• во время просмотра учитель
делает паузы, чтобы учащиеся
угадывали, что случится дальше;
• учитель говорит ученикам,
что они увидят, затем до просмотра учащиеся
отвечают на следующие вопросы:
Если это необходимо, перед тем как ответить
на вопросы, учитель
показывает начало отрывка.
С тем чтобы учащиеся могли предсказать следующую реплику, учителюследует останавливаться перед каждой репликой.
Можно использовать следующее упражнение: учитель рассказывает, о чем будет отрывок, и на доске записывает названия шести предметов или имена людей, из которых четыре появятся в отрывке, а два нет. Дети должны будут предсказать, какие четыре появятся. Это прекрасный способ введения активной лексики.
1.6.2. Использование видео на среднем этапе обучения
1. Five W's and H (10- 15 минут)
Из телевизионной программы новостей учитель выбирает отрывок, который читает диктор и который содержит достаточно материала, чтобы задать все виды специальных вопросов.
Учитель объясняет классу, что они сейчас
увидят настоящие новости, в
которых содержится информация для ответа
на вопросы:
На доске учитель записывает эти шесть вопросов, предупреждает учеников о том, сколько именно новостей будет в данном отрывке.
После второго просмотра
учащиеся отвечают на эти шесть вопросов.
Затем можно предложить посмотреть
новости в третий раз, после чего
надо написать маленькую статью,
содержащую новости, услышанные по
телевизору. Можно дать это
в качестве домашнего задания.
2. Настоящие
вопросы (15-20 минут)
Учитель выбирает отрывок из документального фильма или новостей, который представляет интерес для учащихся. Новости должен сообщать диктор на экране (не за кадром).
Учитель выясняет у учащихся, что они знают о предмете, который освещается в новостях. Ответы записываются на доске.
Учитель предлагает учащимся задать несколько (2-3) вопросов на эту тему.
Разбившись на группы, учащиеся составляют еще минимум три вопроса на ту же тему.
Перед просмотром учитель предупреждает, что на некоторые вопросы в предлагаемом отрывке, возможно, будут ответы. Они могут быть высказаны прямо, косвенно, или их не будет вовсе. Задача учащихся - определить, на какие вопросы в отрывке будут даны ответы.
Учащиеся просматривают отрывок.
Представители групп читают вопросы, на которые они получили ответы.
На оставшиеся вопросы
учитель предлагает найти ответы
в виде домашнего задания или группового "проекта".
3. Биографии
(20-30 минут)
Учитель выбирает отрывок
на 5-10 минут, в котором персонажи
общаются между собой. Отрывок должен
дать ответы или стимулировать догадки
по поводу того, кто эти персонажи, откуда
они и пр. В том случае, если ученики уже хорошо понимают устную речь,
можно показать им более длинный отрывок
или целый фильм.
На доске записаны вопросы:
Учитель объясняет, о чем будет отрывок, и ученики выбирают одного из персонажей.
После просмотра ученикам надо написать его краткую биографию, начав с ответов на вопросы, написанные на доске.
Ученики смотрят отрывок.
Дается время для написания биографии.
После этого учащиеся в группах обсуждают по очереди "свои" биографии.
Ученики смотрят отрывок
еще раз, чтобы обнаружить, что
подтверждает или опровергает предположения,
сделанные учащимися.
4. Обзор мнений потребителей
Учитель выбирает рекламу
товара или услуги, которая может
заинтересовать учеников. Раздает анкету, отвечая
на вопросы которой можно выяснить, сколько времени (в день, в неделю,
в месяц) в среднем они смотрят
телевизор.
Учитель делает предупреждение, что покажет рекламный ролик. На доске записывает вопросы, на которые надо ответить:
Ученики просматривают рекламу.
Учащиеся в группах обсуждают свои ответы на вопросы.
Ученики просматривают ролик
ещё раз, чтобы можно было убедиться
в
правильности ответов.
5. Заполните
видеопропуск (10-15 минут)
Учитель подбирает отрывок, в котором хорошо просматривается сюжетная линия. Записывает его начало и конец (длиной примерно по минуте).
Объясняет классу, что будет
показано два отрывка. Задача учащихся
-
написать историю, которая связывала
бы эти отрывки.
Ученики смотрят первый отрывок.
Учащиеся (в группах) обсуждают ситуацию и персонажей (и представитель группы высказывает мнение группы).
Ученики смотрят второй отрывок. Порядок обсуждения такой же.
Сравнивают два отрывка - место, события, отношения персонажей и пр.
Каждая группа сочиняет историю,
соединяющую эти два события.
Представитель каждой группы
зачитывает (или рассказывает) свой вариант.
Учащиеся сравнивают убедительность и другие достоинства рассказа.
Ученики смотрят весь отрывок
целиком, затем сравнивают свои истории
с оригиналом.
6. Создайте видеоклип
(40-50 минут)
Учитель подбирает музыкальный
видеоклип, желательно такой, который
класс не видел, записывает слова
песни, делает анкету из двух частей: в первой - вопросы по тексту песни
и ее исполнению, а во второй - по
сопровождающему ее видеоряду. Раздает слова ученикам. Обсуждаются
настроение и содержание песни. Раздает анкету. Учитель предупреждает
класс, что сначала они будут только слушать песню, поэтому отвечать
надо на первую часть анкеты.
Проигрывается песня на магнитофоне или на видео, при этом изображение закрывается.
Учащиеся в группах обсуждают, каким изображением они сопроводили бы те или иные части песни (вторая часть анкеты).
Группы рассказывают, какой видеоклип они сделали бы для этой песни.
Учитель показывает видео.
Класс отвечает на вопросы:
Видео демонстрируется еще раз, чтобы
прояснить спорные моменты.
7. Реконструкция (15-20 минут)
Учитель выбирает отрывок с ясной сюжетной
линией. Очень хорошо
походит для этой цели немые фильмы.
Объясняет классу, что покажется отрывок,
в котором произойдет определенное событие
(например, ограбление). Задача учеников
состоит в том, чтобы запомнить как можно
больше деталей и затем изложить их в хронологическом
порядке.
Учащиеся просматривают отрывок.
Учащиеся работают в группах, обсуждая
увиденное и записывая в правильном порядке.
Представитель каждой группы читает свой
список. Класс решает, какой список самый правильный и полный.
Учащиеся просматривают отрывок снова,
учитель делает паузы, чтобы уточнить детали.
Можно также останавливать изображение
и просить, чтобы учащиеся сказали, что произойдет после этого.
1.6.3. Использование видео на старшем этапе обучения
1. Рецензия
Данное упражнение имеет смысл предлагать только в том случае, если класс хорошо понимает устную речь.
Учитель выбирает фильм, который должен понравиться ученикам. Составляет вопросы, которые привлекают внимание класса к тому, что необходимо для написания рецензии. Учитель решает, какой длины должна быть рецензия (например, из газеты).
Раздаются вопросы. Учитель объясняет ученикам, какого рода информация обычно содержится в рецензии. Обсуждает вопросы с учениками, чтобы все точно поняли, что от них требуется.
Ученики просматривают фильм целиком
или частями, если это необходимо. Затем
учащиеся в группах обсуждают вопросы
и ответы на них.
В качестве домашнего задания ученики
пишут рецензию на фильм.
2. Дебаты
Данное упражнение также предназначено для групп, хорошо владеющих языком.
Учитель выбирает отрывок, содержащий
какую-то идею, которая может вызвать разногласия.
Это утверждение учитель записывает на
доске.
Учитель предупреждает учеников, что
покажет отрывок, в котором содержится
эта идея.
Ученики смотрят отрывок.
Преподаватель объясняет, что
в обсуждении все должны высказаться,
используя доводы "за"
и "против".
Выбираются две команды (по 2-4 человека), которые будут представлять ту или другую точку зрения. В каждой команде должен быть капитан. Капитан в начале высказывает точку зрения команды и в конце подводит итог.
Если есть время и необходимость, ученики просматривают отрывок еще раз.
Информация о работе Использование видеофильмов с целью совершенствования устной речи учащихся