Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:45, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.
2. Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
3. Изучить специфику развития математических способностей
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5
1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17
1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность…….........................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня математического развития дошкольников…………………………………………………………………..22
2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр…………………………………..………………………….27
2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30
Заключение ………………………………………………………..…………..35
Список литературы …………………………………………………………..38
Для подкрепления порядкового счета помогают дидактические игры с таблицами направляющихся героев сказок в гости к другим сказочным героям. Кто будет первый? Кто идет второй? Через дидактические игры добиваемся от детей верного использования как количественных, так и порядковых числительных. Знакомим детей с основанием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учим детей преобразовывать равноправие в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Какое число спряталось?», «Составь число», «Кто первый назовёт, какой игрушки не стало?» и многие другие мы используем на занятиях в легкое время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Такое многообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Так же через дидактические игры представляем детей с днями недели. Подсказали, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.
Дети с наслаждением играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываем к доске 7 детей, пересчитываем их по порядку, даём им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры «Назови скорее дни недели», «Назови пропущенный месяц (день недели)», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
Трехмерные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко3.
В начале каждого обучения проводили игровой момент: любую игрушку прятали где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирали ребенка и прятали игрушку по взгляду к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда воспитательница давали этим ребятам вероятность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, использовали появление какого-либо сказочного героя. Например, игра «Помоги Карлсону найди потерянную игрушку». Распечатываем конверт, читаем: «Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 4 шага и т.д.» Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, усложнили для них задания – т.е. в письме были не показ месторасположения игрушки, а только способ. По схеме дети должны назначить, где отыскивается скрытый объект.
Для утверждения знаний о форме геометрических фигур с целью повторения вещества средней группы, предложили детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. В эти дидактические игры можно играть и усовершенствовать знания индивидуально в свободной занятия. В своей работе используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от персональных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор и выложи его», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на своё место», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовёт».
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» употребляем на занятиях и в незанятое время, с целью утверждения знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей:
а) Составление изображения
предмета из геометрических фигур (работа
по готовому расчлененному образцу)
б) Работа по условию (собрать фигуру человека,
девочка в платье)
в) Работа по собственному замыслу (просто
человека)
Дети анализируют свои
фигуры, находят сходства и различия
в решении конструктивного
В дошкольном возрасте у детей инициируют определяться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует массу дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие созидательных способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и оказывать содействие вырабатыванию самобытного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Кроме того, приносили задания такого нрава: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложнялись. Предлагали выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Употребляя различные дидактические игры в труду с детьми, мы удостоверились в том, что играя, дети лучше заимствуют программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Особенно широко используются дидактические игры на уроках математике в школе. Поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную, то через использование дидактических игр переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. В своей педагогической работе учителя первых классов большое внимание уделяют дидактической игре на уроке и во внеклассной деятельности4.
Дидактическая игра разрешает не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавать деятельность детей. Игра помогает учителю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме. Сначала дети проявляют внимание только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого отзывчивость в игре невозможно. Постепенно у детей порождается интерес и к самому предмету обучения – математике.
В процессе игры у детей производится обыкновение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, формируется внимание, влечение к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с большим вожделением, прилагают все усилия, чтобы не подвести приятелей по игре.
Младший школьник полагает наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр употреблять наглядность. Игра должна быть занимательной, увлекательной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительность заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
Дидактические игры недолговременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная энергичность сражающихся, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно значительно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы выводом задачи был занят один ребёнок, а другие действовали.
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует личного подхода к детям. Учитель должен считаться с персональными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать поручение надо легче, другому – труднее, одному стоит задать навевающий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает справедливый ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, восхваляет за малейшую удачу.
Учителя в начальной школе обстоятельно относятся к дидактической игре и активно применят её в своей педагогической деятельности. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний обучающихся.
В практике начальной школы существует опыт применения игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
При изучении раздела «Нумерация количеств первого десятка» используются такие игры, с поддержкой которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и последующего числа. На этом этапе можно использовать игру «Составим поезд». На основе употребления игры «Составим поезд» учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его двукратно.
Для утверждения состава чисел можно предлагать подобающие игры: «Помогите медвежонку правильно решить примеры, вставляя разрядное слагаемое», «Правильно расставить знаки», «Угадай-ка!», «Эстафета». Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривать все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде состязания по рядам. В дальнейшем можно следующие проводить игры-соревнования на утверждение и улучшение математических знаний и способностей.
Здесь используются следующие эстафеты «Очень длинный пример» (на доске – примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?), «Собери робота» (участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?), «Каждому по примеру» (количество примеров на доске отвечает числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и находить решение по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры), «Найди цифру» (на доске два плаката, где в путанице прикрепление цифры от 1 до 50. Участники команд по очереди снимают цифры по порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд).
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры нужно при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры нужны в учебе и формировании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целеустремленная созидательная деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир5.
Применение дидактических игр увеличивает действенность педагогического процесса, кроме того, они способствуют формированию памяти, мышления у детей, оказывая немалое влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в ходе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр сообщилась в радость учения.
1.2. Специфика развития математических способностей
В связи с вопросом вырабатывания и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к разнообразным внешностям деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических свойств человека, отвечающих требованиям данной занятия и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.
Совместный закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе изучения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в ходе урока, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно вырабатывать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего сориентировать на несколько распространенных среди педагогов истин.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с вырабатыванием действительно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Информация о работе Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка