Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.
2. Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
3. Изучить специфику развития математических способностей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5
1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17
1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность…….........................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня математического развития дошкольников…………………………………………………………………..22
2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр…………………………………..………………………….27
2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30
Заключение ………………………………………………………..…………..35
Список литературы …………………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курс теория Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка.doc.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает  девять способностей (компонентов математических способностей)6:

1) Способность  к формализация математического материала, к отделению  формы от содержания, отвлечению от конкретных количественных отношений и трехмерных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

2) Способность  обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь  от несущественного, видеть общее во внешне различном;

3) Способность  к оперированию числовой и  знаковой символика;

4) Способность к «последовательному, правильно поделенному логическому   рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах,      обосновании, выводах;

5) Способность сокращать  процесс рассуждения, думать повернутыми       структурами;

6) Способность к обратимости  мыслительного процесса (к переходу  с прямого  на обратный ход  мысли);

7) Гибкость мышления, способность  к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и  трафаретов;

8) Математическая память. Можно допустить, что её характерные      особенности также вытекают из особенностей математической науки, что      это память на обобщения, формализовать структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным  выступлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

 

1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность

 

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в  жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В  игре удается привлечь внимание детей  к таким предметам, которые в  обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра дает возможность  решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной  и привлекательной для детей. Надобность в игре и желание играть у дошкольников необходимо употреблять и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, заслуживающая перед воспитателей, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и возбудимую сферу.

Наиболее трудным темой для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем многообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.

Сейчас я  расскажу о том, какие игры я употребляю для формирования математических представлений у детей. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, в частности, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Последнее время детям очень нравится дидактический материал под названием «Игры Воскобовича». Дети с большим удовольствием собирают различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр и цветов7.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также приходиться по душе игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не идет, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Также использую такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша». Дети высказывают фигурки как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото», «Кодирование фигур». Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольник, кругов».

Очень часто употребляю на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

 

В подготовительной группе начали представлять детей с различными линиями. Учим детей различать жесткие и гибкие линии, например: палка – веревка. Сейчас дети знают и различают 7-8- различных линий. Для закрепления знаний о линиях играли в игру «Путаница» (автор Шаехова)-найти ломаную линию и обвести ее красным карандашом, пунктирную – синим и т.д.

После того, как  познакомила детей с понятием «отрезок», провела игру «Сколько отрезков» - начертила отрезок, обозначила его  буквами АБ, затем разделила отрезок точкой В и предложила детям сосчитать сколько получилось отрезков.

Работая по разделу  «Измерение величины» кроме обычных, всем известных методов использую  такие игры как: измерить шагами, пальцами условной меркой, давала детям творческое задание: Помогите найти ответ на нестандартные вопросы:

Как измерить длину  ядовитой змеи?

Чем можно измерить силу человека?

Чем измерить шум  дождя? Его силу?

По разделу  «Количество и счет» также  использую дидактические игры. Например: «Чет-нечет», «Назови число на единицу больше меньше». Интересно проходят игры «Сколько нас без одного» (обратный счет), «Какое число я задумала».

При исследовании чисел второго десятка использовала игры: «Кто знает, пусть дальше считает», «Какие числа пропущены», «Назови соседей».

В подготовительной группе представила детей со знаками +, - ,=. Сейчас наши дети решают примеры на сложение и вычитание.

Чтобы детям  было увлекательнее выполнять, то задание, мы решили превратить сухое решение примеров в формирующую игру «Оживи картинку». Даю детям картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету. Это задание дети очень любят и выполняют с особым удовольствием.

При формировании циклических изображений я могу предложить такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней».

Очень часто  на своих занятиях я использую  задачи- шутки – это занимательные  игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задачи- шутки используем в проведении математических досугов. К примеру: «Сколько орехов в пустом стакане?», «Сколько лап у двух медвежат?».

С помощью вырабатывающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не взойдет им трудным и скучным8.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников

2.1. Диагностика  выявления уровня математического  развития

 

Методы исследования:

1.Анализ специальных  литературных источников.

2. Педагогический  эксперимент:

-констатирующий (диагностика математического развития детей,  соответствие  его современным требованиям),

- формирующий  эксперимент,

- контрольный  эксперимент.

3. Методы математической  обработки данных.

Организация исследования:

    Исследование  проводилось в три этапа в период с сентября 2010г. по  май  2011г. на базе ДОУ  №  30  «Солнышко».  В  исследовании  принимали  участие две однородные группы  детей,  каждая  из  которых  насчитывала  по десять детей в возрасте 4-5 лет.

 На  первом  этапе   (сентябрь-   октябрь)изучалась   и   анализировалась  литература, подбиралась система игр. При анализе литературы были изучены 44  источника,  куда  вошли  работы  учёных,  монографии,  статьи,   освещающие  передовой педагогический опыт.  Проанализировано  8  источников литературы.

    На  втором этапе (ноябрь-декабрь)  проводилось  обследование  двух  групп детей  (экспериментальной   и  контрольной)  с  целью   выявления  их  уровня  математического  развития перед началом  эксперимента,  а  также  после  его   окончания9.

    Основной педагогический эксперимент проходил с января 2010г.  по  апрель  2011г. с целью проверки эффективности разработанной системы игр. На третьем  этапе   проводились   обобщения,   математическая   обработка    полученных  результатов.

Педагогический  эксперимент

Взяла две группы детей (по десять человек)  среднего  дошкольного  возраста: контрольную  группу,  работающую  по  "Программе  воспитания  и  обучения  в детском  саду " под ред. Васильевой, экспериментальную  группу, работающую  по предложенной мною методике.

Констатирующий  эксперимент прокладывался  с целью выявления уровня  развития каждого ребёнка. В качестве  главного  метода  исследования  использовалась диагностика математического развития. Детям были предложены четыре теста,  в состав который входили дидактические игры.

 Методы  исследования количественных представлений

Задание 1.   Сосчитай себя

Цель: Анализ количественных представлений у дошкольников

Ход задания: 1. Назвать части своего тела, которых по  одной (голова,  нос,  рот,  язык, грудь, живот, спина).

  1. Назвать  парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги). 3.

  2. Показать  те органы тела, которые можно  считать до пяти  (пальцы  рук   и    ног).

 

Задание 2. Зажги звёзды10

Цель: Анализ количественных представлений у дошкольников

Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего  цвета -  модель  ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки ( до пяти).

1. "Зажечь" (концом кисти)  столько  "звёзд  на  небе",  сколько  изображено фигур на числовой карточке.

2. Тоже самое.  Выполнять, ориентируясь  по  слуху   на  количество  ударов  в бубен  или под крышкой стола, сделанных  взрослым.

 

Задание 3. Помоги Буратино

Цель: Анализ количественных представлений у дошкольников

Игровой  материал:  игрушка Буратино,  монеты  (в  пределах  7-10  штук).

Задание: помочь  Буратино  отобрать  такое количество  монет,  которое ему подарил Карабас Барабас.

Величина

Задание 4.   Ленточки

Цель: Анализ представлений  о величине у дошкольников

Игровой  материал:  полоски бумаги  разной  длины-   модели   лент.   Набор карандашей.

1.Самую длинную  "ленточку" закрась синим   карандашом,  "ленточку"  покороче закрась красным карандашом и т.д.

2. Уравнять все  "ленточки" по длине.

 

Задание 5. Разложи карандаши

Цель: Анализ представлений  о величине у дошкольников

Ход задания: На  ощупь  разложить  карандаши  разной  длины  в  порядке  возрастания  или убывания.

  Разложи  коврики.

Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке  по ширине.

Методы  исследования представлений о геометрических фигурах

 

Задание 6.   Какой формы?

Цель: Анализ представлений  о геометрических фигурах у дошкольников

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

1. Взрослый  называет какой-либо предмет окружающей  обстановки,  а  ребёнок   карточку  с  геометрической  формой,   соответствующей   форме   названо го  предмета.

2. Взрослый  называет предмет, а  ребёнок   словесно  определяет  его   форму.

 Например, косынка-треугольник,  яйцо- овал и т.д.

 

 Задание 7  Мозаика11.

Цель: Анализ представлений  о геометрических фигурах у дошкольников

Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических  форм выложить сложные картинки.

 

Задание 8.  Почини коврик.

Цель: Анализ представлений  о геометрических фигурах у дошкольников

Игровой  материал:  иллюстрация  с  геометрическим  изображением  порванных ковриков.

Информация о работе Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка